1. Завершая исследование концептосферы романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», можно утверждать, что структурирующими концептами этого произведения являются концепты «Космос» и «Хаос» — порождение античной философии и глобальные (концептуальные) антиномии мировой художественной культуры в целом, которым в русской языковой картине мира соответствуют концепты «Лад» и «Разлад», «Мир» и «Война», «Брань», «Раздор».
Глобальную концептосферу «Космос» представляют в романе концепты «Лад», «Мир», «Предсказуемость», «Норма», «Мера», «Порядок», «Устойчивость», концептосферу «Хаос» — концепты «Разлад», «Война», «Брань», «Раздор», «Ссора», «Непредсказуемость», «Отсутствие нормы», «Чрезмерность», «Беспорядок», «Неустойчивость».
Индивидуально-авторская специфика концепта «Хаос» заключается в том, что он, в представлении М.А. Булгакова, не просто уничтожает всё сущее, а создаёт тем самым основу для зарождения новой жизни, нового этапа бытия.
2. Структурирующие концепты «Космос» и «Хаос» связаны с рядом глобальных концептов, первым из которых становится концепт «Человек». Его репрезентантами в романе являются: 1) имена (официальные и неофициальные — ласковые, уменьшительные, уничижительные, насмешливые и др.), фамилии и прозвища героев; 2) слова, с одной стороны, определяющие степень родства между героями, а с другой, характеризующие душевную и духовную близость между ними; 3) обозначения природно-социальной сущности человека; 4) прецедентные имена реальных исторических лиц; 5) яркие образно-метафорические или бранные именования случайных, единожды появляющихся в романе лиц, но играющих заметную роль в судьбе главных героев.
Репрезентанты концепта «Человек» образуют по́левую структуру, включающую в свой состав три субконцепта: «Тело», «Душа», «Сознание», каждый из которых имеет ряд компонентов, составляющих антиномии. Например, субконцепт «Тело» включает такие антиномии, как красота — уродство, улыбки — слёзы, чистота — грязь, здоровье — болезнь, усталость, жизнь — смерть.
В романе находит отражение не только концепт «Человек-космос», но и концепт «Человек-хаос». Содержание второго концепта представлено большим количеством единиц, чем наполнение первого, вследствие того, что преобладающей в романе является стихия хаоса.
3. В романе «Белая гвардия» находит отражение один из древнейших (праиндоевропейских) концептов «Дом». Он также имеет по́левую структуру и проявляет себя как «Дом-космос», составляющими которого становятся субконцепты «Жилище», «Хозяйство», «Семья», «Род», «Храм», «Благо», «Уют», «Тепло», «Огонь», «Вера», «Красота», «Память», «Культура», «Любовь» и др., и «Дом-хаос» или «Дом» — «Антидом», представленный субконцептами «Холод», «Богатство», «Скаредность». Концепту «Дом», равно как и концепту «Человек», уделяется большое внимание, как в романе, так и в индивидуально-авторской картине мира писателя в целом, так как его взгляд прикован именно к земному, домашнему миру, который так дорог М.А. Булгакову.
4. В романе предстают две ипостаси важнейшего концепта «Город», являющегося неотъемлемой частью мировой культуры: «Город-космос» и «Город-хаос», которые имеют по́левую структуру и реализуются в нескольких планах: топос, жители и культурные особенности жизни Города.
5. Глобальным концептом в концептосфере романа является концепт «Мир», реализующийся в трёх субконцептах: «Небо», «Земля», «Преисподняя», каждый из которых имеет по́левую структуру. Концепт «Мир-космос» неразрывно связан с концептом «Небо», а концепт «Преисподняя» соотносится с концептом «Мир-хаос».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |