Вернуться к М.Н. Золотоносов. «Мастер и Маргарита» как путеводитель по субкультуре русского антисемитизма

Глава 10

В контексте СРА возник и образ Воланда. Помимо аспекта «еврейско-сатанинского», взятого в общем виде, очевидно, можно говорить и об одном важном конкретном прототипе. Вероятно, на создание этого персонажа повлияли впечатления от фигуры знаменитого в свое время доктора Папюса (псевдоним Жирара Анкоса, 1865—19161), автора изданных в России многочисленных книг о хиромантии, магии (черной и белой), масонстве, иллюминизме, мартинизме, каббале, оккультизме, астрологии... Папюс был (вероятно, в разное время) доктором каббалы и медицины Парижского университета, Председателем Верховного Совета ордена мартинистов и гроссмейстером этого ордена, президентом независимой группы эзотерических знаний, маршалом Верхней Манчестерской ложи, председателем Великой Сведенборгской ложи во Франции, Великим Жрецом Часовни и Храма INRI2.

В России в 1900—1910-е годы доктор Папюс был хорошо известен. Главным его русским популяризатором являлся журнал оккультных наук «Изида» (1909—1916, вышло 87 номеров). Самый первый номер (1909, октябрь) открылся статьей Папюса «Что такое оккультизм?» (окончание в №№ 2, 5, 11), а на стр. 7 того же первого номера был помещен портрет Папюса3. За восемь лет существования «Изида» опубликовала множество робот доктора4.

Достаточно привести высказывание о Папюсе из статьи некоего «Юма», чтобы понять, какое место занимала эта таинственная фигура в умах людей, каков был авторитет Папюса. Духовные способности Папюса развиты до того, писал «Юм», что «по заявлению одного из почтенных русских спиритуалистов, он сам был свидетелем, как по вкушению Папюса совершенно самостоятельно двигалась люстра»5.

Но способность к телекинезу была лишь одним из аспектов образа Мага. Папюс стал генеральным символом масонства, практического оккультизма и черной магии, их живым и конкретным воплощением. Поэтому и в мифологии СРА в первое десятилетие XX века он играл центральную роль, занимая то же место, что и Воланд в романе «Мастер и Маргарита».

Небольшое отступление. В «Голом годе» Б.А. Пильняк «материализовал» разные точки зрения на русскую революцию, в том числе и ее «масонскую» трактовку (т. е. как дело рук масонов; правда, «еврейский» компонент был при этом аккуратно спрятан). И хотя эта трактовка дана в романе сквозь фильтр пародии, травестийно6, тем не менее для ее воплощения Пильняк довольно точно сконструировал образ масона Семена Матвеева Зилотова, наделив его всеми теми атрибутами идеологии и обрядности, которые «жидо-масонам» приписывала СРА.

Зилотов приготовляет какие-то снадобья, пахнущие серой, читает переводы французских масонских книг; молится на пентаграмму; наконец, организует зачатие Антихриста (см. примеч. 77). Среди его книг упомянута «Черная магия» Папюса7 и сделан примечательный вывод: «Мертвые дни мертвого города украсил Папюс»8. Можно предположить, что речь идет о духовном влиянии, о сильном впечатлении, о воображении, занятом образом Папюса. И не исключено, что то же самое можно сказать и о Булгакове. Во всяком случае отдельные детали из книг Папюса9 явно отразились на облике и атрибутах Воланда: ОГОНЬ (INRI) — лишь одна из них.

«Воланд был со шпагой <...> Воланд поднял шпагу. Тут же покровы головы потемнели и съежились <...>» (гл. 23).

Читаем в книге доктора Папюса: «Экспериментатор (маг — М.З.) одной рукой держит шпагу с длинным острием, а другой сильно намагниченный жезл»10.

«Шпага мага, заканчивающаяся изолирующей рукояткой, имеет стальной наконечник. Это рассеиватель психического флюида <...> Никогда посвященный не обращается к невидимому существу, не имея шпаги, острие которой оттолкнет злые влияния»11.

«<...> Если маг предполагает, что вызванная им астральная сила желает злоупотребить своим могуществом и готова действовать против его намерений, то ему ничего не остается как выставить острие своей шпаги»12.

«Чтобы производить операции, надо сшить себе одежду из белого полотна, вроде рубашки, но до пола, с отверстием для головы и несколько шире книзу»13.

Между прочим, в книге «Магия и гипноз» (Киев, 1910) на стр. 262 Булгаков мог видеть иллюстрацию «Шпага. Действие шпаги при магических вызываниях»: на картинке изображен маг со шпагой в правой руке, в хламиде, напоминающей одеяние Воланда. Шпага направлена в некоего «демона», вызванного магом и повисшего над ним в воздухе14.

Примечания

1. «Гебраистический» псевдоним ассоциируется, например, с Папюс бен Иуда (Encyclopaedia Judaica. Jerusalem, S. a. Vol. 13. Col. 69—70).

2. Igne Natura Renovatur Integra — огнем вся природа обновляется. Ср. с мотивом очищающего огня в «Мастере и Маргарите»: «Мастер, уже опьяненный будущей скачкой, выбросил с полки какую-то книгу на стол, вспушил ее листы в горящей скатерти, и книга вспыхнула веселым огнем.

— Гори, гори, прежняя жизнь!

— Гори, страдание! — кричала Маргарита» (гл. 30).

Знаменитое «рукописи не горят», очевидно, также связано с этим смысловым комплексом: огнем обновляется лишь Природа, Культура должна сохраняться, для нее обновление гибельно (невозможно). В то же время INRI — Пилатова надпись: Iesus Nasorensis Rex Judaeorum. Ср. с надписью на стене комнаты, где до 1915 г. Булгаков жил с первой женой: «Ignis Sanat» («огонь излечивает»); см.: Земская Е.А. Из семейного архива // Воспоминания о Михаиле Булгакове. М., 1988. С. 64. Эта аббревиатура приводилась и в известной Булгакову книге М.А. Орлова «История сношений человека с дьяволом» (Спб., 1904). Пересказывая сочинение Лео Таксиля «Дьявол в XX столетии», М.А. Орлов описал обряд инициации в «высшие чипы палладизма» (палладизм, по Таксилю, — «высшее масонство»): инициируемый должен угадать одну из сами дверей, ведущую в святилище. На заветной двери надпись: «Ignis» (Огонь) (Орлов М.А. Указ. соч. С. 324—325). В той же книге описан обряд сжигания трупа некой старухи: «Когда все было кончено, Сата подошел к статуе Бафамета и громким голосом трижды воскликнул:

— Inri!.. Inri!.. Inri!..

И в ответ ему из догорающего костра раздался глухой голос, проговоривший четыре латинских слова:

— Igne Natura Renovatur Integra.

Эта дьявольская фраза, как можно судить по начальным буквам слов (I.N.R.I.), представляет собой явную пародию на надкрестную надпись» (Орлов М.А. Указ. соч. С. 276—277). Описанный обряд Таксиль якобы видел в свою первую встречу с демонопоклонниками в Индии (на Цейлоне).

В качестве«священного слова» INRI упоминается и в другой, также насыщенной вымыслами, книге Лео Таксиля: Taxil Léo. Les Mystères de la Franc-Maçonnerie. Paris. S. a. P. 311—332, где оно было включено в символику фантастического ритуала посвящения в 18-ю степень «Le Rose-Croix» и расшифровывается именно как Igne Natura Renovatur Integra. Кстати, на предыдущей странице той же книги описан ритуал приема в 17-ю степень «Les Chevalier d'Orient et d'Occident», для которой священным словом являлось слово ABADDON.

3. См. примеч. 145. Портреты Папюса см. также: Изида. 1910, № 7. Апр. С. 9; 1910, № 1. окт. С. 10; 1916, № 1. Окт. С. 1 (в связи со смертью).

4. Та же «Изида» популяризировала и В.И. Крыжановскую. См: Крыжановская В.И. Беседа с моими читателями // Изида, 1910, № 5. Февр. С. 5—7; Фон Нольде Л.А. В.И. Крыжановская // Изида. 1910. № 2 Нояб. (портрет Крыжановской на с. 11); рецензии на «оккультные романы» Крыжановской: Изида. 1910, № 6. Март. С. 15; 1914, № 8. Май. С. 25. Таким образом, Папюс и Крыжановская располагались в общем смысловом поле.

5. Юм. Беседы старого спирита. Как вызывать духов // Спиритуалист, 1907, № 1. С. 16.

6. Этого не почувствовал, например, Г. Анищенко, с избыточной серьезностью и аккуратностью выписавший все цитаты, относящиеся к линии Зилотова (см.: Анищенко Г. Деревянный Христос и эпоха голых годов // Новый мир, 1990, № 8. С. 243—244). Впрочем, даже В.Б. Шкловский, в статье 1925 г., упомянув о зачатии антихриста, сделал вывод: «Это самое натянутое и ненужное место романа» (Шкловский В.Б. Пильняк в разрезе // Шкловский В.Б. Гамбургский счет. С. 269).

7. Пильняк Б.А. Избр. произв. Л., 1978. С. 132. Из пяти «масонских» книг Зилотова, названных Пильняком, в реальности существуют три: Юнг Э.

Бытие разумное, или Нравственное воззрение на достоинство жизни. М., 1787; Оптимисм, то есть наилучший свет, состоящий в продолжении истории Кандида. Часть вторая сочинения г. Волтера, переведена с немецкого из книги «Die loste Welt» [Спб.], 1779 (авторство ошибочно приписывалось Ш.К. Торелю де Шампиньель); Папюс. Практическая магия (черная и белая). Спб., 1912. Ч. 1—3. Книги же с ключевым названием «Пентаграмма, или Масонский знак», видимо, не существует.

8. Пильняк Б.А. Избр. произв. С. 132.

9. К сожалению, недоступной осталась книга Папюса «Хиромантия, физиогномия, лунно-звездно-небесная таинственная астрология и таинственная каббалистика» (М., 1897—1898), ныне отсутствующая в библиотеках России.

10. Магия и гипноз: Собрание проверенных и доказанных фактов и опытов: Разъяснение оккультизма / Под ред. Папюса. Киев, 1910. С. 279.

11. Там же. С. 287.

12. Папюс. Практическая магия (черная и белая). Спб., 1912. Ч. 2. С. 86.

13. Там же. С. 93.

14. Ср. с названием главы «При шпаге я!» в «Тайному Другу»: шпага может быть атрибутом не оперного Мефистофеля (см.: Чудакова М.О. Неоконченное сочинение Михаила Булгакова // Новый мир, 1987. № 8. С. 192), а черного мага. О том, как пользуются такой шпагой, писала, например, В.И. Крыжановская в романе «В царстве тьмы».