Вернуться к Е.И. Волгина, С.А. Голубков, В.И. Немцев, И.В. Попов. Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова

Предисловие

Накануне столетия со дня рождения великого русского писателя советского периода Михаила Афанасьевича Булгакова (1891—1940) мы не можем не согласиться с довольно неудобным фактом: при всём огромном интересе к булгаковскому наследию сборники научных статей у нас единичны. Четверть века исследователи обращаются к прекрасным произведениям писателя и видят в них прежде всего общественную, философскую, эстетическую проблематику. К тому же, что составляет «корневую систему» всякого художественного организма, к поэтике, мы всерьез подходим только теперь. Подобную односторонность, вместе с крупными работами последнего времени, обращенными к поэтике М.А. Булгакова, на наш взгляд, и пытается преодолеть настоящий межвузовский сборник «Литературная традиция в поэтике Михаила Булгакова».

Поэтическая проблематика, отраженная в научных статьях авторов сборника, в основном повернута к традиции мировой литературы, ясно видимой в булгаковских произведениях. Светлые стороны человеческой истории, народного опыта, индивидуального мироощущения освоены художником настолько органично, что предмета спора здесь как будто уже и нет. И все равно необходимо назвать характер и оттенки этой традиции, выяснить ее происхождение и соотнести с ходом литературного процесса XX века. Это нужно сделать в первую очередь, чтобы затем уже обратиться к наиболее характерным чертам художественных произведений, написанных Михаилом Булгаковым.

Сборник открывается полемической статьей А.А. Кораблева «Булгаков и литературоведение (Точки соприкосновения)», в которой рассматривается предположительное воздействие на формирование теоретических взглядов писателя работ Ю. Айхенвальда, Д. Мережковского, М. Гершензона, сопоставляется булгаковское понимание литературного творчества с эстетической концепцией М. Бахтина. Для перехода к разговору о традиционных принципах стиля Михаила Булгакова, об эстетических суждениях его, связанных с опытом выдающихся художников, эта работа чрезвычайно важна, хотя, надо сознаться, ее полемический задор не всегда встречает отклик у авторов сборника. Последующие работы расширяют и углубляют предмет разговора. Статья В.И. Немцева «Контексты творчества М. Булгакова (К проблеме традиций)» обращена к огромному контексту мировой культуры, заметному в писательском наследии. Здесь предпринимается попытка подвести некоторые итоги исследования поэтики М. Булгакова, уточняются мировоззренческие аспекты его творчества, а также намечаются пути изучения художественного наследия.

Проблема традиций и новаторства как ключевая выдвигается В.Б. Петровым в его статье о пьесе «Багровый остров». Тонкий литературоведческий анализ этого произведения выявляет пародийное переосмысление традиций русской и зарубежной классики, обнаруживает схождения с творчеством писателей-современников. Об одном из таких творческих взаимодействий говорит Ю.Б. Неводов в своей работе «В. Маяковский и М. Булгаков (Спор о драме и уроки полемики)». Развивая и одновременно оспаривая выводы других последователей, автор вводит творчество двух мастеров в широкий контекст эпохи, стремится найти новые подходы к анализу драматургии 20-х годов нашего века.

Л.Ф. Киселева в статье «Диалог добра и зла в «Мастере и Маргарите» исследует роман М. Булгакова в философско-этическом аспекте, опираясь при этом на идею взаимообратимости добра и зла. Рассматривая проблему корней зла, решаемую М. Булгаковым и другими художниками XX века, исследовательница тем самым продолжает разговор, начатый в предыдущих работах сборника. А в статье О.В. Ланцовой «интерпретирование «пилатова греха» (К вопросу литературного использования евангельского сюжета в романе «Мастер и Маргарита»)» разговор уже переходит в плоскость литературно-критическую. Автор отмечает, что факт перенесения евангелического сюжета в ткань художественного произведения, происходящий в сознании исследователя, является методологической ошибкой и затрудняет принципы анализа эпического произведения.

В статье Е.П. Сеничкиной «Приёмы достоверности изображаемого в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» обращено внимание на загадку творческой манеры писателя, которая заключается в его редкой способности сразу убеждать читателя в истинности описываемых событий. О.И. Александрова в работе «Возможные миры» господина де Мольера (повторная номинация и ее функции в творчестве М.А. Булгакова)» тщательно анализирует различные функции номинативных рядов: от описательно-характеризующей до концептуальной, связанной с основной проблемой книги «Жизнь господина де Мольера», проблемой выбора и предопределенности творческого пути героя. Работа Н.А. Кожевниковой «Словоупотребление в романе М. Булгакова «Белая гвардия» обращена к различным языковым особенностям отражения точек зрения в речи персонажей, характерным для орнаментальной прозы. И здесь особое внимание обращено на взаимодействие прямых и непрямых значений слов, создающее «колеблющийся рисунок текста» романа.

В статье Н.П. Козлова «О себе и о других о иронией («Записки на манжетах» М. Булгакова)» поднимаются некоторые вопросы восприятия булгаковских «Записок на манжетах», приводятся читательские наблюдения над этим «своеобразным литературным манифестом Булгакова».

Завершает сборник фрагмент библиографического указателя по творчеству Михаила Булгакова, составляющий часть труда библиографов Э.Ю. Базилевской и Н.А. Бессоновой. Достаточно сказать, что это первый опыт публикации подобного указателя на русском языке, в котором крайне нуждаются исследователи, студенты, преподаватели. Данный фрагмент указателя весьма уместно в контексте текущего этапа изучения наследия М. Булгакова называет те опубликованные работы, которые начинают составлять лицо советского булгаковедения.

Структура межвузовского сборника «Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова» отражает проблемный подход к исследованию творчества художника, чей столетний юбилей мы готовимся отметить. Авторами сборника рассматриваются почти все главные произведения писателя, причем их работы постоянно перекликаются друг с другом. Открывают сборник статьи обзорного характера, затем следуют работы, посвященные драматургии, роману «Мастер и Маргарита». Группа статей представляет исследования лингвостилистического плана.

Сборник научных трудов, знаменующий определенный поворот к изучению поэтики прозы Михаила Булгакова, именно этим в первую очередь и может быть интересен. Авторы надеются в будущем продолжить начатые темы.

Ответственный редактор
В.И. Немцев