Вернуться к М.Л. Каганская, З. Бар-Селла. Мастер Гамбс и Маргарита

Компостер

Выбор центра или периферии определяется отношением авторов к пространству и времени. Роман Мастера в романе Булгакова — это не композиционный прием, а композиционная метафора: Москва вложена в Иерусалим, Иерусалим — в Москву, обратимость пространств принципиально снимает проблему и категорию времени — в полном соответствии с указаниями Штейнера: биография Иисуса «вдвинута в XX век, став нашей; сдвинут XX век в первый».

Миф Булгакова — это миф неподвижного пространства и стоячего времени. «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» — романы путешествий; пространства в них сменяют друг друга со скоростью пейзажей за окном вагона: Старгород — Москва — Кавказ — Крым — Москва; Арбатов — Удоев — Черноморск — Туркестан — Москва — Черноморск — румынская граница. Маршруты, как будто, почти совпадают. «Как будто» и «почти»! Эти две маленькие оговорки прячут огромное расстояние между «Двенадцатью стульями» и «Золотым теленком».

Старгород — Москва — Кавказ — Крым — Москва... Почему стулья в романе расставлены в таком порядке? Не будь Старгорода, маршрут оказался бы кольцевым: Москва — Москва. Старгород, видимо, понадобился для того, чтобы ввести тему русской провинции, а вместе с ней — отца русской дьяволиады Гоголя: Старгород — Миргород. Но и все прочие пункты прибытия литературные: Москва — Пушкин («Гаврилиада»); Кавказ — Лермонтов (Пятигорск и Демон); Крым, против ожидания, объезжен не по пушкинским местам, а, с помощью землетрясения, присоединен к кавказскому Провалу. Еще большая неожиданность подстерегает нас в Москве: владелец двенадцатого стула — Достоевский! Почему один из соавторов «образа Петербурга» переехал в Москву, объясняет подорожная Остапа: Петербург в ней не указан. Из Петербурга в Москву Достоевский перенесен вслед за столицей, но административный восторг влечет авторов дальше: столица переносится в Васюки, переименованные в Нью-Москву, Москве же достается в удел имя Старые Васюки. В Нью-Москве никакой русской литературы не происходит, если не считать того, что один из васюкинцев читает роман Шпильгагена, а шахматные мечтания Остапа внятно отдают Хлестаковым по форме и лирической утопией «Русь-тройка» — по содержанию:

«Нью-Москва становится элегантнейшим центром Европы, а скоро и всего мира, ...а впоследствии и Вселенной»1.

Расширение «иных народов и государств» до вселенских размеров объясняется увеличением тягловой силы: вместо тройки — «Клуб четырех коней». И еще: приемы игры гроссмейстера («старшего мастера») схожи с шахматными манерами Бегемота, а до них — с шашечным стилем Ноздрева: все трое крадут и смахивают с доски фигуры.

Примечания

1. Т. 1, стр. 318.