Вернуться к Ю.Д. Коваленко. Когнитивная категория художественного пространства и её репрезентация в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»

1.2. Типы пространств

В философии и науке предпринимались многочисленные попытки типологизировать пространственные отношения. П.А. Флоренский писал о том, что в самом понятии пространства различаются три далеко не тождественные между собой «слоя», и выделял пространство абстрактное, или геометрическое, пространство физическое и пространство физиологическое; в последнем «слое» пространства им, в свою очередь, различались пространство зрительное, осязательное, слуховое, обонятельное, вкусовое, пространство общего органического чувства и т. д., с их дальнейшими более тонкими подразделениями [Флоренский 1990, 93]. В более поздних концепциях эта триада интерпретируется с заменой названия того или иного типа пространства, с дополнением или ограничением частностей в дефинициях, но суть остается прежней. Так, Р.А. Зобов и А.М. Мостепаненко выделяют концептуальное пространство, реальное п. и перцептуальное п., определяя их следующим образом: концептуальное пространство (и время) — некоторая абстрактная хроно-геометрическая модель, служащая для упорядочения идеализированных событий; реальное пространство определяет сосуществование реально существующих объектов; перцептуальное пространство есть условие сосуществования человеческих ощущений и других психических актов субъекта [Зобов, Мостепаненко 1974, 11]. К трем выделенным типам пространства В.Н. Дубровский добавляет еще два типа: категориальное п., связанное со способностью человека мыслить материальные объекты и представлять их в своем мышлении без наличия предметов, — это, с одной стороны, рассудочные отражения реального пространства, с другой — формы осмысления рассудком, в том числе языковые формы, которые выступают в виде базисных структур человеческого познания; интеллектуальное п., которому трудно дать ясную физическую экспликацию или математическое представление, оно введено по необходимости с целью последовательного проведения принципов развития и единства материального мира [Дубровский 1991].

Делая акцент на языковой форме познания действительности, лингвист Л.Т. Тханг считает целесообразным различать три понятия пространства: объективное, воспринимаемое и языковое; под объективным п. понимается реальное пространство окружающего человека мира; под воспринимаемым п. — субъективные представления человека об объективном пространстве; под языковым п. — относительное отражение когнитивного пространства в естественном языке [Ли Тоан Тханг 1989, 62], поскольку язык представляет собой одно из средств переработки информации наряду с другими, например с системой переработки зрительной информации (ср. с понятием физиологического пространства у Флоренского). Однако язык — особое средство переработки информации, посредством которого находят отражение представления человека о мире.

В связи с пониманием языкового пространства необходимо отметить существующую неоднозначность. Само устоявшееся словосочетание языковое пространство двусмысленно: оно может обозначать и объективное пространство, отражённое в языке, и всё пространство самого языка как умозрительной сущности, как некоего материального объекта.

Языковое пространство в первом значении, таким образом, — это особый тип пространства, т. к. языковая реализация объективного пространства не совпадает полностью ни с его научным (физико-математическим) представлением, ни с перцептивными представлениями.