При рассмотрении пространства как когнитивной категории снова встает вопрос о его взаимосвязи с категорией времени. Последняя является изначально связанной с системой пространственных понятий. Эту связь, корнями уходящую к самым истокам формирования системы пространственно-временных понятий и отношений, можно проследить на примере славянских языков (см. работы Ф.И. Буслаева, Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, Б.А. Успенского, В.Н. Топорова, Т.В. Цивьян, Ю.С. Степанова и др., посвященные этой теме).
Временные понятия возникли в процессе переосмысления первоначальных пространственных концептов, что нашло отражение в построении языковой модели временных отношений по пространственной схеме. Свидетельством этому служит то, что «временные значения совмещаются с пространственными и развиваются на их основе» [Виноградов 1972, 538], и как одно из следствий — семантическая двойственность многих пространственных выражений, употребляющихся в разных языках для выражения как пространственных, так и временных отношений (здесь мы не касаемся вопроса о метонимических переносах по типу «пространство → время» или «время → пространство» — см. об этом, к примеру, в [Булыгина, Шмелев 1994; Падучева 2000; Яковлева 1994]). Характерна также своеобразная этапность в освоении языкового строя ребенком: из темпоральной лексики первыми начинают употребляться наречия, при этом наречия места появляются раньше, чем наречия времени [Кравченко 1996а, 15]. (Ср.: понятия «абсолютное» и «относительное», применяющиеся для характеристики временных отношений, также заимствованы из сферы пространственных отношений.)
Поскольку пространство и время — одни из наиболее значимых категорий текста, вопрос о первичности/вторичности имеет непосредственное отношение к художественному тексту. Этот момент всегда живо интересовал исследователей, поэтому нашел отражение в целом ряде работ. Отметим лишь некоторые точки зрения. О пространственно-временном синкретизме писал М.М. Бахтин, вводя понятие хронотопа и развивая идею о времени-пространстве изображаемой жизни в художественном тексте: «Приметы времени раскрываются в пространстве, а пространство осмысливается и измеряется временем» [Бахтин 1975, 282; 235 и др.]. Для обозначения неразрывной связи пространства и времени, воплощенной в художественном тексте, И.Р. Гальперин ввёл термин континуум — «нерасчлененный поток движения во времени и пространстве»; континуум требует более крупного отрезка текста, чем предложение, является результатом синтеза связности, линейности и прерывности и обнаруживается в развитии сюжета [Гальперин 1981, 87].
Более того, можно говорить о том, что движущей силой произведения является пространство, а время движется вместе с ним. Как утверждает Е.И. Диброва: «Во-первых, пространство и время неотделимы как в физической, так и в психофилологической реальности; во-вторых, сотворение художественного времени в художественной реальности не адекватно соотнесено с хронологической последовательностью: сюжетное время то пульсирует по законам внешней, физической последовательности, то прерывается воспоминаниями, то забегает вперед, поскольку обусловлено каузальностью замысла» [Диброва 1999, 101—102]. Ю.М. Лотман в работе «Художественное пространство в прозе Гоголя» отмечал: «Язык пространственных отношений <...> — не единственное средство художественного моделирования, но он <...> принадлежит к первичным и основным. Даже временное моделирование часто представляет собой вторичную надстройку над пространственным языком» [Лотман 1988, 293]. До 13 века «самое время воспринималось в значительной мере пространственно. Именно пространство, а не время было организующей силой художественного произведения» [Гуревич 1971, 198]. Первопричиной такого положения вещей стало то, что «пространственное восприятие мира онтологически предшествует его временному постижению» [Яковлева 1994, 94]. Необходимо отметить «исконность идеи пространства в ряде важных понятий, относящихся к движению, а через движение переходящих в другие сферы, или другие коды» [Цивьян 1990, 74]. Эмпирической основой постижения пространства является движение в нем человека, созерцающего и познающего мир. А субъективное восприятие разного рода изменений как результата движения человека связано с наполнением содержания поля зрения наблюдающего мир человека. Поле зрения — атрибут физиологии и психологии человеческого сознания — осмысляется как область опредмеченного пространства, неразрывно связанная с человеком, как первичная реальность бытия, от которой человек отталкивается в построении модели мира [Кравченко 1996а, 16]. Временные концепты здесь оказываются вторичными: так, например, человек не способен переживать ощущение времени при отсутствии чувственных данных о происходящих в окружающей реальности изменениях, в частности при отсутствии предметно-пространственного видеоряда. Эта особенность нашла отражение в системе языка. При всем сходстве систем временных и пространственных значений система значений места шире, разветвленнее системы значений времени. М.В. Всеволодова и Е.Ю. Владимирский считают, что это объясняется трехмерностью пространства и однонаправленностью времени [Всеволодова, Владимирский 1982, 16].
Таким образом, в прототипической ситуации линейно-поступательного движения наблюдающий мир человек познает его как ряд последовательно сменяющих друг друга областей предметного пространства. Последние, ограниченные полем зрения, явились основой при формировании единого когнитивного концепта пространства-времени, отражающего последовательность процесса «собирания разъятого пространства» (Хайдеггер). Процесс восприятия и познания мира заключался в упорядочении когнитивных структур, порождаемых чувственным опытом и неразрывно связанных между собой: пространственной структуры (представление пространства как совокупности сопряженных областей сущего) и временной структуры (представление пространства как последовательности сопряженных областей сущего (ср.: Аристотель называет время «числом движений») [Кравченко 1996а, 23]. (Не случайно в современной физике время рассматривается как необходимая, но лишь одна из координат в четырехмерном континууме — см. пункты 1.1.1; 1.1.2 настоящей работы.)
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |