Среди почитателей творчества Михаила Булгакова само собой возникло стихийное движение «булгакопытов», фанатов, как принято сейчас говорить, которым страшно хотелось пройти по всем улицам и аллеям, по которым ходили герои любимого романа — «Мастер и Маргарита», отыскать «подвальчик Мастера», особняк Маргариты и прочие места, где развивались необыкновенные события. Одним хотелось обнаружить в доме на Садовой ту самую люстру, на которой висел кот Бегемот и отстреливался от чекистов (люстру, разумеется, не находили, но зато обнаруживалась наружная пожарная лестница, описанная в главе «Конец квартиры № 50»), другие неустанно искали рельсы, по которым ходили в булгаковские времена вокруг Патриарших прудов трамваи, высчитывали, вымеряли шагами тот выход из аллеи, где стоял роковой турникет, где Аннушка пролила масло и где Берлиоз угодил под колеса моторного вагона. (И ведь находили под старым асфальтом полусгнившие шпалы!) Третьим до зарезу нужно было отыскать булгаковскую мебель, его рабочий стол, стулья... И их поиски весьма напоминали приключения охотников до двенадцати кресел работы мастера Гамбса.
Иногда это массовое булгакопытство приносило весьма полезные плоды. Так, из увлечения к топологии булгаковского романа родилась книга Бориса Мягкова «Булгаковская Москва». Так была спасена от выброса в хлам знаменитая настольная лампа с зеленым абажуром, под сенью которого работал писатель. Замечательную реликвию подарил киевскому музею инженер-связист Анатолий Кончаковский. (Ныне именно он и возглавляет дом-музей Михаила Булгакова на Андреевском спуске.)
Из рисунков и надписей в подъезде дома по Большой Садовой был создан и издан альбом «Графити Булгаковского дома». Примеров — множество...
Отдал дань всеобщему поветрию «булгакопытства» и автор этих строк. Вот несколько историй, так или иначе связанных с попытками заглянуть в таинственный булгаковский мир.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |