Диссертационное исследование посвящено изучению концептосферы романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».
Концептосфера как системообразующая и сложная структурная единица изучения и описания языковой картины мира неоднократно привлекала внимание отечественных и зарубежных лингвистов-лингвокультурологов и литературоведов, но до настоящего времени, несмотря на значительное количество исследований, посвящённых этой проблематике, не существует работ, представляющих полное описание концептосферы художественного произведения в контексте мировосприятия языковой личности писателя и национальной языковой картины мира в целом.
В центре нашего исследования находится роман М.А. Булгакова «Белая гвардия», занимающий особое место в творчестве писателя не только потому, что это его первый, дебютный роман, но и потому, что это отличающееся многоплановостью и сложностью повествования произведение является во многом автобиографическим романом, отразившим богатейший запас впечатлений, сюжетов и образов детства и юности писателя. Это позволило изучить структуру индивидуально-авторской картины мира писателя, специфику его духовной вселенной и особенности концептосферы романа.
Выбор писателя и романа в качестве объекта лингвокультурологического исследования обусловлен тем, что Михаил Афанасьевич Булгаков является одной из общепризнанных ключевых фигур русской литературы XX века, это один из наиболее оригинальных мастеров слова, выработавший свой стиль и повлиявший на развитие русской литературы и искусства XX—XXI вв. Творчество М.А. Булгакова вызывало и вызывает интерес исследователей-литературоведов, искусствоведов и культурологов [Яновская 1983; Смелянский 1986; Чудакова 1987—1988; Боборыкин 1991; Золотусский 1991; Земская 1991; Петровский 1991—2001; Лакшин 1994; Соколов 1996—2008; Яблоков 1997—2001; Лескисс 1999; Варламов 2008 и др.].
В последние десятилетия стали появляться лингвистические исследования текстов и языка М.А. Булгакова [Велехова 1991; Михальчук 2002; Коваленко 2002—2003; Клецкая 2003; Хрячкова 2004; Сермягина 2007; Авакян 2008; Желватых 2008; Иваньшина 2010; Соколов 2010; Белобровцева 2012; Стойкова 2012; Харченко 2012 и др.], что продиктовано особым значением его творчества для развития отечественной словесности, недостаточной изученностью языковой и культурологической специфики пространства прозы писателя. Эти обстоятельства обусловили актуальность настоящего исследования.
Объект рассмотрения — лингвокультурные концепты (ключевые или базовые слова), структурирующие художественное пространство (концептосферу) текста романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» в контексте индивидуально-авторской картины мира писателя и русской национальной языковой картины мира в целом, включающей фрагменты бытовой (наивной), мифологической (мифопоэтической), религиозной, философской (мировоззренческой), научной и образной картин мира.
Предметом исследования в диссертации являются языковые единицы, репрезентирующие ядерные (системообразующие) и периферические концепты в структуре концептосферы романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»:
— лексические (ключевые лексемы, имена ментальных фактов, имена собственные, прецедентные имена, наименования артефактов, медицинские термины, наименования национальностей, профессий, родственных отношений),
— устойчивые и фразеологические сочетания (крылатые фразы, афоризмы, прецедентные высказывания, названия прецедентных текстов);
— контекстные (текстовые фрагменты-описания образов и ситуаций, фрагменты-повествования о действиях и событиях, элементы текста, содержащие авторские размышления и рассуждения).
Цель работы — на основе выделения, квалификации и систематизации лингвокультурных концептов структурировать и описать концептосферу текста романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».
Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач:
1) на основе анализа современных научных исследований из области антропоцентрической лингвистики и лингвокультурологии определить основные подходы к квалификации и описанию ключевых понятий настоящего диссертационного сочинения: языковая картина мира, индивидуально-авторская картина мира, концепт, лингвокультурный концепт, художественный концепт, символ, образ, концептосфера;
2) выделить, квалифицировать и систематизировать лингвокультурные концепты, нашедшие отражение в индивидуально-авторской картине мира М.А. Булгакова и тексте романа «Белая гвардия»;
3) разработать методику структурирования, лингвокультурологического описания и наглядного представления концептосферы художественного произведения на основе анализа концептосферы романа «Белая гвардия»;
4) рассмотреть структуру концептосферы романа М.А. Булгакова «Белая гвардия», проанализировать общие и специфические характеристики составляющих её художественных концептов, определить их иерархию, описать значимость и особенности функционирования;
5) на основе проведённого анализа и сопоставления полученных данных составить схемы, наглядно представляющие строение каждого выделенного в ходе исследования художественного концепта и структуру концептосферы романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» в целом.
Методологической и теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных лингвистов, посвящённые проблемам изучения языковой картины мира, лингвокультурных и художественных концептов, концептосферы отдельных текстов, индивидуально-авторской и языковой картины мира [Будагов 1973; Брутян 1976; Арутюнова 1987—2000; Телия 1987—2001; Колесов 1992—2004; Яковлева 1994—1996; Апресян 1995; Воробьев 1995—1997; Бабушкин 1996; Вежбицкая 1996—2001; Аскольдов 1997; Лихачев 1997, Сергеева 1998; Залевская 2000; Степанов 2001—2007; Карасик 2001—2010; Бельчиков 2003; Иванова 2004; Воркачёв 2005—2008; Пятаева 2005—2006; Шафиков 2007; Тер-Минасова 2008; Караулов 2009; Александрович 2009; Тамерьян 2011].
Для решения поставленных задач в работе используется комплекс общенаучных, филологических и лингвистических методов, а также частных методик и приёмов лингвокультурологического анализа материала: наблюдения, анализа, синтеза, описания и сопоставления, лингвистического анализа художественного текста, дистрибутивного и контекстуального анализа художественного текста, компонентного анализа лексического значения слова, концептуального анализа, этимологического комментирования ключевых слов концептов, лингвокультурологического комментирования.
Материалом для исследования послужил текст романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» [Булгаков М.А. Белая гвардия. Жизнь господина де Мольера. Рассказы / Сост. и вступ. ст. И.Ф. Бэлзы. М.: Правда. 576 с.] и извлечённые из него лексические (около 250) и контекстные материалы (300 единиц), репрезентирующие 2 ядерных концепта, 4 глобальных и 50 периферических концептов (субконцептов) в структуре исследуемой концептосферы.
Научная новизна настоящей диссертации проявляется в том, что в ней, во-первых, впервые осуществлено комплексное лингвокультурологическое описание концептосферы художественного произведения — романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» и, во-вторых, разработана оригинальная методика анализа концептосферы художественного произведения, включающая операции выделения, квалификации и систематизации лингвокультурных концептов и структурирования концептосферы романа в контексте индивидуально-авторской картины мира писателя и русской языковой картины мира.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Описание концептосферы художественного произведения осуществляется на основе выделения, квалификации и систематизации лингвокультурных концептов в контексте мировосприятия языковой личности писателя и национальной языковой картины мира, включающей фрагменты бытовой (наивной), мифологической (мифопоэтической), религиозной, философской (мировоззренческой), научной и образной (художественной) картин мира.
2. Каждый лингвокультурный (художественный) концепт исследуемого романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» имеет по́левую структуру, организованную в виде ядра (базовый или ядерный концепт) и периферии (субконцепты или периферические концепты), в свою очередь, структурированной в виде расширяющегося от центра пространства.
3. Концептосфера художественного произведения представляет собой сложную систему взаимосвязанных лингвокультурных (художественных) концептов, которую можно наглядно изобразить в виде плоскостной или объёмной схемы. Так, концептосфера романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» имеет спиралевидную расширяющуюся кверху (в виде воронки) структуру, состоящую из четырех полей концептов («Человек», «Дом», «Город», «Мир»).
Теоретическая значимость диссертации определяется расширением представлений о ключевых понятиях современной лингвокультурологии, каковыми являются понятия концептосфера, концептосфера художественного произведения или индивидуально-авторской картины мира, концептосфера национальной языковой картины мира, уточнением их терминологических дефиниций, а также разработкой методики описания концептосферы художественного произведения, которая может быть использована как при исследовании индивидуально-авторской картины мира М.А. Булгакова в целом, так и для описания концептосфер художественных произведений других писателей.
Практическая значимость работы заключается в том, что её материалы и результаты могут быть использованы в лингвокультурологических исследованиях индивидуально-авторских и языковых картин мира, в практике составления словарей-концептуариев, словарей языка писателя и писательских энциклопедий; в преподавании вузовских курсов лингвокультурологии и филологического анализа текста; в подготовке специализированных курсов для старших школьников, а также на уроках литературы по изучению творчества М.А. Булгакова.
Структура диссертационного сочинения включает: Введение, две главы, Заключение, списки использованной научной литературы и словарей,
Во Введении описываются объект и предмет диссертационного исследования, цель работы и связанные с ней задачи, актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость результатов работы, методы изучения языкового материала, положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Картина мира, концепт и концептосфера в контексте антропоцентрической парадигмы современного языкознания» излагаются теоретические предпосылки работы, даётся обзор и анализ литературы, посвящённой исследованию теории концептуального описания языковой картины мира, предлагается описание методики исследования концептосферы художественного произведения.
Вторая глава «Концептосфера романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»» представляет подробное описание структуры ключевых концептов художественного пространства романа.
В Заключении подводятся итоги исследования и намечаются возможные пути дальнейшего изучения художественных концептов и концептосфер индивидуально-авторских картин мира.
К оглавлению | Следующая страница |