...Из Старгорода — в Москву, от Гаврилина — к «Гаврилиаде». Из Пушкина тщательно извлекается одна только пародия на Священное Писание, а поскольку Пушкин, с точки зрения авторов романа, к жанру дьяволиады пера не приложил, они, выстраивая новую столицу по образу и подобию старой, вписывают в нее сценку нового быта, сложенную из добротных старых деталей:
«Беспризорные сидели возле асфальтового чана и с наслаждением вдыхали запах кипящей смолы»1.
Беспризорные взяты из действительности, действительность из Старгорода (диалог беспризорного с Остапом), чаны с кипящей смолой — прямо из Ада. Из старгородского стройматериала на Москву отпущены и гробы: на перроне Курского вокзала «поодаль Безенчука стоял штабель гробов. Поезд уже давно унес концессионеров, и театр Колумба, и прочую публику, а Безенчук все еще ошалело стоял над своими гробами. В наступившей темноте его глаза горели желтым неугасимым пламенем»2.
Не стоит приписывать авторам намерение похоронить советскую власть, напротив, их цель обжить и оживить Москву — литературно, то есть довоенно и по-петербуржски. Безенчук-гробовщик, значит, «Гробовщик», одна из первых петербургских повестей Пушкина. Такова профессиональная генеалогия Безенчука, но есть и сюжетная: в гробы упакована Коробочка, точно так же приехавшая в губернский город по делам мертвых душ.
В рекордно короткий срок своей жизни Пушкин не только успел сколотить Гоголю замысел «Мертвых душ», но и съездить на Кавказ, чем проложил дорогу Лермонтову. И в романе Военно-Грузинскую дорогу прокладывает автор «Гаврилиады» Никифор Ляпис:
«— Что Гаврила! Ведь это же халтура! — защищался Ляпис. — Я написал о Кавказе!
— А вы были на Кавказе?
— Через две недели поеду.
— Да, кстати, Ляпис, почему вы Трубецкой?»3.
Действительно, почему Трубецкой, а не Долгорукий, Валуа или, на худой конец, Сумароков-Эльстон, как предлагает Ляпису резвящийся Персицкий? Торг здесь не уместен: а потому Ляпис — Трубецкой, что он, владелец одного из стульев, занимает место пушкинского периода русской литературы.
На Кавказе лермонтовскую демонологию авторы превращают в пародию с такой же виртуозностью, с какой в Москве пушкинскую пародию («Гаврилиаду») — в Дьяволиаду. А чтобы этот Провал не слишком провалился в классику, они подпирают его злободневной современностью в жанре краткой биографии отца Федора: фамилия — Востриков, учился в духовной семинарии (на фотографии тех лет изображен усатым семинаристом), семинарию бросил и перешел на юридический факультет Санкт-Петербургского университета4. Итак, о. Федор есть Троица: Киров (Востриков — Костриков, плюс Киров на Кавказе), Сталин (усатый семинарист) и Ильич (юрфак в Петербурге).
Переезд к последней литературной станции — Достоевскому — представляется простым: с Достоевским отца Федора связывает имя, а с его героями — профессия: «бес». Итак, сюжетная логика романа непреложно приводит к «Бесам». Но этого не произошло, авторов подвел миф столицы: действие «Бесов» разворачивалось в провинции, а на месте Москвы уже раскинулся Нью-Петербург, и он требовал жертвы. Петербургскому роману («Преступление и наказание») приносится в жертву самое дорогое: Остап и роман «Двенадцать стульев».
Примечания
1. Т. 1, стр. 161.
2. Т. 1, стр. 290.
3. Т. 1, стр. 278.
4. Т. 1, стр. 45.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |