В современном литературоведении единодушно признано, что стиль М.А. Булгакова — это особое тонкое смешение фантастического с реальной, если не сказать обыденной, действительностью. Е.И. Замятин отмечал, что художественный метод М.А. Булгакова — это «фантастика, корнями врастающая в быт» [Замятин 1991: 158]. Такое определение близко понятию «неореализма», которое, по словам А.В. Воронского, включает в себя умение «сочетать быт с художественной фантастикой, с художественным экспериментом, со способностью к синтезу» [Воронский, 1987: 399]. Произведения М.А. Булгакова обладают удивительной способностью быть актуальными: «Путешествуя во времени, булгаковская проза проходила сквозь различные слои литературного контекста: языковые эксперименты 20-х, вязкий и плотный слой социалистического реализма, несколько дряблую (как ощущается теперь) лирическую оттепельную «исповедальности», наконец быстро освоенный жутковатый абсурдизм. Сегодня она читается на фоне постмодернисткой беллетристики... булгаковское творчество... выделяется прозрачной пластичностью русского языка...» [«Когда я вскоре буду умирать...»: 6]. Такое восприятие произведений М.А. Булгакова определяется не только выбором художественным метода, но и реализованным в них образом творческой личности, в котором много биографического и личного.
Концепция творческой личности формировалась в сознании М.А. Булгакова в течение всей его литературной карьеры. Размышления о творчестве и литературе — частая тема дневниковых записей писателя и его писем родным и друзьям. Уже в начале творческого пути, в 1920-е гг., М.А. Булгаков понимает свое призвание и сознательно выбирает путь художника. В это время образ творческой личности, наделенный автобиографическими чертами, отражает размышления писателя об этом непростом выборе. Наделяя в своих ранних произведениях образы героев и рассказчиков своими внутренними качествами, М.А. Булгаков сосредоточивается на индивидуальных особенностях интеллигента. В дальнейшем вся проза писателя о творчестве становится отражением связи образа художника с внутренним миром автора. В повести «Записки на манжетах» герой-рассказчик, литератор, представлен писателем на фоне автобиографических событий 1920-х гг. В романе «Записки покойника» внутренний мир Максудова отразил авторские переживания, связанные с театральной жизнью. В романе «Жизнь господина де Мольера» изображен не только внутренний мир героя-творца, но и процесс формирования этого мира. Этот мир содержит авторскую оценку судьбы художника и его взаимоотношений с реальностью. Вместе с тем в этом произведении М.А. Булгаков передает особенности внутреннего мира рассказчика-литератора, наделяя его собственными размышлениями и переживаниями. В романе «Мастер и Маргарита» булгаковское внимание практически полностью сосредоточено на изображении творческой личности: в философском модусе художественности она представлена образом Иешуа, а в драматическом — образом Мастера. Динамика и эволюция булгаковского мировосприятия прослеживается в перемещении авторского взгляда от индивидуальных особенностей душевной организации, воплощенных в герое, к типологическим характеристикам внутреннего мира творца. Таким образом, в прозе 1930-х гг. образ интеллигента становится не просто автобиографичным — это обобщенный образ художника, наиболее полное выражение авторской концепции творческой личности.
Проведенное исследование особенностей изображения художника в произведениях М.А. Булгакова позволило определить место творческой личности в типологии персонажей. Среди образов «учеников», «руководителей», «заведующих», «исполнителей», «обывателей» образ художника в прозе М.А. Булгакова наделяется следующими чертами:
— сверхъестественной природой таланта;
— свободной творческой волей;
— верностью своему призванию;
— иррациональностью;
— властью прощать, судить и наказывать;
— способностью создавать новое;
— всезнанием и способностью предвидеть;
— страданием и жертвенностью во имя общечеловеческого зла.
Особенности внутреннего мира художника выражаются во взаимосвязи внутреннего (переживаний) и внешнего (событий), ощущении последовательности времени, которое представлено во внутреннем мире героя с помощью категории памяти (ценность прошлого), стремлении к самодостаточности и творчеству (преодоление настоящего) и выборе (определение будущего). Творческой личности свойственны усталость, одиночество, самоирония, способность осознавать происходящее и давать ему точную оценку. Внутренний мир героя-творца направлен на осознание прошлого, сравнение его с настоящим. Таким образом, рефлексия художника — это результат влияния действительности на его внутренний мир. В романе «Жизнь господина де Мольера» рассказчик, повествуя о прошлом, связывает его с настоящим. Его образ так же типологически родственен автору, как и образы повествователей в «Записках на манжетах» и «Записках покойника». Во всех этих произведениях единство внутреннего мира автора и героя продиктовано передачей трагических отношений между творческой личностью и действительностью (властью и обществом). Поднятая проблема самоопределения художника неразрешима как для героя-повествователя, так и для М.А. Булгакова. Образ французского драматурга представлен в романе «Жизнь господина де Мольера» в двух ипостасях — творца и человека. Контраст человеческого и творческого в Мольере углубляет нравственную трагедию героя и ориентирует читателя на размышление о земном и метафизическом бытии художника, его принадлежности Вечности.
В прозе М.А. Булгакова образ художника представлен не только во взаимосвязи с авторским сознанием, но и во взаимоотношениях с его окружением — ремесленниками от литературы (критиками, литераторами, актерами). У литераторов творческий процесс имеет формальное выражение. Он лишен душевных метаний, самоанализа, жесткого бичевания самого себя. В рамках авторской концепции творческой личности «толпа» выступает как искажение временного сознания: булгаковский литератор «масс» не может выйти на вечные проблемы, ему неведомо надчеловеческое, и он не верит в возможность бессмертия. Это отсутствие веры в иррациональное, трансцендентное, мистическое, которое очень остро воспринималось и Булгаковым-автором, и Булгаковым-человеком, берет начало в человеческой безнравственности.
В романе «Мастер и Маргарита» писатель противопоставляет психологический человеческий опыт первичному опыту, поднимая тем самым вопросы Веры и Безверия и связывая их с личностью и судьбой художника, поэтому образ Мастера раскрывается не только в конфликте с властью и обществом. Связь творческой личности с мистическими силами, иррациональностью и Вечностью, впервые драматически обозначенная в «Записках покойника», получает свое полное воплощение в романе «Мастер и Маргарита». В противостоянии человеческого и надвременного меняются акценты чувств и переживаний героя-творца. Мастер, главный герой романа, — это, с одной стороны, взгляд писателя на самого себя, а с другой — это обобщенный образ творца, человека вне времени.
М.А. Булгаков, создавая героя-художника, наделяет его образ глубокой психологической силой. Нами были рассмотрены особенности психологизма писателя и выявлены следующие типы психологического анализа:
1) изображение внутреннего через внешнее; обилие метафор при изображении тембра голоса, выражений глаз и лица;
2) изображение эмоций и переживаний через внутреннюю речь (внутренний монолог, дневниковые записи);
3) изображение эмоциональной сферы через устойчивый набор чувств: страх-боязнь-трусость, одиночество, любовь, презрение-скептицизм, возмущение-гнев, любопытство и т. д.;
4) авторскую включенность в изображение эмоционально-ценностного отношения персонажей к миру.
Душевную организацию персонажа М.А. Булгаков выстраивает на сознательных и полусознательных реакциях. Однако писатель активно обращается и к сфере бессознательного, иррационального, создавая внутренний мир героя в его пространственной и временной протяженности. Таким миром оказывается сновидение, очень важное при передаче переживаний персонажа.
Мы рассматривали сновидение как выражение бессознательного, облаченное в художественную форму. М.А. Булгаков часто обращается к онирическому пространству, при этом для писателя характерно расширение формы сна, которую он выводит за рамки сатирической типизации социальной среды, обращаясь к явлениям мира в целом. Сновидение, таким образом, становится способом выражения иррационального и связывается с авторской концепцией творческой личности. М.А. Булгаков находит в сновидении форму, позволяющую изобразить одно из состояний внутреннего мира героя, характеризующееся различной интенсивностью и подвижностью чувств: от догадки до уверенности, от интуитивного предчувствия до проясненного знания.
Исследование зеркальности в прозе М.А. Булгакова помогло увидеть в изображении героя такое явление, как взаимоотношение с самим собой, в котором степень оценки своих поступков находится в полной зависимости от сложной совокупности человеческих качеств героя. Зеркальность, как и сновидение, в произведениях М.А. Булгакова является способом выражения мистического, иррационального, бессознательного. В ее свете преломляются и трансформируются привычные категории внутреннего мира, изменяются чувства и эмоции персонажей: взаимоотражаясь во внутренних мирах разных героев, они выводят скрытые истоки внутренней природы человека на сакральный, божественный уровень. Зеркальность рассматривается нами как способ изображения взаимосвязи внешнего и внутреннего миров. Эффект зеркальности у М.А. Булгакова — это изображение искаженного сознания героя и взаимодействие его с авторской иронией. Зеркало — это выход в трансцендентное, способ показать внутренние связи человека с пространством безвременья, Вселенной, иными мирами.
Перспективность нашего исследования связана с расширением круга проблем, которые могут быть связаны с осмыслением авторской концепции творчества, особенностей психологизма прозы М.А. Булгакова.
Черты творческой личности по-разному сочетались в образах булгаковских героев-творцов. В прозе М.А. Булгакова создан образ художника (Мастера), максимально воплотившего авторскую концепцию творческой личности. В романе «Мастер и Маргарита» определена главная цель жизни художника — создание выдающегося произведения — «метатекста» (время, пространство, образы героев), способного сделать вымысел реальностью, а в настоящую действительность внести фантастическое. Этот «метатекст» стал итогом и главным достижением всей творческой жизни М.А. Булгакова.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |