Вернуться к Ф. Видерас Санчес. Коммуникативно-речевое поведение Воланда и его свиты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: лингвопрагматический аспект

2.5. Коммуникативно-речевое поведение Геллы

В свите Воланда Гелла — член, который меньше остальных вступает в разговоры. Это объясняется не только тем, что Гелла мало участвует в приключениях инфернальной группы, но и тем, что она по природе немногословна. Тем не менее, она многое выражает не вербально, ее речевые акты доказывают, что она далеко не простая служанка, выполняющая домашние обязательства, как о ней пишут исследователи. Она — орудие Воланда для осуществления правосудия. Для ее речевого поведения характерны разные тактики, составляющие стратегию высмеивания, которая в свою очередь — часть плана наказания москвичей. С помощью этой стратегии она также дистанцируется от адресатов, показывая им свое презрение.

Наиболее ярко названная стратегия реализуется в разговоре героини с буфетчиком Театра Варьете, пришедшим в нехорошую квартиру, чтобы обсудить с Воландом вопрос происхождения денег во время фокуса, после которого эти деньги превратились в бумажки и наклейки.

Высмеивание буфетчика начинается, когда тот объявляет причину его прихода.

Как? Так-таки его самого? (с. 211)

В этих вопросах осуществляется тактика повторного запроса, в которой особую роль играет оборот «так-таки», носящий иронический оттенок. После подтверждения буфетчика Гелла с пренебрежением докладывает Коровьеву о госте:

Спрошу, — сказала, видимо колеблясь, горничная и, приоткрыв дверь в кабинет покойного Берлиоза, доложила: — Рыцарь, тут явился маленький человек, который говорит, что ему нужен мессир (с. 211).

Это тактика пренебрежительного представления собеседника. Названием «маленького человека» показывает ее презрение к буфетчику. Предполагаем, что здесь слово «маленький» имеет значение «незначительный, ничтожный» [Ожегов, Шведова. 2002: 339], поскольку в романе нигде не указано, что буфетчик был человек маленького роста. После разрешения войти, данного гостю Коровьевым, наступает неловкий момент для буфетчика:

Пройдите в гостиную, — сказала девица так просто, как будто была одета по человечески, <...> (с. 211).

Напоминаем, что Гелла, кроме сцены в Театре Варьете, во всех эпизодах полуголая. На встрече с буфетчиком на ней были только «кокетливый кружевной фартучек и белая наколка на голове». Поэтому применяемая Геллой тактика приглашения противоречила ее облику.

Стратегия высмеивания достигает пика, когда Гелла вручает шпагу буфетчику после того, как он вернулся в квартиру за шляпой. Когда буфетчик говорит, что шпага не принадлежит ему, Гелла с удивлением спрашивает:

Разве вы без шпаги пришли? — удивилась Гелла (с. 217).

Здесь Гелла использует тактику ложного вопроса с очевидной целью поиздеваться над собеседником, ибо она явно знает, что он простой человек и пришел без шпаги.

Таким образом, можем утверждать, что Гелла глумится над буфетчиком с помощью тактики отстранения.

Другие речевые тактики Геллы служат общей для всей группы цели стратегии наказания. Такое агрессивное поведение отмечается в атаке на Варенуху и в сеансе черной магии в Театре Варьете.

В первом случае после побоев Варенухи Бегемотом, превратившемся в котообразного человека, и Азазелло Гелла продолжает стратегию наказания и обращается к Варенухе.

Дай-ка я тебя поцелую, — нежно сказала девица, <...> (с. 118).

Это тактика фамильярного приказа, в которой тон фамильярности отмечается в обороте «дай-ка», в свою очередь является приговором, поскольку после поцелуя Варенуха превращается в вампира.

Во втором случае она употребляет тактику искушения, наиболее характерную для членов инфернальной группы.

Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что-то малопонятное, но, судя по женским лицам в партере, очень соблазнительное:

Герлэн, шанель номер пять, Мицуко, нарсис нуар, вечерние платья, платья коктейль... (с. 131)

Называя разные фирмы, производящие модные одежды, она пытается привлечь публику на сцену, чтобы проверить, насколько они корыстные. После сеанса все платья внезапно исчезли и дамы оказались голыми.

Гелла употребляет стратегию наказания с помощью тактики фамильярного приказа и тактики предложения, последняя реализуется с соблазнительной интонацией.

Таким образом, можем утверждать, что речевые стратегии Геллы — высмеивание и наказание. Она презирает своих собеседников, поэтому в ее речевом поведении доминирует тактика отстранения. Она орудие Воланда, роль служанки второстепенна для этого персонажа.