Итак, мы попытались аналитически развести континуумы пространства и времени и описать каждый через последовательность звеньев.
Оппозиции пространства: верх — низ, внешнее — внутреннее, пустота — заполненность, замкнутость — открытость...
Оппозиции времени: вечное — сиюминутное (непреходящее — преходящее), циклическое — уникальное, динамичное — условно статичное.
Реалии пространства: нагромождение бытовых предметов, обилие знаков места (географическая и топонимическая привязка)...
Реалии времени: даты, интервалы времени, точное указание времени событий...
Коннотации пространства: снятие коннотативных ожиданий, коннотации странного...
Коннотации времени: снятие коннотативных ожиданий, коннотации странного...
Метафоры пространства: путь, зеркало, баня, темнота, дракон, психиатрическая лечебница... сад, зелень, кремовый цвет дома...
Метафоры времени: диктат луны, обилие лунной символики... солнечный свет, блеск, блеск стёкол, закат...
Именно такая последовательность разработки повествования, нарратива образует в сонме мелочей ПЛАСТИКУ целостного повествования, континуальность пространственных и временных характеристик, их непротиворечивость при их постулируемой писателем странности. Оппозиции романа держатся, выстраиваются на реалиях, реалии несут с собой гамму коннотаций, коннотациями оправдана изломанная метафорика пространства и времени романа.
Однако художнику обычно не удаётся сохранять равновесие, гармонию, симметрию ни оппозиций, ни метафор, и какие-то члены в противостояниях всегда доминируют.
Четыре ключевых аналитических слова: оппозиции, реалии, коннотации и метафоры как составляющие механизма выявления континуальности и пространства и времени — на языковом уровне дали возможность пронаблюдать, проследить:
во-первых, взаимосвязь, целевое единство всех этих величин в контекстах исследуемого романа,
а во-вторых, выявить сходство сопряжённости этих величин при художественной семантизации идей пространства и семантизации идей времени в романе «Мастер и Маргарита».
Какой бы пространственный или временной «объект» мы ни взяли, в нём переплетаются общие для всего романа оппозиции, реалии, коннотации и метафоры.
Например, центральным пространственным образом в романе является Город.
Пространство города в романе «Мастер и Маргарита» построено на семантических оппозициях, выражающих ценностные аспекты индивидуально-авторского языкового сознания. Главной среди пространственно-временных оппозиций представляется ОППОЗИЦИЯ внутреннее — внешнее.
Город важен не столько как внешняя форма, сколько как внутренняя субъективная реальность. Внешнее пространство или возвышенно, мифологично (пространство Ершалаима) или профанно, пародийно (пространство Москвы), внутреннее — истинно. Также спецификой пространства Города в авторской картине мира М.А. Булгакова является его дискретность, дробность, вертикальная иерархичность. Город насыщен РЕАЛИЯМИ (дома, улицы, вывески), слова — обозначения реалий — сопровождаются КОННОТАЦИЯМИ, как правило, не мелиоративными, но и не пейоративными, а, скорее, связанными с интонацией понимания и принятия жизни такой, какова она есть. Тонкость и разноплановость коннотаций порождает «городскую метафорику». К городским МЕТАФОРАМ писатель пришёл ещё при написании предыдущего (по существу первого) романа. Приведём отрывок из романа «Белая гвардия». Как многоярусные соты, дымился и шумел, и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром. Целыми днями винтами шел из бесчисленных труб дым по небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег. И в пять, и в шесть, и в семь этажей громоздились дома. Днем их окна были черны, а ночью горели рядами в тёмно-синей выси. Цепочками, сколько хватало глаз, как драгоценные камни, сияли электрические шары, высоко подвешенные на закорючках серых длинных столбов... Сады стояли безмолвные и спокойные, отягченные белым нетронутым снегом.
Континуальность булгаковского пространства обеспечивается в том числе множественностью метафорических проекций. Неотъемлемыми ингредиентом семантической структуры ГОРОДА является САД, что порождает когнитивную метафору Город-сад. Ср. семантическое поле сада в «Мастере и Маргарите», составляющее отчётливую антиномию душному, зловещему городу.
Итак, континуальность булгаковского видения пространства проявляется в смещении и соположении того, что мы сейчас аналитически пытаемся развести: оппозиций, реалий, коннотаций и метафор.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |