1. Ключевая текстовая метафора «собачье сердце» является одной из основных функциональных доминант текста повести М.А. Булгакова «Собачье сердце», посредством которой осуществляется процесс текстопорождения.
2. Дериватогенная активность ключевой текстовой метафоры в повести основана на механизме соотнесения внутритекстового метафорического поля, в первую очередь, через посредство проецирования смыслов концептуальной метафорической модели «человек — это животное/зверь» и ее варианта этнокультурной метафорической модели «человек — это собака», находящихся в родовидовых отношениях.
3. Ключевая текстовая метафора «собачье сердце» представлена в заголовке текста повести двумя компонентами: предикатом собачье, репрезентирующим основную смысловую направленность и именем сердце, представляющее предмет аспектуализации первого компонента. Компоненты ключевой текстовой метафоры «собачье сердце» соотносятся с концептами «собака» и «сердце» и репрезентируют символические смыслы «животного, бездуховного начала» и «человеческого, духовного начала». Таким образом, ключевая текстовая метафора «собачье сердце» являет собой столкновение глубинных символических смыслов и моделируется проекцией двух концептуальных метафор «человек — это животное/зверь» и «органы человека — вместилища душевного, духовного мира».
4. Ключевая текстовая метафора «собачье сердце» является источником саморазвертывания, организации движения и притягивания смыслов метафорических единиц, метафорических контекстов текстовой ткани повести. Действуя по принципу фрейма, ключевая текстовая метафора «собачье сердце» способствует актуализации одного или нескольких слотов концептуального фрейма «собака». Текстовая актуализация любого элемента любого слота фрейма способствует установлению ассоциативной связи ключевой текстовой метафоры с базовыми языковыми метафорами.
5. Реализация смыслового потенциала ключевой текстовой метафоры «собачье сердце» происходит через ее взаимодействие не только с концептуальными метафорами «человек — это животное/зверь» и «человек — это собака», но и через связь с ориентационными концептуальными метафорами «верх — низ», а также «верх — это хорошо», «низ — это плохо».
6. Притягивание смыслов метафорических единиц, входящих во фреймовую структуру концепта «собака» аспектуализирует и мифологические смыслы, связанные с образом собаки в языковой картине мира русского народа.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |