Предметом нашего исследования является образ Москвы в трилогии М.А. Булгакова: «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце».
Цель исследования — выявить особенности создания и функционирования мифа о Москве 1920-х годов в трилогии М.А. Булгакова.
Задачи исследования:
1) проанализировать художественные тексты с целью выявления авторской позиции и средств ее выражения;
2) определить способы создания образа Москвы в трилогии М.А. Булгакова;
3) выявить особенности функционирования образа Москвы в художественных текстах М.А. Булгакова.
Основные методы исследования: описательно-аналитический, структурно-типологический, сравнительно-исторический, историко-культурный методы. Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в научных исследованиях и на уроках литературы в средней школе.
Теоретической и методологической основой исследования послужили многочисленные работы теоретического и историко-литературного характера, посвященные обсуждаемой проблематике. В ходе конкретного анализа текстов привлекаются современные критические сочинения, необходимые для понимания произведений М.А. Булгакова.
В исследовании творчества М.А. Булгакова можно выделить несколько основных направлений. Монографии М. Чудаковой, А. Бурмистрова, Б. Мягкова, Е.С. Земской, В. Сахарова, посвящены исследованию творчества М. Булгакова в контексте его биографии; А. Смелянский, А. Нинов, В. Гудкова, И. Ерыкалова, Т. Исмагулова занимаются осмыслением театрального наследия писателя; в исследованиях Е. Яблокова, В. Немцева, О. Кушлиной, Ю. Смирнова, А. Казаркина объектом изучения стала сюжетно-композиционная структура произведений; работы А. Баркова, Б. Соколова связаны, в первую очередь, с анализом преломления исторических событий и лиц в булгаковской трилогии. Однако своеобразие мифа о Москве и пути его формирования в творчестве М. Булгакова 20-х годов пока не выявлены в современном литературоведении. Это обстоятельство определяет актуальность темы нашего исследования.
Структура и объем диссертации. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Общий объем машинописного текста составляет 190 страниц.
Во введении обосновывается актуальность, определяются объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, дается обзор литературы и источников по изучению мифа в русской литературе, рассматриваются особенности изображения Петербурга, петербургский текст русской литературы, а также булгаковская Москва в трилогии.
В первой главе ««Дьяволиада»: московский миф и традиции Н.В. Гоголя» анализируется роль повести «Дьяволиада» в создании мистического мифа о Москве в творчестве М.А. Булгакова. В повести «Дьяволиада» происходит сближение московского мифа с петербургским (произведения Н.В. Гоголя: «Вий», «Нос», «Шинель», «Записки сумасшедшего», «Мертвые души»). По отношению к роману «Мастер и Маргарита» повесть «Дьяволиада» представляется своего рода черновым наброском.
Во второй главе «Город на осадном положении» анализируются время (три этапа с 1919 по 1929 год), художественное пространство (трехчастное строение: центральная точка внутри столицы, Москва, пространство вокруг Москвы), персонажи в столкновении с фантастическим и мистическим, сатирические приемы, которые использует М.А. Булгаков для создания образа современной ему Москвы.
В третьей главе «Локальное сражение в сердце Москвы» рассматриваются основные конфликты, характерные для трилогии в целом. Среди них — конфликт отвлеченного разума и живой, естественной жизни; противопоставление хаосу новой московской жизни упорядоченного, нормального, традиционного уклада.
В Заключении подводятся основные итоги исследования.
В Библиографии представлены статьи и монографии, использованные в процессе работы над данным исследованием.
Основное содержание диссертационной работы отражено в следующих публикациях:
статьи в изданиях, входящих в список, рекомендованный ВАК РФ:
1. Образ Москвы в повести «Собачье сердце» М.А. Булгакова // Вестник МГУ. Серия 9 Филология. 2014. № 2. С. 169—179.
2. Развитие гоголевской традиции в повести «Дьяволиада» М.А. Булгакова // Вестник МГПУ Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование» 2014. № 4 (16). С. 119—125.
3. Город на осадном положении — анализ повести «Роковые яйца» М.А. Булгакова // Вестник РУДН. Серия Литературоведение Журналистика. 2014. № 4. С. 83—92.
Апробация. Основные положения диссертации нашли отражения в докладах, прочитанных на XX и XXII международных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Московский университет имени М.В. Ломоносова, 2013, 2015).
К оглавлению | Следующая страница |