Возглавить новую литературу не получилось — что ж, можно попробовать как-то центрировать ее вокруг себя.
Но, простите, каким образом? Бросить с парохода современности Горького, Брюсова, Белого, а с ними и Маяковского — вождей новой литературы? Ведь именно к ним обращены мысли приехавшего завоевывать Москву киевского врача.
Нет, такой футуризм не для него. Он придумал другое.
В берлинских изданиях «Новая русская книга» и «Веретеныш» он помещает объявления:
«М.А. Булгаков работает над составлением полного библиографического словаря современных русских писателей с их литературными силуэтами. Полнота словаря зависит в значительной мере от того, насколько отзовутся сами писатели на эту работу и дадут о себе живые и ценные сведения. Автор просит всех русских писателей во всех городах России и за границей присылать автобиографический материал по адресу: Москва, Б. Садовая, 10, кв. 50, Михаилу Афанасьевичу Булгакову.
Нужны важнейшие хронологические даты, первое появление в печати, влияние крупных старых мастеров и литературных школ и т. д. Желателен материал с живыми штрихами.
Особенная просьба к начинающим, о которых почти нет или совсем нет критического или биографического материала.
Лица, имеющие о себе критические отзывы, благоволят указать, кем они написаны и где напечатаны.
Просьба ко всем журналам и газетам перепечатать это сообщение.
Москва, 6 октября 1922 г.» (ЖМБ, с. 211).
А также в отечественных:
«Словарь русских писателей.
М.А. Булгаков работает над составлением словаря русских писателей — современников Великой революции. Он обращается с просьбой ко всем беллетристам, поэтам и литературным критикам во всех городах прислать ему автобиографический материал. Важны точные хронологические данные, перечень произведений, подробное освещение литературной работы, в особенности за годы 1917—1922, живые и значительные события жизни, повлиявшие на творчество, указание на критику и библиографию каждого. От начинающих в провинции желательно было бы получить номера журналов с их печатными произведениями» (ЖМБ, с. 211—212).
И представил фрагмент из будущего словаря: «литературный силуэт» Юрия Слезкина (Сполохи, 1922, № 12, с. 49—54).
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |