Вернуться к Ю.Д. Коваленко. Когнитивная категория художественного пространства и её репрезентация в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»

Выводы

1. В соответствии с предложенной методикой была проанализирована базовая структура концептуального пространства романа, представленная инвариантной концептуальной схемой «Дом — Город — Вселенная». Анализ репрезентации концептуальной схемы показал следующее.

Концепт «Дом» реализуется в образе Дома Турбиных, главных героев романа. В дескриптивных характеристиках квартиры Турбиных репрезентируются левые члены оппозиций концептуальных смыслов. Пространство Дома мыслится автором как теплое, светлое, уютное, закрытое пространство, в котором сохраняется ритуальность и размеренный ритм жизни, где переплетается циклическое и линейное время, а традиционность и музейная обстановка способствуют теснейшей связи с прошлым. Весь уклад жизни Турбиных, их традиции, представления, идеи, мораль составляют то, что можно назвать «своим» и духовным. Дому Турбиных присуща красота, которая характеризует не только детали интерьера, но и внешний и/или внутренний облик ее обитателей. Таким образом, Дом у Булгакова выступает воплощением предметного мира, наделенным аксиологически положительными характеристиками физического и символического пространств.

Концепт «Город» отличается репрезентацией амбивалентных смыслов. Реализация принципиально важных концептуальных смыслов позволяет резко противопоставить «Город» «Дому». Город представляется как внешнее, деструктивное, чужое главным героям пространство, вызывающее тревогу, несущее страх и смерть. Оценочно амбивалентный образ создается и в дескриптивных характеристиках «природного» Города, представленного автором в отдельном фрагменте.

Пространство Вселенной значительно отличается от пространства Дома и Города концептуальным наполнением: некоторые из выделенных оппозиций концептуальных смыслов оказываются нерелевантными для концепта «Вселенная» в силу его особого статуса. Это касается оппозиций «тепло — холод» и «уют — отсутствие уюта», поскольку они связаны с представлениями о мире людей и отражают человеческие отношения. Вселенскому пространству присуще сочетание космической темноты и яркого света звезд, а также абсолютная разомкнутость, Истина, Вечность, Покой, Добро и Божественная Красота. Фрагменты, репрезентирующие особенности Вселенной, отражают христианские представления Булгакова.

Таким образом, базовая структура концептуального пространства романа характеризуется типичными пространственными признаками, присущими Дому, Городу и Вселенной, образы которых отражают представления, важные для автора.

Характерна особая функциональная нагрузка оппозиций (3) «уют — отсутствие уюта» и (6) «время — безвременье» физического критерия и оппозиции (1) «свое — чужое» эстетического критерия репрезентации пространства, которые часто «вбирают» в себя «соседние» выделенные оппозиции концептуальных смыслов, что связано с более сложным строением указанных концептуальных элементов, формирующих рассматриваемые концепты.

2. Базовую структуру дополняют вариантные схемы, формирующие усложненную структуру концептуального пространства романа. В частности, концепт «Дом» развивает вариантные образы, названные нами Протодом и Антидом.

В результате анализа материала было выделено три пространственных образа, реализующих структуру Протодома: 1) квартира Юлии Рейсс, 2) квартира Най-Турсов, 3) Александровская гимназия. Пространство Протодомов характеризуется рядом признаков, имеющих принципиально общее со структурой пространства Дома, а также рядом дополнительных черт, позволяющих говорить о специфическом воплощении пространственного образа.

Структуру Антидома в романе реализуют два образа: 1) квартира домохозяина, инженера Лисовича, 2) анатомический театр. Дом и Антидом похожи лишь формально — наличием конкретных и абстрактных атрибутов, функционально же они типологически противопоставлены друг другу.

3. Когнитивная категория художественного пространства была рассмотрена не только в статическом аспекте, но и в динамическом, предполагающем анализ динамики отношений в концептуальной схеме, а именно анализ разнообразных трансформаций пространства, которые наблюдаются в ситуациях перехода от одного концепта к другому.

Нами были рассмотрены все возможные случаи взаимопереходов концептов. Анализ показал, что Город негативно влияет на пространство Дома, пытаясь разрушить его физически и духовно. Осуществляется этот процесс через предметы и персонажей, не принадлежащих Дому, а также через самих Турбиных. Пространство Дома как замкнутое, самоструктурирующееся пространство кардинально не влияет на окружающую стихию. Вселенная воздействует на Город через знаки, приметы, предзнаменования. Город же воздействует на Вселенную убийствами людей, на которые «реагируют» звезды. Влияние Вселенной на Дом происходит через сны главных героев. Пространство Дома проникает во Вселенную через молитву героини.

4. Отдельным, частотным способом репрезентации трансформированного пространства в романе является метаморфоза. Метаморфоза — превращение предмета из одной пространственной формы в качественно иную. Трансформация физических показателей предмета может происходить в собственно пространстве, изображенном в тексте, или в перцептуальном пространстве, являясь результатом игры воображения персонажей и/или читателя. В романе метаморфозы связаны преимущественно с внешним обликом персонажей. Нами было выделено пять групп в зависимости от ситуаций, в которых происходят подобные метаморфозы. В целом, как текстовое явление метаморфоза создается разными языковыми способами: использованием слов и конструкций с соответствующей семантикой, объединением и «взаимопревращением» тропов, усложнением строения графического пространства текста. Метаморфоза — один из ключевых авторских приемов парадоксального образного воплощения трансформированного пространства.