В данной главе были представлены основные этапы становления центрального понятия нашей работы — «магический реализм». Историко-литературный контекст позволяет установить, что представление о магическом реализме, основные предпосылки его возникновения прослеживаются не только в латиноамериканской литературе, как традиционно принято считать в научном дискурсе, но и в отечественном искусстве и литературе в частности.
Методология магического реализма формируется в контексте программных очерков, эссе ярких представителей данного художественного метода — Х.Л. Борхеса, А. Карпентьера, Г.Г. Маркеса. По сути, воззрения латиноамериканских писателей представляют собой цельную концепцию, авторефлексию к собственному творчеству, согласно которой магический реализм — это новое направление в искусстве, имеющее свой конкретный почерк и стиль.
Оригинальность магического реализма проявляется в особом способе создания такой важнейшей категории поэтики как художественное пространство, понимаемое как «чудесная реальность». Этот феномен актуализирует семантику «чуда» или, иначе говоря, способ преображения мира при помощи художественного слова (магическая функция слова).
Способами темпорализации пространства являются карнавал и ярмарка с их приуроченностью к конкретным временным периодам. Рассматривая вслед за М.М. Бахтиным специфику карнавальной культуры, особое внимание мы уделяем языковой сфере, основанной на явлении гротескного реализма как эстетической концепции. Гротескный реализм интерпретируется нами как предшественник магического реализма, как то явление, которое лежит в основе центрального понятия нашей диссертации.
Таким образом, выводы к первой главе могут быть представлены в следующих пунктах.
1. Магический реализм — это явление в искусстве и литературе, которое формируется в связи с актуализацией магической функцией слова в XX веке. Способность слова воздействовать на мир, преображать его становится важной и значимой в переломные периоды: войны, революции и прочие социальные кризисы, которые подталкивают человека к поиску новой, альтернативной реальности.
2. Для поэтики магического реализма характерно создание особого типа пространственной организации. Понятие «чудесная реальность» вводится в употребление писателями, формирующими новое явление в искусстве и литературе. В словесно-образном искусстве «магический реализм» рассматривается сквозь призму так называемой «чудесной реальности», которая понимается как преображённая действительность, художественное преломление которой происходит в слове. Такую концепцию предлагают сами магические реалисты — Х.Л. Борхес, А. Карпентьер, Г.Г. Маркес, ощущающие, по-видимому, необходимость сформировать поэтологическое представление о магическом реализме как новом художественном методе.
3. Способом временной организации художественного пространства в поэтике магического реализма являются карнавал и ярмарка как мультикультурные явления, приуроченные к конкретному временному промежутку и интервалу. Карнавал и ярмарка апеллируют к принципу многоголосицы, смешению языков и различных речевых жанров, формируя особый тип художественной образности — гротескный реализм. Для двух разновидностей реализма характерна укоренённость в народной культуре, обрядово-зрелищной форме, использование гротеска как способа создания художественной образности.
4. Магический реализм целесообразно обозначить как художественный (творческий) метод, который прослеживается в различных национальных литературах. Он осуществляется при актуализации магической функции слова, что подразумевает многомерную организацию художественного мира литературного произведения.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |