Вернуться к А.В. Яценко. Краткий анализ романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова

Голубая луна во сне Понтия Пилата

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
так ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

(От Матфея 7:7—8)

Спасибо RhiSh за вопрос!

Вначале был вопрос.

«Кто же молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом? Иисус? Но тогда почему он поддерживает ложь? Разве ложь — тем более, ложная клятва — допустима при разговоре Бога даже с грешником? Получается, не Иисус. Тогда кто? Мы же не допускаем, что есть отдельно Сын Божий — и отдельно Иешуа Га-Ноцри?» (RhiSh)

С этого вопроса все началось.

Голубая луна

В 26-й главе романа «Мастер и Маргарита» Понтий Пилат во сне видит странную луну.

«Он велел постель приготовить на балконе, там же, где обедал, а утром вел допрос. <...>

Примерно в полночь сон, наконец, сжалился над игемоном. <...>

Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца тянулась к постели лунная лента. И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. <...> И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны. <...>

Все это было хорошо, но тем ужаснее было пробуждение игемона. Банга зарычал на луну, и скользкая, как бы укатанная маслом, голубая дорога перед прокуратором провалилась».

Итак, Понтий Пилат шел во сне по голубой дороге, которой была лунная лента, протянувшаяся от постели прокуратора прямо к луне. Обычно лунный свет желтый, но в данном случае он голубой. Может ли это что-то означать?

В статье Лели Головановой «Что такое голубая луна и что хорошего принесет ее день» содержится следующая информация.

«Голубая луна, появляющаяся в ночном небе с разными оттенками синего цвета, явление завораживающее. Более полувека всякий раз, когда в одном месяце случаются два полнолуния (что происходит в среднем каждые 2,5—3 года), вторую называют «Голубой луной»».

Итак, первое значение голубой луны — это астрономическое явление, редкое, но периодически повторяющееся, когда в одном месяце случается второе полнолуние.

«В одном из номеров журнала Sky & Telescope писатель Филлип Хискок решил разобраться в происхождении этого термина. Самые ранние употребления понятия были удивительно похожи на высказывание о том, что Луна сделана из зеленого сыра. Фраза: «Он будет утверждать, что Луна синяя» была принята в XVI века как аналог: «Он утверждал, что черное — это белое». Представление о том, что Голубая луна абсурдна (первое значение), в конечном итоге привело ко второму значению — «никогда». Заявление «Я выйду за тебя замуж, когда Луна станет синей!» — типичный отказ обручаться в 18 веке. К середине 19 века стало ясно, что видимые Голубые луны хотя и редкие, но время от времени случаются — отсюда и фраза «однажды на Голубой луне». Тогда это означало именно то, что мы понимаем сегодня: довольно редкое событие, не совсем регулярное, чтобы его точно определить».

https://www.supersadovnik.ru/text/chto-takoe-golubaja-luna-i-chto-horoshego-prineset-ee-den-1009184

Таким образом, Михаил Булгаков использовал двусмысленное определение лунного света. Его можно понимать, как указание, что никогда не было того, что снилось Понтию Пилату, или как сообщение, что во сне прокуратора все происходило во время второго полнолуния. Причем следует добавить, что вообще лунный свет считается искажающим восприятие предметов и явлений, он показывает их в ином ложном образе.

Сновидения

Наконец, содержание снов также двусмысленно. В них человек может видеть то, чего никогда не происходило. Но сны бывают и вещими, содержание которых сбывается. И вроде бы на второе указывается в Эпилоге романа. Каждый год во время весеннего праздничного полнолуния после укола жидкостью густого чайного цвета профессор Понырев видит сон.

«От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чем-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чем-то договориться».

Получается, что сон прокуратора сбылся. После освобождения мастером он путешествует по лунной дороге и беседует с бродячим философом. И в этом случае можно утверждать, что сон Понтия Пилата был вещим и лунная дорога голубого цвета — это всего лишь сообщение, что события происходят во время редкого природного явления — второго полнолуния.

Принципиальность

Однако, сделать подобное утверждение мешает одна деталь из беседы Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри на лунной дороге.

«— Боги, боги, — говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, — какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, — тут лицо из надменного превращается в умоляющее, — ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?

Ну, конечно не было, — отвечает хриплым голосом спутник, — тебе это померещилось.

— И ты можешь поклясться в этом? — заискивающе просит человек в плаще.

— Клянусь, — отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются.

— Больше мне ничего не нужно! — сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается все выше к луне, увлекая своего спутника. За ними идет спокойный и величественный гигантский остроухий пес».

Итак, во сне профессора Понырева Понтий Пилат утверждает, что казни не было и Иешуа Га-Ноцри с ним соглашается и даже клянется, что его не казнили.

Однако, в главе 2-й («Понтий Пилат») из рассказа Воланда двум литераторам на Патриарших прудах видно, что на допросе у прокуратора бродячий философ заявил: «Правду говорить легко и приятно, — заметил арестант». И подтвердил свои слова чистосердечным рассказом.

«— Дело было так, — охотно начал рассказывать арестант, — позавчера вечером я познакомился возле храма с одним молодым человеком, который назвал себя Иудой из города Кириафа. Он пригласил меня к себе в дом в Нижнем Городе и угостил... <...>

— Да, — немного удивившись осведомленности прокуратора, продолжал Иешуа, — попросил меня высказать свой взгляд на государственную власть. Его этот вопрос чрезвычайно интересовал. <...>

— В числе прочего я говорил, — рассказывал арестант, — что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

Сказанного бродячим философом было достаточно, чтобы нарушить римский «Закон об оскорблении величества...» и прокуратор не мог не подтвердить приговор Малого Синедриона о смертной казни Иешуа Га-Ноцри.

Если смертный приговор бродячему философу был утвержден Понтием Пилатом, то был ли он приведен во исполнение? Да, казнь Иешуа Га-Ноцри Иванушка Бездомный увидел в клинике для душевнобольных во сне после ухода мастера. В романе она описана в главе 16-й («Казнь»).

Таким образом, раз казнь бродячего философа состоялась, то, следовательно, в Эпилоге его ответ прокуратору ложен? Если это так, то слова Иешуа Га-Ноцри противоречат его же заявлению на допросе у Понтия Пилата, что «Правду говорить легко и приятно, — заметил арестант». Причем в тот раз, бродячий философ им следовал, чем подтвердил свою принципиальность.

Тем не менее, клятва Иешуа не будет ложной, если правдивы слова Воланда, сказанные мастеру в главе 32-й («Прощение и вечный приют»).

«— Ваш роман прочитали, — заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, — и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. <...>

— Не надо кричать в горах, он все равно привык к обвалам, и это его не встревожит. Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать, — тут Воланд опять повернулся к мастеру и сказал: — Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одною фразой!»

В этом отрывке Воланд сообщает, что Понтий Пилат — это всего лишь герой романа мастера, а не реальный человек. Следовательно, читатели стали свидетелями визуализации художественного произведения с вымышленными героями. Однако, Воланд как дьявол не только отец зла, но и лжи. Что если в этом отрывке сатана говорит неправду?

В главе 3-й («Седьмое доказательство») Воланд утверждал, что лично был свидетелем событий во дворце Понтия Пилата.

«— Ваш рассказ чрезвычайно интересен, профессор, хотя он и совершенно не совпадает с евангельскими рассказами.

— Помилуйте, — снисходительно усмехнувшись, отозвался профессор, — уж кто-кто, а вы-то должны знать, что ровно ничего из того, что написано в евангелиях, не происходило на самом деле никогда, и если мы начнем ссылаться на евангелия как на исторический источник... — он еще раз усмехнулся, и Берлиоз осекся, потому что буквально то же самое он говорил Бездомному, идя с тем по Бронной к Патриаршим прудам.

— Это так, — заметил Берлиоз, — но боюсь, что никто не может подтвердить, что и то, что вы нам рассказывали, происходило на самом деле. <...>

— Дело в том... — тут профессор пугливо оглянулся и заговорил шепотом, — что я лично присутствовал при всем этом. И на балконе был у Понтия Пилата, и в саду, когда он с Каифой разговаривал, и на помосте, но только тайно, инкогнито, так сказать, так что прошу вас — никому ни слова и полный секрет!.. Тсс!»

Итак, мы встаем перед дилеммой1: или Воланд говорит правду, он был свидетелем ершалаимских событий, или же дьявол лжет и все им рассказанное, как и написанное мастером есть художественный вымысел. От решения этого вопроса зависит разрешение следующих: что означает голубой цвет лунной дороги, как нужно трактовать сон Понтия Пилата, был ли Иешуа Га-Ноцри до конца принципиален. Если Воланд говорит неправду, то получится, что указание на голубой лунный свет во сне героя, трижды сообщает об обманчивости содержания сновидения. Если дьявол вновь солгал, то бродячий философ станет беспринципным героем.

Сложность решения этого вопроса заключается в противоречивости утверждений и представленных словесных доказательств. Воланд заявляет, что лично присутствовал и приводит в качестве подтверждения рассказ, который соответствует содержанию романа мастера. Это вроде бы должно подтверждать верность изложенного в произведении. Однако, в конце Воланд представляет мастеру его героя и предлагает закончить роман. Следовательно, мы видим не реального человека — Понтия Пилата, а вымышленного персонажа с таким именем.

Решение этой дилеммы мы предложили в статье «Обман в романе «Мастер и Маргарита»».

Примечания

1. Диле́мма — полемический довод с двумя противоположными положениями, исключающими друг друга и не допускающими возможность третьего.