В многослойном романе «Мастер и Маргарита» московский быт 1920—1930-х годов занимает важное место — это не просто фон для фантастических событий и приключений персонажей. В адресованном современникам романе подробно описывается жизнь москвичей — с коммунальными ссорами, «квартирным вопросом», шпиономанией, невидимой, но явной атмосферой Большого террора и т. д. Действие в романе охватывает весь центр города — Булгаков очень хорошо знал Москву и почти всегда был точен в деталях.
Но несколько важных адресов, где писатель поселил своих героев, до сих пор остаются загадкой для исследователей. Один из них — дом, послуживший прототипом особняка, в котором жила Маргарита до встречи с Мастером. Булгаков пишет, что его героиня занимала «весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата». Также известно, что это был особняк в готическом стиле и что спальня Маргариты находилась в его башне. Но в том самом переулке, из которого вылетела Маргарита, ставшая ведьмой, не было и нет никакого готического особняка. По-видимому, Булгаков поселил Маргариту в не существующем в реальности особняке, у которого тем не менее можно отыскать несколько возможных прототипов: Дом военных (в нем жила со своим вторым мужем Елена Сергеевна Шиловская, будущая третья жена писателя), особняк Соловьева (в пяти минутах ходьбы от дома Елены Сергеевны), доходный дом Константина Лазарева неподалеку от последней квартиры Михаила Булгакова и другие...
Прежде всего откроем тайну, которую мастер не пожелал открыть Иванушке. Возлюбленную его звали Маргаритою Николаевной. Все, что мастер говорил о ней, было сущей правдой. Он описал свою возлюбленную верно. Она была красива и умна. К этому надо добавить еще одно — с уверенностью можно сказать, что многие женщины все, что угодно, отдали бы за то, чтобы променять свою жизнь на жизнь Маргариты Николаевны. Бездетная тридцатилетняя Маргарита была женою очень крупного специалиста, к тому же сделавшего важнейшее открытие государственного значения. Муж ее был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену. Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу — особняк еще цел до сих пор.
«Мастер и Маргарита», глава 19
Особняк Кекушевой. Улица Остоженка, дом 21. 1904 г.
Улица Остоженка, дом 21. 2016 г.
Этот миниатюрный замок известный архитектор Лев Кекушев построил в 1903 году на Остоженке для своей жены. Расположенный в двух шагах от подвала Мастера и украшенный граненой башенкой, особняк считается одним из наиболее вероятных прототипов дома Маргариты. На это указывает стиль здания и упоминание о том, что спальня героини выходила «фонарем в башню особняка».
Интерес представляет также история, произошедшая в стенах этого замка: дочь архитектора, Екатерина Львовна Кекушева, вопреки протестам родственников, ушла из богатого дома к театральному художнику-декоратору Малого театра и другу Булгакова Сергею Топленинову.
С другой стороны, есть и топографические противоречия — дом № 21 находится в некотором отдалении от Арбата, а рядом нет сада и решетчатой ограды, описанных в романе «Мастер и Маргарита».
Доходный дом Лоськова. Мансуровский переулок, дом 4. 1913 г.
Мансуровский переулок. 2016 г.
Здание построено в 1906 году в стиле северного модерна по проекту архитектора Александра Зеленко для бывшего крестьянина Петра Васильевича Лоськова. Оно напоминает средневековый замок, украшенный круглой башней с остроконечным шатром. Этот дом вполне мог стать прообразом особняка Маргариты. В пользу этого предположения говорит и то, что подвал Мастера расположен буквально через дорогу.
Особняк Морозовой. Спиридоновка, дом 17. 1907 г.
Улица Спиридоновка, дом 17. 2016 г.
Особняк, построенный в 1893—1898 годах Федором Шехтелем по заказу предпринимателя и мецената Саввы Морозова для жены Зинаиды, также считается одним из возможных прототипов особняка Маргариты. Здание привлекает внимание своей эклектичностью, смешением разных стилей с преобладанием черт английской неоготики.
Дом Соловьева. Малый Ржевский переулок, дом 6. 2016 г.
Есть также версия, что прототипом дома Маргариты стал знаменитый особняк архитектора Сергея Устиновича Соловьева, построенный им для себя в 1902 году. Этот дом украшают многочисленные изображения-символы: совы и филины, музы четырех искусств и Афина Паллада, химера, статуя льва у входа в дом и летучая мышь на почтовом ящике. А рядом, в доме № 11, жила в 1920-е годы Елена Сергеевна Шиловская.
Особняк Коровина. Малый Власьевский переулок, дом 12. 2016 г.
Если проследить маршрут Маргариты, вылетевшей на метле из окна своего особняка, можно предположить, что она проживала в Малом Власьевском переулке. Поэтому одноэтажный особняк Ивана Коровина, построенный в 1903 году архитектором Иваном Кондратенко, мастером московского модерна, возможно, также послужил одним из прототипов дома Маргариты.
Доходный дом наследников Циркунова. Чистый переулок, дом 10. 2016 г.
Необычный асимметричный фасад здания, разделенный на три части, каждая из которых имеет свою архитектурную тему, наверняка не мог остаться незамеченным Булгаковым. Интересно и то, что левая часть фасада выполнена в манере северного модерна и стилизована под башню. (Булгаков пишет в романе: «Маргарита проснулась около полудня в своей спальне, выходящей фонарем в башню особняка».) В том же Чистом переулке, во дворе дома № 9, стоял деревянный флигель, в котором Булгаков вместе со своей второй женой Любовью Белозерской жил в 1924—1926 годах.
Особняк Рябушинского. Малая Никитская улица, дом 6/2, стр. 5. 2016 г.
Другим возможным прототипом особняка Маргариты называют знаменитый особняк, построенный Федором Шехтелем в 1900—1903 годах для предпринимателя и коллекционера Степана Павловича Рябушинского. Сейчас здесь находится Музей-квартира Максима Горького.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |