Вернуться к Г.Г. Акбулатова. Мастер и Фрида

Предуведомление

Он достоин того, чтобы ответствовать перед Богом и людьми за свои дела.

С.Н. Булгаков. «Жребий Пушкина»

И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими...

Эпиграф к «Белой гвардии»

Сегодня, когда после смерти Михаила Афанасьевича Булгакова и «действующих лиц» драмы его судьбы прошло более полувека, когда многое отретушировано и отредактировано (и не по одному разу!), мы знаем о «персонажах», не говоря уже о прототипах, едва ли не меньше, чем прежде. Даже о самом авторе. Кто он — гений, борец с Дьяволиадой, душевнобольной? А его Муза, Елена Сергеевна Булгакова, по мнению многих исследователей и читателей — прототип Маргариты в романе? Ева-искусительница? Подруга? Или первая жена писателя Татьяна Лаппа — пылкая юношеская любовь? Жертва этой любви — «Фрида»?

Да, наверно, существует канон: как писать о гении и его созданиях. Но я позволю себе следовать не канону, а читательскому вдохновению, в состав которого входят социальный, житейский опыт, особенности душевного склада читающего и прочее и прочее. Уверена: М.А. Булгаков меня бы понял, ведь, в отличие от моего читательского вдохновения, его, писательское, куда как дальше завело: вопреки канону он позволил себе оправдать тех, кто распял Христа. И об этом спорят до сих пор: имел на это право писатель или не имел?