Вернуться к А.А. Кораблев. Мастер: астральный роман. Часть II

«Записки на манжетах»

НУЖНО ВАМ СКАЗАТЬ, ЧТО, ЖИВЯ ВТОРОЮ ЖИЗНЬЮ, Я СОЧИНИЛ НЕЧТО — ЛИСТА НА ЧЕТЫРЕ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО ПЕЧАТНЫХ. ПОВЕСТЬ? ДА НЕТ, ЭТО БЫЛА НЕ ПОВЕСТЬ, А ТАК, ЧТО-ТО ТАКОЕ ВРОДЕ МЕМУАРОВ (ТД, 4).

Свои «мемуары» Булгаков назвал «Записками на манжетах» (1920—1922), очень точно определив особенности их стиля: отрывочность, объясняемая не только отрывочностью самой жизни, убыстренной, не оставляющей времени осмыслить и упорядочить нагнетаемые ею впечатления, но и форматом «манжет», которые выглядывают так вызывающе несвоевременно и неуместно на военно-революционном маскараде 20-х годов.

«Не при свете свечечки, а при тусклой электрической лампе сочинил книгу «Записки на манжетах» (А-24).

Ирина Сергеевна Раабен, печатавшая «Записки», вспоминает (1970):

«Он приходил каждый вечер, часов в 7—8, и диктовал по два-три часа и, мне кажется, отчасти импровизировал. У нею в руках были, как я помню, записные книжки, отдельные листочки, но никакой рукописи как таковой не было» (Запись М. Чудаковой; ВМБ, с. 128).