Вернуться к С.Ф. Антипина. История становления и развития общественно-политических взглядов М.А. Булгакова

Введение

Актуальность темы. Среди русских писателей XX века Михаил Афанасьевич Булгаков занимает значительное место. Отношение к нему и его творчеству в сегодняшнем читательском мире особое. Писатель, который был лишен права голоса своими власть держащими современниками, стал современником спустя вот уже нескольких поколений после своей смерти. Выбрав для себя профессию писателя, он стремился реализовать свои природные дарования и тем самым послужить Отечеству, все его творчество пронизано любовью и состраданием к Родине.

Булгакову было присуще и еще одно удивительное свойство — способность проникать в сущность происходящих событий и предвидеть будущее. Он нисколько не сомневался, что за череду «безумств» народу придется платить, он смело давал оценку всем важнейшим событиям, происходящим в России, и те оценки и прогнозы, которые предсказал Булгаков о будущем страны, сбылись. Безусловно, Булгаков понимал, что народный гнев могут обуздать только большевики, однако, он никогда не соблазнялся коммунистической идеологией. И даже исподволь подводил к мысли о желательности возврата к самодержавию, с помощью своих героев высказывая мнение, что отречение государя — это самая страшная трагедия для России. Очевидно, Булгаков сознавал, что именно с падения самодержавия начался процесс распада всех устоев русской жизни. Булгаков не соглашался с идеей коммунизма и принудительной коллективизацией. Коммунизм создавал гнетущую и безысходную атмосферу, и писатель понимал, что такой путь, не имеющий твердых опор, когда-нибудь рухнет. Он мог бы одобрить только тот путь построения государства, когда оно обеспечит полную свободу жить так, как ему хочется, писать о том, что диктует ему его совесть и душа. Уже тогда он предвидел падение большевистского режима, проанализировав причины гибели России и исследовав истоки этого явления. Писатель считал, что марксизм-ленинизм — это такое учение, следуя которому, народ под руководством большевиков развалил великое государство.

Рассматривая причины, которые привели к катастрофическим событиям начала XX века в России, он поставил вопрос о целесообразности социальных переворотов в истории, о столкновении разных культурных традиций. Параллельно в его произведениях на фоне исторических событий раскрывались разнообразные человеческие судьбы. Его герои вовлекались в самую гущу событий. Булгакова интересовал внутренний мир человека, попавшего в такой круговорот событий, когда трудно сделать выбор, сохранив при этом свое лицо, он восхищался теми, кто сохранил нравственную чистоту, порядочность, понятие чести и долга перед Россией, потому что до конца жизни сам оставался таким же. А таких героев, как Петлюра, гетман, Тальберг, Булгаков ненавидел, как людей, умеющих перекраситься в любой политический цвет, лишь бы удержаться на поверхности. Время и события раскрывали их сущность, их пустоту и ничтожность.

Пережитые события революции, гражданской войны также оказали влияние на становление общественно-политических взглядов Булгакова. Страдания людей, боль, кровь, суматоха, противостояние социально-политических сил способствовали тому, что Булгаков на всю жизнь занял решительную антивоенную позицию, он видел бессмысленность войны, ее губительные последствия для всех воюющих сторон.

Одним из главных аспектов творчества Булгакова является история России и, соответственно, ее будущее развитие. Писатель много думал над судьбой своей страны и своего народа, поэтому его можно смело назвать политическим и историческим писателем. Многим кажется, что сцены его произведений были рождены только полетом творческой фантазии писателя, но при ближайшем рассмотрении они представляют собой отражение событий, происходивших в современной Булгакову России, здесь оказались зашифрованы самые злободневные современные политические события.

Все социальные проблемы, о которых говорил Булгаков, являются актуальными и сегодня. Вот почему спустя уже не одно десятилетие после его смерти он остается одним из самых популярных и читаемых писателей России. Однако исследователи, занимающиеся наследием Булгакова, уделяли внимание, в основном, изучению его биографии, анализу его произведений, взаимодействию его с властью. Но комплексного освещения вопроса о становлении и развитии именно общественно-политических взглядов Булгакова в настоящее время нет. Проблема осложняется и тем, что Булгаков практически не оставил прямых высказываний о социально-политических событиях, понимая, что можно было пострадать и за критику советской власти и за ее восхваление, соответственно, это было сопряжено с риском подвергнуться опале и даже потерять жизнь. Поэтому судить о его взглядах можно по косвенным источникам: остались только письменные документы, бесценные устные свидетельства людей, лично помнивших и знавших Булгакова, а также тексты булгаковских произведений.

Актуальность темы подтверждается и недавно успешно прошедшей премьерой киноверсии романа «Мастера и Маргариты», этот фильм занимает самые высокие рейтинговые места и получил одобрительные отзывы зрителей и критиков. Не менее ценны и интересны снятые ранее фильмы по другим произведениям Булгакова: «Собачье сердце», «Бег», «Дни Турбиных».

Следует отметить и то, что имя Булгакова известно далеко за пределами России, многие произведения писателя были переведены на иностранные языки и напечатаны за границей: в Польше, Югославии, Германии, Голландии, Италии, Англии и других странах. В Польше Булгакова рассматривают как героя драмы, а за его спиной — история русской интеллигенции, творчество Булгакова органично вписывается в польскую культурную среду. В Германии Булгакова по праву считают уникальным явлением мировой культуры, он стоит в первом ряду русских писателей XX века. Повышенное внимание к произведениям Булгакова наблюдается и в англоязычных странах, Франции, Италии и др. Неоднократно ставились спектакли по его пьесам.

Все вышеизложенное делает проблему о становлении и развитии общественно-политических взглядах М.А. Булгакова актуальной проблемой исторической науки.

Степень изученности проблемы. Общественно-политические взгляды М.А. Булгакова как самостоятельная тема в историографии практически не изучались. Тем не менее, различные аспекты жизни и творчества выдающегося писателя России стали постоянным предметом исследования историков, литературоведов, философов, политологов. Эволюцию этих исследований условно можно разделить на четыре этапа, в основу которых положены подходы к изучению творчества и социально-политических взглядов М.А. Булгакова.

Первый этап — это критические статьи и высказывания, сделанные еще при жизни писателя. Многие его произведения рассматривались как острая сатира на советскую власть. В архиве писателя сохранились альбомы с вырезками статей о нем и его творчестве.

Так, В. Зархин в газете «Комсомольская правда» утверждал: «Для Булгакова наш быт — это действительно фантастическая дьяволиада, в условиях которой он чувствует себя «невесело», отвратительно, в условиях которой он не может существовать...»1. Театральный критик А. Орлинский считал, что показывать «Белую гвардию» недопустимо, так как «это политическая демонстрация, в которой Булгаков перемигивается с остатками белогвардейщины»2. Говоря о пьесе «Дни Турбиных», критик А. Ценовский писал в газете «Правда»: «пьеса чужая, враждебная, ядовитая, оскорбительная... таких пьес на советской сцене ставить нельзя»3. Ф. Раскольников, один из руководителей Главреперткома называл пьесу «Зойкина квартира» «нездоровой, нежелательной, подлежащей устранению в целях общего оздоровления нашего репертуара...»4 Критик И. Бачелис в газете «Комсомольская правда» о постановке «Бега» писал: «В такой установке пьесы — прямое оправдание белогвардейщины. Булгаков хочет помирить нас с белогвардейщиной...»

В итоге уже к 1930 году в булгаковской коллекции скопилось 298 «враждебно-ругательских» отзывов, причем большинство из них были посвящены пьесе «Дни Турбиных». Практически во всех статьях проходила мысль, что такой Булгаков не нужен стране, как результат — общественность требовала снять пьесы писателя со сцены. Поэтому в письмах Сталину и правительству Булгаков неоднократно говорил о «многолетней затравленности» и последующем молчании.

Во время массовых репрессий, которым подверглись и недавние враги Булгакова, Киршон, Афиногенов, Авербах и другие, опасался ареста и Булгаков, остававшийся на своих прежних позициях. Многие советовали ему «перестроиться» под большевистский режим, не связываться ни с чем сомнительным. Булгаков не соглашался с идеей коммунизма и принудительной коллективизацией. Однако диктат того времени подавлял, запугивал и подчинял. Время шло стремительно, и люди учились приспосабливаться к новым условиям жизни. Так поступили В. Катаев, Л. Леонов и другие. Они писали о социалистической перестройке, создавая образы коммунистов, переворачивающих устаревшую жизнь и перестраивающих ее по-новому. Их произведения печатали, они положительно принимались критиками. Булгаков же так и не смог перестроиться, да и не хотел.

Свою приверженность свободе он выразил позднее в письме правительству от 28 марта 1930 года, в котором утверждал: «Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она не существовала, мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати. Я — горячий поклонник этой свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода»5.

Второй этап изучения социально-политических взглядов Булгакова связан с первой публикацией романа «Мастер и Маргарита» в СССР в 1966 году. Это произошло благодаря стараниям жены писателя Елены Сергеевны Булгаковой и сотрудников журнала «Москва». Читательский успех романа был сравним только с успехом первых публикаций повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в «Новом мире».

О Булгакове в те годы было известно ничтожно мало. Стараниями десятков исследователей и энтузиастов, из письменных документов и бесценных устных свидетельств, лично помнивших и знавших Булгакова, была воссоздана биография писателя, но и саму биографию, и облик писателя приходилось ретушировать, ввиду того, что многие факты были просто неизвестны. В те застойные 1960—1970-е годы поражала раскованная и отчаянная прямота высказываний Булгакова в его обращениях к Сталину и правительству, писатель не скрывал своего отношения к революции, пролетариату, ненависти к цензуре. Однако некоторые критики корректировали биографию и творчество Булгакова для того, чтобы доказать, что он все-таки советский писатель, с романом надо было считаться как с фактом советской жизни. Мастер, Маргарита, да и сам Булгаков усилиями самых идеологизированных критиков были занесены в список антисталинистов. Попытка отойти от этого разрушала создавшийся образ писателя, которого не печатали в дурные времена, и, соответственно, такой критик автоматически становился в ряд сталинистов. Так, Л. Скорино видела в поступках Маргариты «капитуляцию перед Злом, соглашение с ним, сотрудничество с лагерем Тьмы»6. Член редколлегии «Нового мира» И. Виноградов яростно защищал Маргариту и возражал Л. Скорино, что по тем временам было большой победой: «Нет, как угодно, а я не знаю, на какой недоступной горней высоте морали нужно стоять, чтобы серьезно поставить отчаявшейся Маргарите в вину такого рода призрачный, чисто условный компромисс со злом. Разве лишь на той, на которой находится Л. Скорино...»7

Негативно оценили роман «Мастер и Маргарита» такие исследователи, как В.В. Новиков, который объяснял «слабую художественность романа расхождениями Булгакова с эпохой: он с недостаточной глубиной понимал, а потому с меньшей художественной силой мог раскрыть социальные корни сложнейших коллизий...»8. По словам А. Метченко, роман выпадает «из общего органического для тех лет героического приподнятого тона...», отсюда его так называемая «несвоевременность»9.

В целом оценить критику творчества Булгакова в 1960—1970-е годы непросто, поскольку что-то делалось сознательно, а в чем-то проявлялась схема марксистского мышления. Невозможность полностью высказаться о Булгакове в советской печати — это вещь очевидная. Но были темы, особенно трудные для обсуждения в эти годы — булгаковская трактовка христианства и отношения Булгакова со Сталиным. Имя Сталина в то время было практически неупоминаемым. По этой же причине не было возможности напечатать известное письмо Булгакова Сталину и правительству 1930 года, а также все последующие письма Сталину, хотя они не раз печатались за рубежом. Исследователи, зная об этих и многих других неопубликованных, но хранящихся в архивах, документах, тем не менее не использовали их, поскольку они могли нарушить уже сформированный облик писателя. Поэтому этот период характеризуется некоторым ретушированием портрета Булгакова по соответствующим идеологическим причинам. Например, В. Лакшин в своих ранних работах писал: «Великим писателем Булгакова сделало понимание необходимости расставания с прошлым, революционных разломов и взрывов, ...с очевидной симпатией изображает он победоносную силу времени — большевиков»10.

Несмотря на это, в 1973 г. вышло полное издание романа «Мастер и Маргарита», чуть раньше — в 1968 г. — «Театральный роман». В 1960-е годы — повсеместно стали ставить пьесу «Бег», в 1970-е годы стала популярной пьеса «Кабала святош», в 1976 г. вышел фильм В. Басова «Дни Турбиных». В 1973 г. С. Слонимский написал оперу «Мастер и Маргарита». Эта динамика отразила не только эволюцию читательского спроса, но и изменение государственной политики и общественно-политические перемены в стране. Таким образом, влияние Булгакова вышло за сугубо литературные рамки, оно постепенно вошло в сферу общественного сознания.

Третий этап — это исследования 1980-х годов, особенно вторая их половина — время массовых изданий М. Булгакова в разных регионах, публикации его дневников, дневников Е.С. Булгаковой, воспоминаний о писателе. Как писал В. Лакшин, было «рекордное число публикаций и перепубликаций Булгакова из архивов и забытых изданий. Будто закипел некий литературный Клондайк, и публикаторы впопыхах соревновались друг с другом»11.

1980-е годы — время начала последовательного изучения творчества Булгакова, вышло огромное количество его публикаций, особенно выдающимся в этом плане был 1987 год — «Собачье сердце», неизвестная глава «Белой гвардии», «Тайному другу», дважды выходили письма Правительству, пьесы «Багровый остров» и «Адам и Ева». В Ленинграде проходили Булгаковские чтения, по их результатам были опубликованы сборники научных трудов12.

Все это привело к тому, что в конце XX века имя Булгакова освободилось от ярлыков «антисоветского» и «запрещенного», и его произведения вошли в школьные программы. Именно в этот период стали выходить научные работы, отличавшиеся творческой независимостью авторов от идеологии.

Первая книга о Булгакове — «документальная повесть» Девлета Гиреева, воссоздающая жизнь Булгакова во Владикавказе13. Однако автор посчитал, что он вправе соединять полный вымысел с реальными фактами, в результате домыслы о биографии Булгакова стали восприниматься как факты. Но заслуга автора в том, что он впервые ввел в научный оборот факты владикавказского периода жизни Булгакова, прежде всего его публикации, и он первым попытался размышлять о мироощущении военврача белой армии Булгакова.

Следующая монография о писателе — книга Л. Яновской14. Но исследовательница опустила многие факты биографии Булгакова, которые могут его «скомпрометировать», в итоге ею был создан портрет писателя, никак не сочетающийся с его произведениями, очевидно, «из лучших чувств» стремясь доказать, что Булгаков сразу и безоговорочно принял советскую власть, революцию, большевиков и никогда не помышлял об эмиграции.

Одной из первых фундаментальных работ можно считать исследование М.О. Чудаковой, в котором автор провела взвешенный и глубокий анализ жизни и творчества М.А. Булгакова, широко представила личность писателя во всей ее многогранности15. С ее работы начался новый этап научного изучения биографии и творчества Булгакова. Многие факты были обнародованы благодаря реставраторской работе М.О. Чудаковой, она разбирала архив писателя, делала его научное описание. Многие рукописи и другие документы были впервые введены в научный оборот. М.О. Чудакова неоднократно встречалась с Е.С. Булгаковой, с Т.Н. Лаппа-Кисельгоф, разыскивала родственников и друзей писателя, записывала беседы с ними. Автор отдавала предпочтение документам и фактам, и следование этим фактам позволили М.О. Чудаковой создать целостный объективный образ писателя, не противоречащий его творчеству, этике, общественно-политическим взглядам. Таким образом, ее исследование по праву считается первой научной биографией М.А. Булгакова.

Некоторые отечественные исследователи посвятили свои труды театральной судьбе писателя. Так, театровед, доктор искусствоведения А.М. Смелянский16 рассмотрел историю пьес «Дни Турбиных», «Бег», «Мольер», инсценировку «Мертвых душ», анализ «Театрального романа» — итог взаимоотношения Булгакова и Художественного театра, сыгравшего роковую роль в жизни писателя. Смелянский отмечал при этом, что МХАТ прошел свой путь, а Булгаков — свой, но эти «пути неразделимы и неотторжимы друг от друга. Более того, в их сопоставлении и пересечении по-настоящему открывается трагизм времени, неотвратимый характер всего того, что произошло и пережито». Автор открыл множество фактов творческой истории булгаковских произведений.

Исследователь Гудкова В.В.17 в своей работе проанализировала период с середины 1920-х годов, когда Булгаков впервые вошел в литературу и стал приобретать известность в качестве драматурга. Автор попыталась проследить его литературную и сценическую судьбу.

Четвертый этап — это исследования со второй половины 1990-х годов, принадлежащие Б.В. Соколову, В.В. Петелину и др. Основное внимание при этом обращалось на этапы жизненного пути писателя, отражались литературно-критические взгляды на произведения Булгакова, рассматривались его взаимоотношения с властью и Сталиным.

Особое место в изучении творчества М.А. Булгакова занимают труды Б.В. Соколова18 с оригинальным авторским взглядом. Особенный интерес вызывает «Булгаковская энциклопедия» (первое издание вышло в 1996 г.), в которой в отдельных статьях собраны сведения о жизни и творчестве писателя. В энциклопедии есть статьи, посвященные самым близким и родным людям Булгакова, среди произведений рассмотрены все романы, повести, пьесы, инсценировки, киносценарии, оперные либретто и рассказы, а среди фельетонов, очерков и репортажей отобраны наиболее любопытные и интересные. В энциклопедию включены статьи о прототипах персонажей произведений Булгакова, подобраны сведения о писателях, философах, политических и военных деятелях, оказавших влияние на взгляды и творчество Булгакова. Кроме того, присутствуют и общие проблемные статьи о демонологии, масонстве и христианстве, отдельные статьи посвящены языку и стилю писателя.

Более близок теме нашей диссертации другой труд Б.В. Соколова «Сталин, Булгаков, Мейерхольд... Культура под сенью великого кормчего», в котором описываются фрагменты картины советской культурной политики в сталинскую эпоху, показаны непростые судьбы писателей, публицистов, режиссеров, их контакты со Сталиным. В исследовании описаны трагические судьбы художников, на основе чего автор показал, перед каким страшным выбором они стояли — приспособиться к новому строю или погибнуть. Но даже те, кто приспособился, чаще всего тоже платили за это смертью — не физической, а духовной. Б.В. Соколов пытался показать, почему одни писатели и деятели искусства были репрессированы, а других эта участь обошла, и в каких случаях вопрос о том, репрессировать человека или нет, решал сам Сталин. По справедливому мнению Б.В. Соколова, взаимоотношения власти и художника в тоталитарном обществе не способствует развитию свободного творческого процесса.

Не менее интересен труд Б.В. Соколова «Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты». Здесь автор уделяет внимание не только последнему роману Булгакова, но и рассуждает о том, является ли Булгаков политическим писателем. Доказывая это, он анализирует отношения писателя с властью, лично со Сталиным, находя отражение различных исторических и политических процессов, происходящих в России, в произведениях Булгакова. Кроме того, Б.В. Соколов вновь затронул тему отношений Булгакова с советскими писателями, современниками Булгакова.

Исследователь-булгаковед В.В. Петелин также одним из первых начал писать о М. Булгакове19. Однако в его первом труде «Михаил Булгаков: Жизнь. Личность. Творчество» (1989 г.) образ Булгакова предстает настолько отретушированным, что его нельзя узнать, а творчество писателя В. Петелин рассматривал в русле партийной политики. В этом исследовании автор постоянно сам себе противоречил.

Последний труд В. Петелина «Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть» (2001 г.) более объективен, автор документально воссоздал жизнь Михаила Булгакова, полную творческих успехов, личных драм, надежд, разочарований, признания почитателей и конфликтов с властями. И более интересны его труды тем, что автор был лично знаком с третьей женой Булгакова Еленой Сергеевной. К тому же, он был знаком и неоднократно виделся со второй женой Булгакова Е.С. Белозерской, рассказавшей ему о том времени, быте, творчестве, о многочисленных знакомых, окружавших писателя, о театральной жизни. Он восстановил те события, в которых Булгаков принимал непосредственное участие: ранний период жизни, участие в гражданской войне, отношения с книгоиздателями, руководством МХАТа, властями.

В диссертационных исследованиях уделяется внимание различным аспектам творчества Булгакова с позиции филологической науки20. Так, например, Долгова Н.В. рассмотрела поэтику сатиры М.А. Булгакова 1930-х годов. Кривошейкина М.С. проанализировала жанр фельетона в журналистском творчестве Булгакова. Плаксицкая Н.А. изучила сатирический модус человека и мира в творчестве М.А. Булгакова и т. д. Кроме того, некоторые исследователи изучали язык Булгакова, обращая внимание, например, на отбор и использование библеизмов в художественном наследии Булгакова (Хрячкова Л.А.), реализацию художественно-эстетического потенциала лексики восприятия в романах М.А. Булгакова (Свинцицкая Е.В.), функции специальной лексики в произведениях М.А. Булгакова (Панаева Е.В.) и т. д.

Таким образом, тема диссертации «Становление и развитие общественно-политических взглядов М.А. Булгакова» не получила достаточного раскрытия в научной исторической литературе.

Актуальность проблемы, а также недостаточная ее научная разработанность определили выбор темы исследования.

Объектом диссертационного исследования являются общественно-политические взгляды М.А. Булгакова.

Предметом исследования выступает становление и эволюция общественно-политических взглядов М.А. Булгакова.

Источниковую основу исследования составили опубликованные и неизданные материалы, которые систематизированы автором в соответствии с их происхождением и характером содержащейся в ней информации.

Все использованные в диссертации документы можно разделить на три группы.

К первой относятся материалы, созданные самим М.А. Булгаковым21. В этой группе можно выделить публицистические произведения, драматургию, прозу.

В публицистике Булгаков рассматривал разные темы: в своем первом фельетоне «Грядущие перспективы» он обозначил основные проблемы российского общества первой трети XX века и показал последующее развитие России, печальные результаты этого развития. Фельетон дал представление о политических взглядах Булгакова того времени, тут же предельно обнажена гражданская позиция автора. Мысль о будущем России — вот главный мотив фельетона. Уже тогда он видел поражение белых войск, сознавал, что власть большевиков установилась надолго. Писатель предсказал печальную судьбу своего поколения, всей русской интеллигенции. Еще один мотив этого фельетона — сравнение пути Отечества с развитием западной цивилизации, дальнейшее отставание от ее уровня.

Интересны фельетоны о Москве, в которых Булгаков заявил о себе как о художнике, обладающим оптимистическим взглядом на жизнь, на мир, духовным здоровьем, он не впадал в отчаяние, раз и навсегда усвоив, что жизнь — это борьба за существование, за то, чтобы быть самим собой. Он приветствовал нэп, видел мудрость новой политики. Булгаков стремился в своих очерках, рассказах, зарисовках к правдивому изображению советского быта, радовался тому, как возникал новый порядок в различных сферах новой жизни, бичевал недостатки, беспорядок, бесхозяйственность, очковтирательство, критиковал неумелых и неопытных руководителей. Особенно безжалостным Булгаков становился к тем, которые, дорвавшись до власти, угнетали слабого, «маленького» человека. Он вновь и вновь возвращался к теме столкновения двух социальных сил, рассматривая конкретные судьбы конкретных людей. Но сомнения не вызывало, что Булгаков с теми, кто строил новую жизнь.

В фельетоне «Муза мести»22, посвященном Некрасову, Булгаков оценивал революцию 1917 года и ее последствия сквозь призму некрасовских стихов, показывая, что в революции он видел продолжение прежних стихийных крестьянских бунтов. В фельетоне был сделан упор на стихийность и жестокость народного гнева.

В ранней прозе Булгаков продолжал рассуждать об историческом пути России. Первой напечатанной повестью была «Дьяволиада»23 (1924), в которой Булгаков продолжал рассматривать тему «маленького» человека, ставшего жертвой бюрократической машины, которая предстала неодолимой дьявольской силой.

В повести «Роковые яйца»24 (1925) профессор Персиков создал красный луч жизни, однако, и сам профессор и его открытие погибли от рук толпы. Этим писатель предупреждал о возможной трагической судьбе социалистического эксперимента в России, принесшего народу террор и диктатуру. Булгакова волновало то, что разбуженная энергия масс будет обращена во зло. Гибель профессора Персикова во время бунта толпы олицетворяла ту угрозу, которую таил эксперимент, начатый Лениным и большевиками. В повести Булгаков впервые поставил вопрос об ответственности ученого и государства за использование открытия, которое может нанести вред человечеству, поскольку плоды открытия могут присвоить люди непросвещенные и самоуверенные, к тому же обладающие неограниченной властью. При таких обстоятельствах катастрофа может произойти гораздо быстрее.

Если в «Роковых яйцах» была показана неготовность общества послереволюционной эпохи уважать общечеловеческие ценности и гуманистические идеалы, то в «Собачьем сердце»25 эта же проблема рассматривалась на уровне личности. В пьесе пародировались попытки большевиков создать «нового человека», призванного построить коммунистическое общество. Профессор Преображенский задумал улучшить природу и создать нового человека. Эксперимент медицинский превратился в социальный. Шариков выступил как некое социальное явление, отражающее общественную систему. Это продукт медицинского эксперимента. Но он мгновенно оброс двойниками, такими, как Швондер, которые явились результатом более глобальной и опасной операции — Октябрьской революции. Здесь Булгаков поставил вопрос о целесообразности социальных переворотов в истории, о столкновении разных культурных традиций.

Несмотря на тревогу Булгакова за будущее России, за ее культуру, прогноз его в 1920-е годы был оптимистичным, поскольку в финале профессору удалась обратная операция, и все возвратилось на круги своя. В этой повести, как и в «Роковых яйцах», впервые определенно проявилось неприятие Булгаковым революционных перемен. Жанр фантастической повести позволил Булгакову благополучно разрешить эту драматическую ситуацию. Но автор предостерегал об ответственности ученого за эксперимент, потому что любой опыт должен быть продуман до конца, иначе последствия могут привести к катастрофе, в том числе социальной.

В драматургии Булгаков изучал разные вопросы. Так, в пьесе «Дни Турбиных»26 показаны ужасы гражданской войны, пережитые самим писателем. В пьесе «Бег»27 продолжается тема белого движения о первой в истории России массовой потере родины людьми, вовлеченными в революцию. Писатель неоднократно обращался к одной из важнейших проблем послереволюционного времени — интеллигенции и революции, убедительно показал отход русских интеллигентов от привычных социальных и политических стереотипов. Булгаков показывал разные стороны белого офицерства: и тех, кто люто ненавидел большевиков, и тех, кто вернулся с войны и, устав от нее, хотел отдыхать и заново устраивать обыкновенную человеческую жизнь в мире и покое.

В пьесах «Мольер»28, «Александр Пушкин»29 и «Дон Кихот»30 раскрыто противопоставление свободного творчества писателя и насилия со стороны власти.

Отдельно следует сказать о пьесе «Батум»31. Булгаков всю жизнь хотел увидеться со Сталиным, он неоднократно писал ему письма. Особое отношение коммунистического вождя к писателю, очевидно, во многом спасло Булгакова от репрессий, обрушившихся на страну в 1930-е годы, да и неоднократно возвращало его к жизни. В пьесе «Батум» Булгакова интересовал образ молодого Сталина, становление его как революционера. К тому же писатель анализировал причины гибели России, исследовал истоки этого явления. В итоге Булгаков пришел к мнению, что марксизм-ленинизм — это учение, следуя которому, народ под руководством большевиков развалил великое государство.

И, наконец, «последний закатный» роман «Мастер и Маргарита»32. В нем заключена философская концепция и острая политическая сатира, скрытая от глаз цензуры и недоброжелательных читателей, но понятная близким Булгакову людям. Многие наиболее политически прозрачные места романа Булгаков уничтожал еще на ранних стадиях. Однако и в последней редакции романа осталось достаточно острых и опасных для автора мест. Как форма романа, так и его содержание выделяют его как уникальный шедевр, он сочетает смешное и серьезное, философию и сатиру, пародию и волшебную фантастику. Не менее ценными являются и другие романы («Белая гвардия», «Театральный роман»).

Ко второй группе источников относится архив писателя, основная часть которого хранится в Отделе Рукописей Российской Государственной Библиотеки. Условно архив Булгакова также можно разделить на следующие группы:

— письма писателя к представителям власти, частным лицам, различным организациям и ответы на них, выступления на различных диспутах33. Использование этих источников позволило не только проследить путь художника, перипетии его судьбы, но и более точно проанализировать общественно-политические взгляды Булгакова;

— черновые редакции различных произведений, печатные издания разных лет с произведениями Булгакова, позволяющие проанализировать изменение взглядов писателя в процессе создания того или иного произведения, а также альбомы с вырезками критических статей разных лет о Булгакове и его трудах34;

— дневники Е.С. Булгаковой, которая вела их практически каждый день вплоть до самой смерти писателя, что является не менее ценным свидетельством, а также ее письма35;

— воспоминания о писателе, личные фотографии, книги с дарственными надписями и иные документы, собранные Е.С. Булгаковой36.

В то же время некоторая часть документов писателя еще не была опубликована. Автором данного диссертационного исследования использовались архивные материалы, хранящиеся в Отделе Рукописей Российской Государственной Библиотеки, которые ранее еще не вводились в научный оборот.

К третьей группе источников следует отнести воспоминания, письма, дневники и другие материалы людей, лично знавших М.А. Булгакова. Большой интерес представляют воспоминания его близкого друга С.А. Ермолинского37, который пронес эту дружбу через всю свою жизнь и остался ей верен, несмотря на то, что у самого Булгакова, да и у Елены Сергеевны одно время были подозрения о связи С.А. Ермолинского с НКВД. И Любовь Евгеньевна Белозерская-Булгакова довольно неуважительно отзывалась о мемуарах Ермолинского: «...дешевая литературщина, нескромность, неблагодарство воспоминаний»38. Однако после смерти Булгакова Ермолинский общался с Еленой Сергеевной, помогал ей разбирать рукописи и черновики Булгакова. Основная тема записей С.А. Ермолинского — тема человеческих отношений, описанная с горечью, любовью и болью. Тем не менее, воспоминания С. Ермолинского в некоторой степени позволяют проследить развитие общественно-политических взглядов М.А. Булгакова.

Записи Е.А. Земской39 основаны прежде всего на воспоминаниях и письмах ее матери Н.А. Булгаковой-Земской, сестры писателя. Известно, что для Булгакова всегда были важны культура и среда, его воспитавшие, профессорская семья, друзья и знакомые. Поэтому очень ценны сведения и воспоминания людей, лично знавших писателя и показавших, как формировались его взгляды.

Биографический характер носит исследование Паршина Л.К.40, в котором, благодаря воспоминаниям и беседам с первой женой Булгакова Т.Н. Лаппа, он смог более подробно показать ранний период жизни Булгакова, соответственно это еще один источник сведений о том, как формировались взгляды и жизненная позиция писателя.

В эту же группу следует отнести воспоминания второй жены Булгакова Л.Е. Белозерской-Булгаковой41. Булгаков нашел в ней единомышленника: она помогала ему с переводами, обладала незаурядными литературными способностями, была окружена интересными и яркими людьми. Ее воспоминания также помогли нам в анализе развития общественно-политических взглядов писателя.

Личным отношениям писателя посвящен труд Стронгина В.Л.42 Автор показал, что каждая из жен по-своему любила Булгакова, неизменно поддерживая его в трудные минуты, каждая из них по-своему повлияла на становление и развитие общественно-политических взглядов писателя. Первая жена Татьяна Лаппа — «от Бога» — помогала ему пережить ужасы гражданской войны, спасла его от наркотической зависимости, взяла на себя весь груз хозяйственных забот в голодные годы в Москве. Вторая жена Любовь Евгеньевна Белозерская — «от людей» — была для него кладезем информации, она рассказывала ему о Константинополе, Париже и Берлине. Любовь Евгеньевна была женой известного журналиста, близким к литературе человеком, она много знала о жизни русских писателей в эмиграции, а ведь известно, что Булгаков неоднократно просил власти выпустить его за границу. Третья жена Елена Сергеевна Шиловская — «от дьявола» — порвала внешне беспечную и счастливую жизнь и ушла к Булгакову «на бедность, на риск, на неизвестность». Ее поступок можно объяснить любовью и желанием имя Булгакова сделать всемирно известным. И она действительно добивалась признания его творчества даже после его смерти, сделав это самым главным делом своей жизни.

Наличие широкого круга источников, анализ степени изученности проблемы позволяет выдвинуть цель данного диссертационного исследования: провести комплексный анализ и теоретически осмыслить эволюцию общественно-политических взглядов М.А. Булгакова как одного из наиболее ярких представителей культуры России первой половины XX века.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда научных задач:

— рассмотреть этапы развития общественно-политических взглядов М.А. Булгакова, проанализировать и проследить их эволюцию;

— изучить обстановку, в которой формировалась личность М.А. Булгакова, его общественно-политические взгляды;

— выяснить влияние власти и общества в целом на общественно-политические взгляды М.А. Булгакова;

— проанализировать особенности развития России в политической концепции М.А. Булгакова;

— проанализировать труды М.А. Булгакова по данной проблематике и изучить рецензии на них с точки зрения анализа социально-политических воззрений писателя.

Хронологические рамки исследования обусловлены спецификой данной темы. В ноябре 1919 года в газете «Грозный», издаваемой Осведомительным агентством при деникинском правительстве во Владикавказе, Булгаков напечатал первый фельетон «Грядущие перспективы». Фельетон дал первоначальное представление о его политических взглядах того времени. Этим закончился первый период жизни писателя (1891—1920). Второй период (1920-е годы) начался после его переезда в Москву в сентябре 1921 года. Кроме того, и сценическая, и печатная жизнь Булгакова закончилась до 1930 года, если не считать девяти постановок «Мольера» в 1936 году и пьесы «Дни Турбиных», для постановки которой каждый раз требовались беспрецедентные постановления Политбюро. Третий период условно можно выделить с 1930 года — со знаменитого письма Булгакова правительству и Сталину, в котором он как бы подводил итоги пережитого в прошедшее десятилетие (1930-е годы), и до смерти писателя в 1940 году. Поэтому хронологические рамки исследования охватывают время с 1919 по 1940 годы. Таким образом, автор исследует те годы жизни писателя, когда его общественно-политические взгляды уже сформировались, однако, в диссертационном исследовании уделяется внимание тем условиям и факторам, под влиянием которых формировались общественно-политические взгляды М.А. Булгакова, т. е. раннему периоду жизни.

Методологическая основа исследования. Основными принципами исследования являются принципы научной объективности и историзма, которые предполагают всесторонний критический анализ всех процессов в их становлении и развитии, в их непрерывной связи с другими событиями. Принцип научной объективности позволили проанализировать концепцию Булгакова с учетом реалий исторического, политического и социального характера. Были также использованы проблемно-хронологический метод исследования, систематизации и критического отбора изучаемого материала, научного сравнительного анализа документов. Диссертация базируется на положениях, установках, принципах, содержащихся в исторической научной литературе. В целом при работе над диссертационным исследованием использовался комплексный подход, проявившийся во взаимосвязанном изучении исторических, политических, социальных, идеологических и культурных факторов в наследии М.А. Булгакова.

Научная новизна выполненного исследования заключается в комплексном изучении общественно-политических взглядов М.А. Булгакова. В диссертации собран, систематизирован и обобщен материал из разных источников. В работе тщательно проанализированы литература и источники по заявленной теме.

Несмотря на то, что выявлен интерес к жизни и творчеству Булгакова, многие теоретические проблемы остаются еще нерешенными, либо дискуссионными. Это относится и к комплексному изучению общественно-политических взглядов М.А. Булгакова, поскольку в предшествующих указанных исследованиях акцент делался преимущественно на биографии писателя, анализе его произведений и их критическое осмысление. В этом смысле системный аналитический обзор различных концепций является вкладом в общее исследование. Комплексный анализ общественно-политических взглядов М.А. Булгакова в отечественной исторической науке осуществлен впервые. Также впервые в научный оборот введены некоторые архивные документы, дающие возможность изучить становление и развитие общественно-политических взглядов М.А. Булгакова.

В ходе работы над диссертацией были определены этапы формирования общественно-политических взглядов М.А. Булгакова, осуществлен их комплексный анализ, рассмотрены социально-политические, нравственные аспекты отдельных произведений писателя в публицистике, драматургии, прозе. В исследовании изучены взаимоотношения Булгакова с некоторыми писателями и поэтами, сопоставлены их взгляды. Кроме того, общественно-политические взгляды М.А. Булгакова изучены и при анализе неоднократных писем, обращений писателя с правительством и лично со Сталиным.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут найти применение в научной и преподавательской деятельности, в написании учебных и учебно-методических работ, научных трудов по истории России, культурологии, истории политической мысли, литературоведению.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования отражены в 4 статьях, опубликованных в межвузовских научных сборниках, общим объемом 1 п. л.

Структура и основное содержание работы. Диссертация, структура которой определяется поставленными задачами, включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы.

Примечания

1. ОР РГБ. Ф. 562. Оп. 27. Д. 2. Л. 209.

2. Цит. по: Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова / М.О. Чудакова. — М.: Книга, 1988. — С. 273.

3. ОР РГБ. Ф. 562. Оп. 27. Д. 2. Л. 110.

4. Цит. по: Жидков В.С. Театр и власть, 1917—1927. От свободы до «осознанной необходимости» / В.С. Жидков. — М.: Алетита, 2003. — С. 529.

5. ОР РГБ. Ф. 562. Оп. 19. Д. 30. Л. 2.

6. Скорино Л. Лица без карнавальных масок: Полемич. заметки // Вопросы лит. — М., 1968. — № 6. — С. 41.

7. Виноградов И. Завещание Мастера // Вопросы, лит. — М., 1968. — № 6. — С. 66.

8. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества / В. Новиков. — М., 1971. — С. 81.

9. Метченко А. «Современное и вечное» // Эстетика сегодня: (Актуальные проблемы). — М., 1971. — Сб. 2. — С. 225.

10. Лакшин В. О прозе Михаила Булгакова и о нем самом // Лакшин В.Я. Вторая встреча: Воспоминания, портреты, статьи. — М., 1984. — С. 274.

11. Лакшин В. Сенсация дня или чудо века? // Лит. газ. — М., 1988. — 21 сент. — № 38. — С. 3—5.

12. См.: М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени / Сост. Нинов А.А. — М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1988. — 493 с.; Проблемы театрального наследия М.А. Булгакова: Сб. науч. трудов. — Л., 1987. — 147 с.

13. См.: Гиреев Д. Михаил Булгаков на берегах Терека: Док. повесть / Д. Гиреев. — Орджоникидзе, 1980. — 140 с.

14. См.: Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова / Л. Яновская. — М.: Сов. писатель, 1983. — 319 с.

15. См.: Чудакова М.О. Архив М.А. Булгакова // Зап. Отд. рукописей Всесоюзн. б-ки им. Ленина. — М., 1976. — С. 25—151; Она же. Жизнеописание Михаила Булгакова / М.О. Чудакова. — М.: Книга, 1988. — 681 с.

16. См.: Смелянский А.М. Михаил Булгаков в Художественном театре / А.М. Смелянский. — 2-е изд., доп. — М.: Искусство, 1989. — 433 с.

17. См.: Гудкова В.В. Время и театр Михаила Булгакова / В.В. Гудкова. — М.: Советская Россия, 1988. — 127 с.

18. См.: Соколов Б.В. Расшифрованный Булгаков. Тайны «Мастера и Маргариты» / Б.В. Соколов. — М.: Яуза, Эксмо, 2006. — 608 с.; Он же. Сталин, Булгаков, Мейерхольд... Культура под сенью великого кормчего / Б.В. Соколов. — М.: Вече, 2004. — 384 с.; Он же. Булгаков. Энциклопедия (Серия: Русские писатели) / Б.В. Соколов. — М.: Алгоритм, 2003. — 608 с.; Он же. Три жизни Михаила Булгакова / Б.В. Соколов. — М.: Эллис Лак, 1997. — 429 с.; Он же. Михаил Булгаков (100 лет со дня рождения) / Б.В. Соколов. — М.: Знание, 1991. — 64 с.; Он же. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творч. истории / АН СССР / Б.В. Соколов. — М.: Наука, 1991. — 175 с.

19. См.: Петелин В.В. Михаил Булгаков: Жизнь. Личность. Творчество / В.В. Петелин. — М., 1989; Он же. Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть / В.В. Петелин. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001. — 665 с.

20. См.: Долгова Н.В. Поэтика сатиры М.А. Булгакова 1930-х годов: специальность 10.01.01 «Рус. лит»: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук / Долгова Наталья Владимировна; [Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова]. — Коломна, 2005. — 22 с.; Кривошейкина М.С. Жанр фельетона в журналистском творчестве М.А. Булгакова (период работы в газетах «Гудок» и «Накануне»): автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук: (10.01.10) / Кривошейкина Мария Сергеевна —; [Твер. гос. ун-т]. — Тверь, 2004. — 18 с.; Плаксицкая Н.А. Сатирический модус человека и мира в творчестве М.А. Булгакова (на материале повестей 20-х годов и романа «Мастер и Маргарита»): автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук: (10.01.01) / Плаксицкая Наталья Александровна; [Елец. гос. ун-т]. — Елец, 2004. — 24 с.; Хрячкова Л.А. Отбор и использование библеизмов в художественном наследии М.А. Булгакова: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук: (10.02.01) / Хрячкова Лилия Александровна; [Воронеж. гос. ун-т]. — Воронеж, 2004. — 23 с.; Свинцицкая Е.В. Реализация художественно-эстетического потенциала лексики восприятия в романах М.А. Булгакова: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук: (10.02.01) / Свинцицкая Евгения Владимировна —; [Самар. гос. ун-т]. — Самара, 2004. — 18 с.; Панаева Е.В. Функции специальной лексики в художественном тексте: (на материале произведений М.А. Булгакова): специальность 10.02.01 «Рус. яз»: автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук / Панаева Елена Валерьевна; [Моск. гос. обл. ун-т]. — М., 2005. — 24 с.

21. См.: Булгаков М.А. Собрание сочинений в 10 томах / М.А. Булгаков. — М.: Голос, 1997; Он же. Собрание сочинений в 8 томах / М.А. Булгаков. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2004; Он же. Багровый остров: Ранняя сатирическая проза / Сост., вступ. статья и примеч. В. Сахарова / М.А. Булгаков. — М.: Худож. лит., 1990. — 479 с.

22. См.: Булгаков М.А. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 1. Дьяволиада.

23. См.: там же.

24. См.: там же.

25. См.: Булгаков М.А. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 3. Собачье сердце.

26. См.: там же.

27. См.: там же.

28. См.: Булгаков М.А. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 6. Кабала святош.

29. См.: там же.

30. См.: Булгаков М.А. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 7. Последние дни.

31. См.: там же.

32. См.: Булгаков М.А. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 9. Мастер и Маргарита.

33. ОР РГБ. Ф. 562. Оп. 12. Д. 2.; Ф. 562. Оп. 17. Д. 2.; Ф. 562. Оп. 19. Д. 2, Д. З, Д. 7, Д. 10, Д. 11, Д. 12, Д. 14, Д. 20, Д. 21, Д. 29, Д. 30, Д. 33, Д. 34.; Ф. 562. Оп. 27. Д. 3, Д. 11.; Ф. 562. Оп. 28. Д. 11.

34. ОР РГБ. Ф. 562. Оп. 12. Д. 2.; Ф. 562. Оп. 17. Д. З.; Ф. 562. Оп. 27. Д. 2.; Ф. 562. Оп. 39. Д. 39.; Ф. 562. Оп. 51. Д. 2.

35. ОР РГБ. Ф. 562. Оп. 17. Д. 11; Ф. 562. Оп. 28. Д. 24, Д. 25, Д. 29.; Ф. 562. Оп. 29. Д. 5.; Ф. 562. Оп. 33. Д. 1.

36. ОР РГБ. Ф. 562. Оп. 20. Д. 4.; Ф. 562. Оп. 27. Д. 5.; Ф. 562. Оп. 28. Д. 4.; Ф. 562. Оп. 48. Д. 6.; Ф. 562. Оп. 55. Д. 11.

37. Ермолинский С.А. О времени, о Булгакове и о себе / С.А. Ермолинский. — М.: Аграф, 2002. — 448 с.

38. Белозерская-Булгакова Л.Е. Воспоминания / Сост. и послесл. И. Белозерского. — М.: Худож. лит., 1990. — С. 158.

39. См.: Земская Е.А. Михаил Булгаков и его родные: Семейный портрет / Е.А. Земская. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 354 с.

40. См.: Паршин Л.К. Чертовщина в Американском посольстве в Москве, или 13 загадок Михаила Булгакова / Л.К. Паршин. — М.: Изд-во «Кн. палата», 1991. — 208 с.

41. См.: Белозерская-Булгакова Л.Е. Воспоминания / Сост. и послесл. И. Белозерского. — М.: Худож. лит., 1990. — 223 с.

42. См.: Стронгин В.Л. Михаил Булгаков. Писатель и любовь / В.Л. Стронгин. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. — 272 с.