Вернуться к Т.А. Баранникова. Изучение романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе средней школы

Заключение

Изучение романа М.А. Булгакова — важное и необходимое звено в системе литературного образования учащихся, связанное с развитием целостности восприятия и осмыслении культурного опыта, накопленного веками, включающего в себя мифологические, фольклорные и литературные традиции. Проблема изучения романа на уроках литературы в 11 классе средней школы рассматривается в исследовании в теоретическом и экспериментальном аспектах. В связи с темой исследования была намечена цель: теоретически и практически разработать систему изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», определить содержание этапов и методику работы на каждом из них.

Гипотеза и цель исследования выдвинули необходимость решения задач, которые заключаются в том, чтобы выявить особенности восприятия романа «Мастер и Маргарита», определить один из подходов к его изучению, разработать формы и приемы анализа романа, экспериментально проверить эффективность разработанной нами системы.

Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, подтвердили правильность предложенной нами методики и выдвинутой гипотезы.

Проведя теоретическое и опытно-экспериментальные исследования по теме диссертации, мы пришли к ряду выводов, реализация которых в школьной практике поднимет изучение романа «Мастер и Маргарита» на качественно новый уровень:

1. Была подтверждена наша гипотеза о том, что ориентация на художественные традиции и новаторство при изучении романа «Мастер и Маргарита» является одной из наиболее целесообразных концепций анализа, способствующего формированию целостного восприятия произведения, обогащению идейно-эстетических оценок.

2. Обращение к художественным традициям и новаторству при изучении романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в XI классе позволяет вести «диалог культур», открывает возможность для более полного изучения школьного курса литературы на историко-литературной основе.

3. Ориентация на художественные традиции и новаторство позволит использовать предыдущий читательский опыт учащихся при анализе произведения.

4. Разработанная в соответствии с выдвинутой концепцией методическая модель изучения романа «Мастер и Маргарита» позволила выделить в его структуре традиционные литературные мотивы, образы, темы, определить на основе литературоведческого материала характер их трансформации.

5. Предложенная система уроков была проверена опытно экспериментальным путем в 11 классах средних школ города Москвы № № 171, 227, 1289 и № 3 г. Одинцово Московской области.

Перспективы дальнейшего изучения избранной нами проблемы состоят в дальнейших исследованиях методических концепций различных аспектов творчества М. Булгакова.

По теме исследования были опубликованы следующие работы:

1. Баранникова Т.А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе. Методические рекомендации для учителей и студентов. — М.: МПГУ, 1998. — 45 с.

2. Баранникова Т.А. К проблеме стиля романа «Мастер и Маргарита». Научные труды МПГУ. Серия: Гуманитарные науки. — М.: Прометей, 1998. — С. 123—125.