Вернуться к Ю.Д. Коваленко. Когнитивная категория художественного пространства и её репрезентация в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»

Литература

Булгаков М.А. Белая гвардия // М.А. Булгаков. Собрание сочинений в 4 томах. М., «Алфавит», 1992. Т. 1. С. 109—348.

Используемые словари и энциклопедии

Словарь русского языка в 4 томах / Под ред. А.П. Евгеньевой. Изд. 3-е, стереотипное. М., 1985.

РЯЭ — Русский язык. Энциклопедия. М., 1998.

КСКТ — Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Пакрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.

КФЭ — Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

ФЭ — Философская энциклопедия. Т. 4. М., 1967.

ФЭС — Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

Эстетика. Краткий словарь. М., 1983.

Эстетика. Словарь. М., 1989.

Литература

1. Авдевнина О.Ю. Смысловая плотность художественного текста (на материале русскоязычной прозы В.В. Набокова). Дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 1997.

2. Агеева Ф.А. Категория пространства и способы её выражения в языке // Категории и законы марксистско-ленинской диалектики и язык. М., 1984. С. 84—113.

3. Апресян Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография // Ю.Д. Апресян. Избр. труды в 2-х т. Т. 2. М., 1995.

4. Аристотель. Физика. М., 1936.

5. Арутюнова Н.Д. «Пропозиция», «факт», «событие» (Опыт концептуального анализа) // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. М., 1987. Т. 46. № 6. С. 529—546.

6. Арутюнова Н.Д. Образ (Опыт концептуального анализа) // Референция и проблемы текстообразования. М., 1998. С. 117—129.

7. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., 1999.

8. Аскин Я.Ф. Проблема времени. М., 1966.

9. Асоян Ю.А. Древнегреческие мифологемы и образы пространства // Человек. Культура. Слово. Вып. 1. Омск, 1994. С. 12—28.

10. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. Екатеринбург, 2000.

11. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж, 1996.

12. Баженова Е.А. Научный текст в аспекте политекстуальности. Пермь, 2001.

13. Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов-на-Дону, 1993.

14. Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Постулаты когнитивной семантики // Известия РАН. Сер. лит. и яз. М., 1997. Т. 56. № 1. С. 11—21.

15. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

16. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. М., 1979.

17. Белявская Е.Г. Когнитивные основания изучения семантики слова // Структуры представления знаний в языке. М., 1994. С. 87—110.

18. Белянин В.П. Психолингвистический и концептуальный анализ художественного текста с позиции доминанты // Концептуальный анализ: методы, результаты, перспективы. М., 1990. С. 11—12.

19. Бергер Л.Г. Пространственный образ мира (парадигма познания) в структуре художественного стиля // Вопросы философии. М., 1994, № 4. С. 120—125.

20. Берке У. Пространство-время, геометрия, космология. М., 1985.

21. Болдырев Н.Н. Отражение пространства деятеля и пространства наблюдателя в высказывании // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000. С. 212—216.

22. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск, 1992.

23. Борухов Б.Л. «Зеркальная» метафора в истории культуры // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. С. 109—117.

24. Булыгина Т.В., Шмелёв А.Д. Аномалии в тексте: проблемы интерпретации // Логический анализ языка. Противоречивость и аномальность текста. М., 1990. С. 94—106.

25. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (модели пространства, времени и восприятия). М., 1994.

26. Бутакова Л.О. Проблемы структурирования когнитивной реализации авторского сознания в тексте // Язык. Человек. Картина мира. Ч. 1. Омск, 2000. С. 51—54.

27. Васильев В.П. Фреймовая и концептуальная организация знаний в слове // Проблемы русистики. Томск, 2001. С. 147—150.

28. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997.

29. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.

30. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Пространство и время в неживой и живой природе. М., 1975.

31. Виноградов В.В. Избранные труды. О языке художественной прозы. М., 1980.

32. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М., 1972.

33. Винокур Т.Г. Первое лицо в драме и прозе Булгакова // Очерки по стилистике художественной речи. М., 1979. С. 51—65.

34. Воронинская Н.Б. Концепт как текстообразующий фактор // Проблемы русистики. Томск, 2001. С. 151—153.

35. Всеволодова М.В., Владимирский Е.Ю. Способы выражения пространственных отношений в современном русском языке. М., 1982.

36. Гак В.Г. Пространство мысли (опыт систематизации слов ментального поля) // Логический анализ языка. Ментальные действия. М., 1993. С. 22—29.

37. Гак В.Г. Языковые преобразования. М., 1998.

38. Гальперин И.Р. Сменность контекстно-вариативных форм членения текста // Русский язык: Текст как целое и компоненты текста. М., 1982. С. 18—29.

39. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

40. Гаспаров М.Л. Художественный мир писателя: тезаурус формальный и тезаурус функциональный // Проблемы структурной лингвистики. 1984. М., 1988.

41. Герасимов В.И. К становлению «когнитивной грамматики» // Когнитивные исследования в языковедении и зарубежной психологии: Хрестоматия. Барнаул, 2001. С. 51—61.

42. Герасимов В.И., Петров В.В. На пути к когнитивной модели языка // Новое в зарубежной лингвистике: Когнитивные аспекты языка. Вып. 23. М., 1988. С. 5—11.

43. Гуревич А.Я. Представление о времени и пространстве в средневековой Европе // История и психология. М., 1971.

44. Гуткина Н.Д. Роман М.А. Булгакова «Белая гвардия» и русская литературная традиция. Дис. ... канд. филол. наук. Н.-Новгород, 1998.

45. Дейк ван Т.А. Язык, познание, коммуникация. М., 1989.

46. Демьянков В.З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода // Вопросы языкознания. М., 1994. № 4. С. 17—32.

47. Джонсон-Лэард Ф.Н. Ментальные модели // Когнитивные исследования в языковедении и зарубежной психологии: Хрестоматия. Барнаул, 2001. С. 134—149.

48. Диброва Е.И. Категории художественного текста // Семантика языковых единиц. Т. 2. М., 1998.

49. Диброва Е.И. Пространство текста в композитном членении // Структура и семантика художественного текста. Доклады VII Международной конференции. М., 1999.

50. Дмитриева Л.С. Художественное время в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» // Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс, 1984. С. 68—69.

51. Дранов А.В. Протест, полный оптимизма и надежды (Немецкие литературоведы о творчестве Михаила Булгакова) // Михаил Булгаков: современные толкования. К 100-летию со дня рождения: 1891—1991. М., 1991. С. 160.

52. Дубровский В.Н. Концепции пространства-времени. М., 1991.

53. Егоров Б.Ф. Категория времени в русской поэзии XIX века // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. С. 160—173.

54. Жолковский А.К. Место окна в поэтическом мире Пастернака // Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности. М., 1996. С. 209—240.

55. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 2000.

56. Зализняк А.А. Преодоление пространства в русской языковой картине мира: глагол добираться // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000. С. 30—37.

57. Звягинцев В.А. История языкознания XIX—XX вв. в очерках и извлечениях. М., 1965.

58. Зеленцова Н.С. Поэтика художественного пространства в раннем творчестве С. Есенина // Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс, 1984. С. 74—75.

59. Земская Ю.Н. Один из вариантов исследования художественного текста в коммуникативном аспекте: (На материале романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Человек — коммуникация — текст. Вып. 3. Барнаул, 1999. С. 140—147.

60. Зобов Р.А., Мостепаненко А.М. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. С. 11—26.

61. Золкин А.А. Пространственная структура карнавала (на материале MOTHER GOOSE RHYMES) // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000. С. 315—321.

62. Иващенко Е.В. Концепт роза в поэтическом творчестве В.А. Жуковского // Принципы и методы исследования в филологии: Конец XX в. (Сборник статей научно-методического семинара «TEXTUS») Вып. 6. С.-Пб. — Ставрополь, 2001. С. 370—375.

63. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Омск, 1999.

64. Казарин Ю.В. Поэтический текст как система. Екатеринбург, 1999.

65. Каралашвили Р.Г. Функция пространства в современной «субъективной» прозе // Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс, 1984. С. 57—59.

66. Касаткина Е.Г. Семантический компонент «искусство» и его реализация в художественном тексте. Дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2001.

67. Касевич В.Б. Языковые структуры и когнитивная деятельность // Язык и когнитивная деятельность. М., 1989. С. 8—18.

68. Кибрик А.А. Когнитивные исследования по дискурсу // Вопросы языкознания. М., 1994. № 5. С. 126—139.

69. Кибрик А.Е. К типологии пространственных значений (на материале падежных систем дагестанских языков) // Язык и человек. М., 1970. С. 110—156.

70. Кобозева И.М. Грамматика описания пространства // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000. С. 152—162.

71. Кобозева И.М., Лауфер Н.И. Языковые аномалии в прозе А. Платонова через призму процесса вербализации // Логический анализ языка. Противоречивость и аномальность текста. М., 1990. С. 125—139.

72. Ковалева Т.Ю. О содержательных контекстах понятия «концепт»: от В. Гумбольдта и А.А. Потебни к А. Вежбицкой и Ю.С. Степанову // Язык. Человек. Картина мира. Ч. 1. Омск, 2000. С. 16—18.

73. Когнитивные исследования в языковедении и зарубежной психологии: Хрестоматия. Барнаул, 2001.

74. Кодзасов С.В. Фонетическая символика пространства (семантика долготы и краткости) // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000. С. 227—238.

75. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в романе М. Булгакова «Белая гвардия» // Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова. Куйбышев, 1990. С. 112—129.

76. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX—XX вв. М., 1994.

77. Колосницина Н.В. Город в русской языковой картине мира (на материале русской поэзии XX века) // Актуальные проблемы русистики. Екатеринбург, 1997. С. 124—126.

78. Концептуальный анализ: методы, результаты, перспективы. М., 1990.

79. Кораблёв А.А. Булгаков и литературоведение (точки соприкосновения) // Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова. Куйбышев, 1990. С. 6—15.

80. Кощей Л.А. Сознание и текст (Проблемы бытия сознания) // Человек — коммуникация — текст. Вып. 1. Барнаул, 1997. С. 206—207.

81. Кравченко А.В. Когнитивные структуры пространства и времени в естественном языке // Известия РАН. Сер. лит. и яз. М., 1996а. № 3. С. 3—24.

82. Кравченко А.В. Язык и восприятие. Когнитивные аспекты языковой категоризации. Иркутск, 1996б.

83. Красникова С.А. Стилистика романа М.А. Булгакова «Белая гвардия». Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Харьков, 1998.

84. Красных В.В. От концепта к тексту и обратно // Вестник МГУ. Сер. 9. 1998. № 1. С. 62—75.

85. Крейдлин Г.Е. Метафора семантических пространств и значение предлога // Вопросы языкознания. М., 1994. № 5. С. 19—27.

86. Кубрякова Е.С. Глаголы действия через их когнитивные характеристики // Логический анализ текста. Модели действия. М., 1992а. С. 84—90.

87. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика — психология — когнитивная наука // Вопросы языкознания. М., 1994. № 4. С. 34—47.

88. Кубрякова Е.С. О понятиях места, предмета и пространства // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000. С. 84—93.

89. Кубрякова Е.С. Об одном фрагменте концептуального анализа слова «память» // Концептуальный анализ: методы, результаты, перспективы. М., 1990. С. 46—47.

90. Кубрякова Е.С. Проблемы представления знаний в современной науке и роль лингвистики в решении этих проблем // Язык и структуры представления знаний. М., 1992б. С. 4—39.

91. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988. С. 141—172.

92. Кубрякова Е.С. Язык пространства и пространство языка (к постановке проблемы) // Известия РАН. Сер. лит. и яз. М., 1997. № 3. С. 22—31.

93. Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. Екатеринбург — Омск, 1999.

94. Кузьмина Н.А. К основаниям реконструкции индивидуальной поэтической картины мира (на материале творчества Юрия Левитанского) // Язык. Человек. Картина мира. Ч. 1. Омск, 2000. С. 119—131.

95. Кузьмина Н.А. Концепты художественного мышления (к постановке вопроса) // Проблемы деривации: Семантика. Поэтика. Пермь, 1991. С. 57—65.

96. Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1985.

97. Купина Н.А. Модель целостного лингвистического анализа художественного текста // Структура и семантика текста. Воронеж, 1988. С. 5—12.

98. Кустова Г.И. Тип концептуализации пространства и семантические свойства глагола (группа попасть) // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000. С. 47—55.

99. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М., 1988.

100. Лаврова С.Ю. Трехаспектный концептуальный анализ идиостиля художника слова как способ интерпретации текста // Принципы и методы исследования в филологии: Конец XX в. (Сборник статей научно-методического семинара «TEXTUS») Вып. 6. С.-Пб. — Ставрополь, 2001. С. 355—362.

101. Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов // Новое в зарубежной лингвистике: Когнитивные аспекты языка. Вып. 23. М., 1988. С. 12—51.

102. Лакшин В.Я. Мир Михаила Булгакова // Михаил Булгаков. Собр. соч. в 5-ти т. Т. 1. М., 1989. С. 3—68.

103. Лакшин В.Я. О прозе Михаила Булгакова и о нём самом // М. Булгаков. Избр. проза. М., 1966.

104. Лебедева Л.Б. Пространственные и временные указания в общереферентных высказываниях // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. М., 1984. Т. 43. № 4. С. 304—314.

105. Лебедева Л.Б. Семантика «ограничивающих» слов // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000. С. 93—97.

106. Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Родные просторы // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000. С. 338—347.

107. Лесскис Г.А. Триптих М. Булгакова о русской революции: «Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита». Комментарии. М., 1999.

108. Ли Тоан Тханг. К вопросу о пространственной ориентации во вьетнамском языке в связи с картиной мира (Этнопсихолингвистические проблемы) // Вопросы языкознания. М., 1989. № 3. С. 62—73.

109. Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова. Куйбышев, 1990.

110. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Сер. лит. и яз. М., 1993. Т. 52. № 1. С. 3—9.

111. Лихачёв Д.С. Поэтика художественного пространства // Д.С. Лихачев. Избр. работы в 3-х т. Т. 1. Л., 1987.

112. Лобода С.Н. Пространственные слова-концепты в художественной картине мира Н. Гумилева и И. Бродского. Дис. ... канд. филол. наук. Луганск, 2001.

113. Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991.

114. Логический анализ языка. Ментальные действия. М., 1993.

115. Логический анализ языка. Модели действия. М., 1992.

116. Логический анализ языка. Противоречивость и аномальность текста. М., 1990.

117. Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000.

118. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965.

119. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек — текст — Семиосфера — история. М., 1996.

120. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000.

121. Лотман Ю.М. Текст в тексте // Текст в тексте. Труды по знаковым системам. Тарту, 1981. Вып. 14. С. 3—18.

122. Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Ю.М. Лотман. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.

123. Лукин В.А. Художественный текст. Основы лингвистической теории и элементы анализа. М., 1999.

124. Лурье Я.С. М. Булгаков и Марк Твен // Известия АН СССР. Сер. лит. и яз. М., 1987. Т. 46. № 6. С. 564—571.

125. Лурье Я.С., Рогинский А.Б. Комментарии к роману «Белая гвардия» // Михаил Булгаков. Собр. соч. в 5-ти т. Т. 1. М., 1989. С. 563—590.

126. М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М., 1988.

127. Малышева Е.Г. Идиостиль Владислава Ходасевича (опыт когнитивно-языкового анализа). Дис. ... канд. филол. наук. Омск, 1997.

128. Марков В.А. Логико-онтологические модели пространства-времени в литературе // Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс, 1984. С. 4—6.

129. Мезенин С.М. Образность как лингвистическая категория // Вопросы языкознания. М., 1983. № 6. С. 48—57.

130. Мечковская Н.Б. К характеристике аксиологических потенций слова: концепты «круг», «колесо» и их оценочно-экспрессивные дериваты // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000. С. 299—307.

131. Мещеряков А. Взгляд на пространство и пространство взгляда // Иностранная литература. М., 1993. № 5. С. 251—255.

132. Михаил Булгаков: современные толкования. К 100-летию со дня рождения: 1891—1991. М., 1991.

133. Мостовая А.Д. Лексическое значение и языковая интуиция // Язык и когнитивная деятельность. М., 1989. С. 52—58.

134. Мотылева Т.Л. О времени и пространстве в современном зарубежном романе // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. С. 186—200.

135. Мурзин Л.Н. О динамических законах текста // Текст как объект лингвистического и психолого-педагогического исследования. Пермь, 1982. С. 46—47.

136. Мухачева А.М. Семантика пространства как база метафорических переносов в русском языке // Проблемы русистики. Томск, 2001. С. 142—145.

137. Мухина Н.М. Репрезентация идеи красоты в поэзии Н.С. Гумилёва и А.А. Ахматовой. Дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2000.

138. Мухина Н.М. Текстовое воплощение идеи красоты в пространственных моделях мира, представленных в сборнике стихов О.Э. Мандельштама «Камень» // Художественный текст: структура, семантика, прагматика. Екатеринбург, 1997. С. 112—128.

139. Мышкина И.Л. Способы репрезентации внеязыковой действительности в художественном произведении // Текст как объект лингвистического и психолого-педагогического исследования. Пермь, 1982. С. 48—49.

140. Мякшева О.В. Моделирование пространства у Гоголя (анализ языковых средств, формирующих пространственные отношения, во фрагменте поэмы «Мертвые души») // Вопросы стилистики. Вып. 28. Саратов, 1999. С. 267—275.

141. Мякшева О.В. Текстовая концептуализация пространства (на материале художественных произведений) // Принципы и методы исследования в филологии: Конец XX века. Вып. 6. С.-Пб. — Ставрополь, 2001. С. 363—369.

142. Неводов Ю.Б. В. Маяковский и М. Булгаков (спор о драме и уроки полемики) // Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова. Куйбышев, 1990. С. 43—59.

143. Немцев В.И. Контексты творчества Михаила Булгакова (к проблеме традиций) // Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова. Куйбышев, 1990. С. 15—30.

144. Никитина С.Е. Келья в три окошечка (о пространстве в духовном стихе) // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000. С. 348—356.

145. Никитина С.Е. О концептуальном анализе в народной культуре // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. С. 117—123.

146. Новиков А.И. Знания в системах общения // Лингвистическая прагматика и общение с ЭВМ. М., 1989. С. 58—103.

147. Новиков А.И. Семантическое пространство текста и способы его членения // Категоризация мира: пространство и время. М., 1997. С. 36.

148. Новое в зарубежной лингвистике: Когнитивные аспекты языка. Вып. 23. М., 1988.

149. Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980.

150. Одинцова М.П. Человек как Вселенная: образ «целого» и «части» в языковой картине мира // Человек. Культура. Слово. Вып. 2. Омск, 1994. С. 73—80.

151. Одинцова М.П. Языковые образы «внутреннего человека» // Язык. Человек. Картина мира. Ч. 1. Омск, 2000. С. 11—28.

152. Охтень С.А., Гриднева Л.Н. Пространство и время оригинальной повести XVII века (к проблеме пути и дома) // Филологический ежегодник. Вып. 2. Омск, 1999. С. 13—17.

153. Павиленис Р.И. Проблема смысла. М., 1983.

154. Падучева Е.В. Пространство в обличии времени и наоборот (к типологии метонимических переносов) // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000. С. 239—254.

155. Падучева Е.В. Семантические исследования. М., 1996.

156. Падучева Е.В. Феномен Анны Вежбицкой // А. Вежбицкая Язык. Культура. Познание. М., 1997. С. 5—28.

157. Панкрац Ю.Г. Пропозициональная форма представления знаний // Язык и структуры представления знаний. М., 1992. С. 78—96.

158. Панова Л.Г. Пространство в поэтическом мире О. Мандельштама // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000. С. 429—439.

159. Панова Л.Г. Пространство и время в поэтическом языке О. Мандельштама // Известия РАН. Сер. лит. и яз. М., 1996. № 4. С. 29—41.

160. Петровский М. Михаил Булгаков и Владимир Маяковский // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М., 1988. С. 373.

161. Пищальникова В.А. Концептуальная система индивида как поле интерпретации смысла художественного текста // Язык. Человек. Картина мира. Ч. 1. Омск, 2000. С. 45—51.

162. Пищальникова В.А. Общее языкознание. Барнаул, 2001.

163. Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988. С. 8—69.

164. Прозорова Л.А. Семантика отношений характеризации: место и действие // Логический анализ языка. Модели действия. М., 1992. С. 102—107.

165. Прокофьева В.Ю. Фрагмент мифопоэтической картины мира (лексическое представление пространства в прозаических текстах Вяч. Иванова) // Художественный текст: структура, семантика, прагматика. Екатеринбург, 1997. С. 143—146.

166. Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс, 1984.

167. Размашкин И.Ю. Кинематографичность композиционно-синтаксической организации романов Ю.Н. Тынянова // Человек — коммуникация — текст. Вып. 2. Ч. 2. Барнаул, 1998.

168. Рахилина Е.В. О концептуальном анализе в лексикографии А. Вежбицкой // Язык и когнитивная деятельность. М., 1989. С. 46—51.

169. Ребель Г.М. Романы М.А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» в свете проблемы автора. Дис. ... канд. филол. наук. Пермь, 1995.

170. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985.

171. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.

172. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988.

173. Ромашко С.А. «Язык»: структура концепта и возможности развёртывания лингвистических концепций // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. С. 161—164.

174. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. М., 1997.

175. Рузин И.Г. Возможности и пределы концептуального объяснения языковых фактов // Вопросы языкознания. М., 1996. № 5. С. 39—50.

176. Рябцева Н.Н. «Вопрос»: прототипическое значение концепта // Логический анализ языка. Культурные концепты. М., 1991. С. 72—77.

177. Сапатой М.А. Об организации пространственно-временного континуума художественного произведения // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. С. 85—104.

178. Селиверстова О.Н. Понятие «множество» и «пространство» в семантике синтаксиса // Известия АН. Сер. лит. и яз. М., 1983. № 2.

179. Сергиенко А.В. Языковые возможности реализации иронии как разновидности импликации в художественных текстах. Дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 1995.

180. Сидегова А.Г. Метафорическое пространство в художественном мире И.А. Бунина // Проблемы русистики. Томск, 2001. С. 115—117.

181. Синельникова Л.Н. Лирический сюжет в языковых характеристиках. Луганск, 1993.

182. Сороченко Е.Н. Концепт «скука» в художественном тексте (на материале произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Гончарова) // Принципы и методы исследования в филологии: Конец XX в. (Сборник статей научно-методического семинара «TEXTUS») Вып. 6. С.-Пб. — Ставрополь, 2001. С. 347—354.

183. Спендель де Варда Д. Сон как элемент внутренней логики в произведениях М. Булгакова // М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени. М., 1988. С. 304—311.

184. Степанов Ю.С. В трёхмерном пространстве языка. М., 1985.

185. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997, 2001.

186. Структуры представления знаний в языке. М., 1994.

187. Твердислова Е.С. Дьявольский мастер — «польский» Булгаков // Михаил Булгаков: современные толкования. К 100-летию со дня рождения: 1891—1991. М., 1991. С. 116—120.

188. Текст как объект лингвистического и психолого-педагогического исследования. Пермь, 1982.

189. Тильман Ю.Д. Пространство в языковой картине мира Ф.И. Тютчева (концепт КРУГ) // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000. С. 440—448.

190. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. М., 1983. С. 227—285.

191. Топорова Т.В. Семантическая структура древнегерманской модели мира. М., 1994.

192. Тубалова И.В. Семантика «Свой / чужой» в фольклорном тексте // Проблемы русистики. Томск, 2001. С. 118—120.

193. Тураева З.Я. Лингвистика текста. М., 1986.

194. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М., 1970.

195. Фиалкова Л.Л. Гоголевская традиция в организации пространственно-временного континуума в русской фантастической прозе начала XX века // Пространство и время в литературе и искусстве. Даугавпилс, 1984. С. 64—65.

196. Фиалкова Л.Л. Пространство и время в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» (к проблеме изучения жанра и композиции произведения) // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1986. С. 152—157.

197. Филипенко М.В. Следы «пути» в высказывании // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000. С. 308—314.

198. Филлмор Ч.Дж. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике: Когнитивные аспекты языка. Вып. 23. М., 1988. С. 52—92.

199. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.

200. Флоренский П.А. У водоразделов мысли // П.А. Флоренский. Избр. работы. Т. 2. М., 1990.

201. Фортунатов Н.М. Ритм художественной прозы // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974. С. 173—186.

202. Фрумкина Р.М. «Теории среднего уровня» в современной лингвистике // Вопросы языкознания. М., 1996. № 2. С. 55—67.

203. Фрумкина Р.М. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога (концепт, категория, прототип) // Научно-техническая информация. Сер. 2. М., 1992. № 3. С. 1—8.

204. Фрумкина Р.М. Лингвист как познающая личность // Язык и когнитивная деятельность. М., 1989. С. 38—46.

205. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М., 2001.

206. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

207. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998.

208. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.

209. Харитончик З.А. Способы концептуальной организации знаний в лексике языка // Язык и структуры представления знаний. М., 1992. С. 98—123.

210. Химич В.В. Предметный мир и стилевое своеобразие М. Булгакова // XX век: Литература. Стиль. II выпуск. Екатеринбург, 1996. С. 87—92.

211. Цивьян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира. М., 1990.

212. Ченки А. Современные когнитивные подходы к семантике сходства и различия в теориях и целях // Вопросы языкознания. М., 1996. № 2. С. 68—78.

213. Чернейко Л.О. Гештальтная структура абстрактного имени // Филологические науки. М., 1995. № 4. С. 73—88.

214. Чернухина И.Я. Типология универсальных смыслов в поэтическом тексте (лирика). Воронеж, 1985.

215. Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста. Воронеж, 1984.

216. Черняховская Л.А. Смысловая структура текста и её единицы // Вопросы языкознания. М., 1983. С. 117—126.

217. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. 2-е изд. М., 1988.

218. Чудакова М.О. Комментарии // Михаил Булгаков. Собр. соч. в 5-ти т. Т. 1. М., 1989. С. 549—622.

219. Шенк Р. Обработка концептуальной информации. М., 1980.

220. Шешкен А.Г. Югославская русистика о Михаиле Булгакове // Михаил Булгаков: современные толкования. К 100-летию со дня рождения 1891—1991. М., 1991. С. 144.

221. Штайн К.Э. Язык. Поэзия. Гармония. Ставрополь, 1989.

222. Штейман Р.Я. Пространство и время. М., 1962.

223. Щукина Д.А. Интерпретация художественного текста: (Категория Времени в романе М. Булгакова «Белая гвардия»). Дис. ... канд. филол. наук. С.-Пб., 1996.

224. Эпштейн М. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX—XX веков. М., 1988.

225. Юнаковская А.А. Элементы народной культуры в просторечной лексике и фразеологии // Человек. Культура. Слово. Вып. 2. Омск, 1994. С. 80—84.

226. Яблоков Е.А. Мотивы прозы Михаила Булгакова. М., 1997.

227. Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. М., 2001.

228. Язык и когнитивная деятельность / Под ред. Р.М. Фрумкиной, А.П. Василевича и др. М., 1989.

229. Язык и структуры представления знаний / Под ред. Ф.М. Березина и Е.С. Кубряковой. М., 1992.

230. Якимец Н.В. Категория авторской модальности в функциональном аспекте (на материале «Театрального романа» М.А. Булгакова). Дис. ... канд. филол. наук. Н.-Новгород, 1999.

231. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М., 1994.

232. Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983.

233. Fauconnier G. Mental spaces: Aspects of meaning construction in natural language. London, 1985.

234. Leech G.N. Towards a semantic description of English. London; Harlow, 1969.

235. Reginald G.G. et al. Procedures for defining and analyzing cognitive maps of the mildly and moderately mentally retarded // Spatial orientation: theory, research, and application / Edited by H.L. Pick. New York; London, 1983. P. 79—104.

236. Talmy L. How language structures space // Spatial orientation: theory, research, and application. N.Y.; L., 1983. P. 225—282.