Режиссура бала у Сатаны с самого начала воспроизводит мейерхольдовский спектакль: занавеса нет, вместо поднятия занавеса вспыхивает свет —
«— Я, я, — шептал кот, — я дам сигнал!
— Давай! — ответил в темноте Коровьев.
— Бал!!! — пронзительно взвизгнул кот, и тотчас Маргарита вскрикнула и на несколько минут закрыла глаза. Бал упал на нее сразу в виде света, вместе с ним звука и запаха»1.
«Звука»! У Мейерхольда звук и музыка такие же актеры, как декорации, реквизит и конструкция сцены. С той же тщательностью, что и реквизит, подбирал он музыку к спектаклю:
«Теперь к делу...
Мы берем время расцвета канкана. А вальс, плавный, медленный, прозрачный, скромный, даже наивный (Ланнер, Глинка, Вебер), переходит в сладострастный, пряно-цветистый, стремительный (Иоганн Штраус)» (письмо В.Я. Шебалину от 24 июня 1933 года)2.
«Крикните ему: Приветствую вас, король вальсов!
— Кто дирижер? — отлетая, спросила Маргарита.
— Иоганн Штраус! — закричал кот»3.
Но никакого отношения к спектаклю не имеет негритянский джаз-банд, приглашенный Бегемотом и увеселяющий, наряду со Штраусом, гостей Воланда, — не было в «Даме с камелиями» джаза. Джаз, притом именно банд, притом именно негритянский играл в другом мейерхольдовском спектакле: «В спектакле «Даешь Европу!» (1924) играл первый джаз, появившийся в Москве — настоящий негритянский джаз Сиднея Бешэ»4.
Роль джаза Сиднея Бешэ Мейерхольд расписал так: «Игра будет сопровождаться музыкой (как у эксцентриков)»5.
Десять лет спустя Булгаков джаз описывает:
«Он хлопнул себя по коленке раз, потом накрест по другой — два, вырвал из рук крайнего музыканта тарелку, ударил ею по колонне.
Улетая, Маргарита видела только, что виртуоз-джазбандист бьет по головам джазбандистов и те приседают в комическом ужасе»6.
«Вырвал тарелку», «бьет по головам», «в комическом ужасе» — это и есть предусмотренная Мейерхольдом музыкальная эксцентрика.
Консервация театрального впечатления десятилетней давности доказывает, что, при всей явной любви к МХАТу, Булгаков был тайно и мучительно заинтригован Театром имени Вс. Мейерхольда.
Примечания
1. «Мастер и Маргарита», стр. 677.
2. Мейерхольд В.Э. «Статьи. Письма. Речи. Беседы», ч. 2 (1917—1939). М., «Искусство», 1968, стр. 288 (Далее: Мейерхольд).
3. «Мастер и Маргарита», стр. 678.
4. Елагин Ю. «Укрощение искусств». Нью-Йорк, Изд-во им. Чехова, 1952, стр. 205.
5. Мейерхольд В.Э. ««Д.Е.» (беседа с коллективом театра 7-го апреля 1924 г.)». — Мейерхольд, стр. 62.
6. «Мастер и Маргарита», стр. 679.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |