М. Булгаков создал особый, неповторимый художественный мир. Своих героев он наделил богатством души и порочным началом, столкнул их с непредвиденными жизненными обстоятельствами и парадоксами истории. В картинах, характерах и судьбах, нашедших воплощение в произведениях писателя, утверждается доброе, светлое и изобличается негативное в жизни.
В своих творениях М. Булгаков пытался донести до современников многогранную и объективную картину жизни. Писатель отказался от априорных, готовых оценок. Он, хотя и незримо, направлял мысль, пробуждал эмоциональное отношение к изображаемому. При этом отношение автора к исследуемому материалу часто выражалось при помощи иронии, использование которой обусловлено определенной степенью эволюции общественного сознания и внутренними закономерностями литературного развития. Ее главный отличительный признак — двойной смысл: истинно — не прямо высказанное в произведении, а противоположное ему, подразумеваемое. Это значит, что читатель, оставшись «наедине» с миром художника, должен расширить рамки текста, уловить внутренние процессы движущейся действительности и духовной жизни героев, угадать авторские намерения, осуждение или сочувствие, т. е. прочитать не только текст, но и подтекст.
Ирония в произведениях М. Булгакова 1920—30-х годов приобрела статус средства, способного передать сложность и противоречивость мира, выразить сокровенные мысли и представление о современнике. Задача писателя, которую М. Булгаков выполнил при помощи иронии, заключалась в том, чтобы ограничить круг тем и событий за счет углубления во внутренний мир человека, выяснения побудительных причин его действий; через малое, частное дать представление о большом, общем.
Ирония позволяла писателю выразить отношение к изображаемой действительности через совокупность различных элементов, взаимодействующих при создании иронического смысла. На любом уровне текста, от структуры сюжета и построения образа героя до лирических порывов автора, от единичной фразы, реплики, окрашенной юмором, до библейских мотивов, мотивов безумия или сновидений — всюду присутствует ирония. Использование иронии наряду с юмором, сарказмом и гротеском позволяло художнику создать фантасмагорическую картину, вскрывающую трагизм и грустные размышления о человеческих недостатках.
Персонажи в произведениях М. Булгакова как бы сами разоблачаются, раскрывают свою отрицательную натуру, свое неприглядное лицо. Ирония М. Булгакова — «умная», «зрячая», помогающая подмечать смешное и острить по этому поводу. Кроме того, она создает необходимый эмоциональный элемент, позволяющий ярко и крупно выставить те стороны предмета, которые подвергаются моральному отрицанию.
Нельзя не отметить, что ирония М. Булгакова не только высвечивает и выжигает уродства человеческой психологии, но и утверждает положительные ценности: подлинную культуру, честность и стойкость, достоинство, мораль и гуманизм, выплавленные опытом человечества. При этом писатель использует разные виды иронии. Они обусловлены функционально.
Саркастическая ирония, использованная писателем в повести «Собачье сердце», явилась той мерой художественности, которая под покровом недоговоренности и подтекстовых намеков способствовала созданию произведения, где внимание читателя заостряется на алогизме, стихийности процессов современной истории и социального быта. Насмешку автора вызывает чрезмерное увлечение революционным процессом, революционными методами строительства новой жизни. Писатель иронизирует над способами руководства стоящих у власти.
В романе «Белая гвардия» и пьесе «Бег» автор прибегнул к помощи трагической иронии, посредством которой отображаются социально-исторические сдвиги эпохи, сопровождающиеся острыми столкновениями человека с миром. При этом трагедийная составляющая иронии выражается в изображении людей различных убеждений, нравственных устремлений, моральных принципов в переломный момент истории. Основой для трагической иронии становятся семейные отношения, политика, проблемы государства, объектом — несовершенство бытия.
Следует заметить, что ирония в произведениях М. Булгакова 1920—30-х годов стала тем приемом, который способствовал осмыслению исторического и философского состояния мира. Так, объективная ирония, использованная М. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», помогла писателю отразить в судьбе отдельного человека определяющие черты целой эпохи. Такая ирония придает художественному изображению особую окраску, своеобразно раскрывая неудовлетворенность автора окружающим миром.
Помимо объективной иронии в романе «Мастер и Маргарита» реализовалась и ирония субъективная. Функция последней — донести до читателя скрытые душевные переживания, показать и осудить иллюзии и заблуждения современников. С помощью субъективной иронии автор обнаруживает тайные побуждения героев произведения, выражающиеся в их действиях, личных и общественных поступках. В центре иронического созерцания автора — речь персонажей. Писатель показывает характеры героев через их устную речь, где причудливо соединяются живая народная речь, высокий церковный слог, интеллигентная книжная беседа, риторика митингов и машинописные фразы канцелярии.
Постепенно ирония М. Булгакова сформировалась в художественный принцип, из которого исходил писатель при изображении жизни. Она стала способом выражения авторского замысла.
При всем многообразии оттенков иронии в произведениях М. Булгакова 1920—30-х годов можно выделить некоторые моменты, объединяющие ироническую манеру письма писателя с его современниками: М. Зощенко, А. Платоновым, Л. Леоновым и др. Важнейший из них — корректирующая функция иронии по отношению к изображенной действительности, политической и идеологической злободневности.
Произведениям М. Булгакова присуща верность традициям русской классики, особенно традициям Н. Гоголя, М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого. Наследие художников и мыслителей прошлого столетия ощутимо повлияло на формирование творческой самобытности М. Булгакова, его миропонимания, в той или иной степени нашло преломление в прозе и драматургии. На булгаковском слове сказались своеобразие произведений Н. Гоголя, его ярчайшие типы, выразительность типических деталей; манера письма М. Салтыкова-Щедрина, его языковое мастерство.
И вместе с тем творчество М. Булгакова предстает перед нами как принципиально новое художественное явление, требующее дальнейшего изучения.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |