В настоящее время преподавание литературы в школе вышло на новый уровень. Школьное литературное образование включает в себя задачи художественного и общекультурного развития школьников, формирование читателя, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова, способного к полноценному восприятию литературного произведения в контексте духовной культуры человечества и воспитание на этой основе нравственности, культуры речи и эстетического вкуса школьников. Разрабатываются концепции и программы с включением новых писательских имен и произведений. Наиболее радикальному изменению подверглась программа XI класса, включающая в себя курс русской литературы XX века. Круг чтения учащихся обогатился «возвращенными» произведениями М. Булгакова, А. Платонова, А. Ахматовой, Е. Замятина, И. Шмелева, Б. Пастернака и других. Расширился раздел современной литературы, представленный произведениями В. Астафьева, И. Коледина, А. Приставкина, В. Распутина, С. Антонова, Л. Петрушевской.
До недавнего времени существовала единая программа по литературе для общеобразовательных школ. Положение изменилось. Разработаны новые программы, осуществляющие уровневый и профильный подходы в обучении.
«Диалог эпох» в изучении курса, заявленный в этих программах, является одним из условий целостного изучения литературы, так как преемственность литературного развития понимается как синтез духовных ценностей, содержащихся в творениях минувших эпох и включенных в современность.
В работе по литературе на первый план выдвигаются художественная ценность и непреходящее общечеловеческое значение произведений. Поток новых имен, свидетельств, фактов открыл современному читателю новый пласт русской культуры, ранее неизвестной. Основой современного литературного образования признано чтение и изучение художественных текстов с учетом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов.
Возросший интерес к творчеству М. Булгакова, отражает характерную для данного периода развития отечественной культуры ситуацию. Явление «возвращенной литературы» требует изучения, осознания, изменения сложившихся оценок художественных произведений. Творчество Михаила Булгакова в своем подлинном объеме вносит существенные коррективы в сложившиеся представления об историко-литературном процессе XX века.
Однако нередко в учебно-методическом плане возникают сложности, так как литературоведческие и методические концепции начали разрабатываться недавно.
Актуальность темы нашего исследования определяется тем, что творчество М. Булгакова — явление новое и сложное для методики преподавания литературы, а также тем, что предстоит еще определить место и значение творчества М. Булгакова в истории русской литературы и основные направления работы по соответствующей теме в школе.
Суть предложенной в данном исследовании концепции состоит в следующем: из возможных направлений изучения романа «Мастер и Маргарита» мы выбрали ориентацию на художественные традиции и новаторство в романе, что поможет целостному восприятию текста. Это позволит также вести на уроках «диалог культур» с учетом предыдущего читательского опыта учащихся, включить роман в школьный историко-литературный курс, расставить необходимые акценты, соответствующие разработанному нами направлению изучения романа «Мастер и Маргарита», что обогатит идейно-эстетические оценки произведения. Такой подход к изучению позволит рассматривать роман не только в контексте эпохи его создания, но и как факт культуры.
Автором данного исследования было проведено анкетирование в московских школах №№ 227, 1289, 171 и № 3 г. Одинцово Московской области, в котором принимало участие 240 человек. Опрос показал, что 156 учеников из рекомендуемых программой произведений М. Булгакова выбирают для изучения роман «Мастер и Маргарита». Однако, практика школьного преподавания показывает, что изучение романа «Мастер и Маргарита» нередко носит ознакомительный характер.
В настоящее время в распоряжении учителей отсутствуют в достаточной мере рекомендаций и методические пособия по изучению романа «Мастер и Маргарита» в школе.
При изучении романа возникает ряд проблем, решение которых актуально для современной теории и практики преподавания литературы. Не определены аспекты содержания и методики уроков, которые помогут повысить эстетический эффект воздействия творчества М. Булгакова на развитие школьников, на уровень их образованности, на их внутренний мир и нравственную позицию, сформируют у школьников представление о преемственности художественных традиций в русской литературе. Важно акцентировать внимание на отборе материала и на его интерпретации.
Цель диссертации — теоретическое обоснование, разработка и создание методической системы изучения творчества М. Булгакова в 11 классе. В основу уроков по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» положена ориентация на художественные традиции русской и мировой литературы.
Объект исследования — процесс изучения романа «Мастер и Маргарита» в 11 классе средней школы.
Предмет исследования данной работы — обоснование и методика изучения романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» с учетом целостного восприятия и анализа художественного текста с ориентацией на художественные традиции и новаторство.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза:
Изучение романа «Мастер и Маргарита» с ориентацией на художественные традиции и новаторство писателя будет эффективным и расширит представления о историко-литературном процессе если:
— роман изучается в контексте историко-литературного развития;
— методика проведения занятий основывается на формировании у учащихся целостного восприятия и осмыслении культурного опыта, включающего в себя мифологические, фольклорные и литературные традиции и на анализе традиционных тем, образов русской литературы в романе «Мастер и Маргарита», традиций романтизма, на исследовании «гоголевских реминисценций», рассмотрении традиционности булгаковской «дьяволиады», поэтики фантастического и на этой основе уяснение новаторства романа;
— учитываются особенности восприятия романа «Мастер и Маргарита», возрастные особенности и возможности старшеклассников, уровень их литературного образования;
— система заданий позволяет открыть новые грани литературного произведения, усиливает внимание к слову писателя, к литературоведческим исследованиям;
— историко-литературные и теоретико-литературные знания обобщаются и творчески применяются в рецептивной деятельности, устной и письменной речи учащихся.
Выдвинутая гипотеза определила задачи исследования:
— выявить особенности восприятия школьниками романа «Мастер и Маргарита»;
— определить один из подходов к изучению творчества М. Булгакова;
— разработать формы и приемы анализа романа «Мастер и Маргарита»;
— экспериментально проверить эффективность разработанной системы занятий с ориентацией на художественные традиции и новаторство в романе «Мастер и Маргарита» и проанализировать результаты экспериментальной работы, выявив произошедшие изменения в представлениях школьников о историко-литературном процессе и о литературе в целом.
Методологической основой исследования явились труды по философии, социологии, эстетике, литературоведению, психологии, теории и методике обучения литературы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение за учебным процессом в школе; анкетирование учащихся и учителей; педагогический эксперимент (констатирующий и обучающий); качественно-количественный анализ экспериментальных данных.
Исследования проводились в три этапа:
1 этап (1994—1996) — изучение литературы по проблеме диссертации, определение гипотезы исследования, проведение констатирующего эксперимента с целью выявления особенностей восприятия учащимися средней школы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», установления уровня литературного развития школьников.
2 этап (1996—1997) — разработка концепции изучения романа «Мастер и Маргарита» с ориентацией на художественные традиции русской литературы, обучающий эксперимент, который проводился на базе средних школ № 1289, № 227, 171 г. Москвы, № 3 г. Одинцово Московской области.
3 этап (1997—1998) — апробация разработанных рекомендаций на базе средних школ №№ 3, 1289, 227 г. Москвы, № 3 г. Одинцово Московской области, анализ полученных данных, оформление работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:
— рассматривается одно из перспективных направлений школьного изучения романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте «диалога культур», объединяющего в себе духовные ценности, содержащиеся в творениях минувших эпох;
— рассмотрены основные аспекты изучения романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» на основе изучения восприятия учащимися текста романа;
— теоретически разработана и экспериментально проверена эффективность методической концепции изучения романа «Мастер и Маргарита» в выпускном классе с ориентацией на художественные традиции и новаторство, на целостность восприятия и анализа текста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что автором предложены теоретически обоснованные и проверенные в ходе экспериментальной работы методические рекомендации к проведению занятий по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в 11 классе. Они могут быть использованы при чтении лекций по методике преподавания литературы в педвузах, при проведении уроков, спецкурсов и спецсеминаров по творчеству М. Булгакова в 11 классе средних школ разного типа, в системе подготовки и переподготовки учителей, при создании программ и учебных пособий.
Достоверность результатов исследования обеспечивается тем, что работа опирается на современные исследования и достижения литературоведения, педагогики, психологии, теории и методики обучения литературе. Выводы делались на основе анализа устных, письменных и творческих работ учащихся, результатов анкетирования и бесед с учителями и школьниками.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации докладывались на кафедре методики преподавания литературы МПГУ, на Научной сессии по итогам научно-исследовательской работы за 1996 год МПГУ, на 6-той научной международной конференции «Вопросы поэтики и интерпретации художественного текста При изучении произведений различных родов и жанров» (Голубковские чтения) в 1997 году.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Поиск путей изучения курса литературы в 11 классе обусловлен современным его состоянием, характеризующимся процессами обновления программы, включением в нее новых произведений. При этом особенно остро звучит вопрос о целостности курса, объединяющего в себе разноплановый литературный материал.
2. Одним из эффективных способов изучения литературного материала, включенного в курс литературы 11 класса, является ориентация на литературные традиции и новаторство, используемые, в частности, при изучении романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.
3. Изучение романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» целесообразно осуществлять путем включения литературного материала в «диалог культур».
4. Изучение романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» целесообразно проводить с учетом целостности восприятия литературного процесса и литературного текста.
5. Ориентация на художественные традиции и новаторство существенно влияет на уровень восприятия и оценки романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита», стимулирует творческую активность старшеклассников.
Структура и содержание работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Во введении дается общая характеристика работы: обосновывается актуальность выбранной темы, определяются предмет, цель, задачи и методы исследования, формулируются гипотеза, новизна и практическая значимость работы, показываются этапы исследования, выдвигаются положения, выносимые на защиту.
Первая глава диссертации «Научные основы изучения романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»» содержит анализ литературоведческих работ, посвященных роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита», послуживших научной основой исследования. Роман рассматривается в контексте русских литературных традиций, проведен анализ философских работ. Во второй главе «Восприятие и изучение и романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в аспекте «диалога культур»» исследованы направления изучения романа на уроках литературы в 11 классе с учетом его восприятия учащимися, проанализированы психолого-педагогические и методические работы по проблеме исследования, рассмотрено понятие «диалога культур» как взаимосвязи элементов человеческой культуры, содержащей прошлый культурный опыт. В третьей главе «Опытно-экспериментальная проверка системы уроков по изучению романа «Мастер и Маргарита» в 11 классе средней школы» представлены материалы констатирующего и обучающего экспериментов, методические рекомендации к занятиям по роману Булгакова «Мастер и Маргарита» на основе разработанной нами концепции.
В заключении содержатся основные выводы диссертации, намечаю гея перспективы дальнейшего исследования избранной нами проблемы.
Раздел «Библиография» содержит 226 наименований.
К оглавлению | Следующая страница |