Вернуться к М.Н. Золотоносов. «Мастер и Маргарита» как путеводитель по субкультуре русского антисемитизма

Глава 19

От навязчивой иудейской мистики вернемся к СРА. В ее рамках можно гипотетически объяснить поведение Маргариты, подвергающей разгрому квартиру Латунского. Если предположить, что Булгакову была известна «Еврейская Франция» Э. Дрюмона1, то нельзя не сопоставить с эпизодом разгрома квартиры Латунского описание Сары Бернар, которая, будучи возмущена «книгой Марии Коломбье, напала с тремя сообщницами на квартиру своей соперницы, вооруженная хлыстом, <...> и разбила все, что попало под руку»2.

Возможно в этой же антисемитской книге содержится объяснение потопа, устроенного Маргаритой: Дрюмон описал «еврейский» обычай «выливать всю воду из дома, в котором кто-нибудь только что умер». Это способ, указал Дрюмон, «сообщить о смерти всем соседям, не употребляя рокового слова»3.

Примечания

1. Знакомство с этой книгой, которую М.А. Волошин назвал несправедливой, но талантливой, не исключено. Э. Дрюмон упоминал как еврея актера Монфлери, настоящее имя которого якобы было Захария Жакоб. «Это тот самый, который в отмщение за безобидные насмешки Мольера <...> обратился к Людовику XIV с челобитной, в которой обвинял великого комика в том, что он женат на собственной дочери (Дрюмон Э. Еврейская Франция. Т. 1. С. 151). Эпизод, как известно, был помещен Булгаковым в пьесу «Кабала святош», где донос пишет актер Захария Муаррон. Возможно, Булгаков и подразумевал еврейскую национальность главного злодея пьесы.

2. Дрюмон Э. Указ. соч. С. 49.

3. Там же. С. 96.