Вернуться к Э.М. Хабибьярова. Ирония в произведениях М. Булгакова 1920—30-х годов

Введение

Среди выдающихся русских писателей XX века Михаил Булгаков занимает особое место. В его произведениях правдиво и ярко запечатлена целая эпоха жизни соотечественников. Проблемы, волновавшие писателя, — смысл человеческого бытия, мораль, нравственность, взаимоотношения человека и общества — актуальны и в XXI столетии. Однако неоднозначность постановки и решения этих вопросов вызывает необходимость все нового и нового постижения непростого мира М. Булгакова.

В творческой эволюции писателя исключительно важными стали двадцатые и тридцатые годы: в этот период сформировались его эстетические принципы и художественная система, продуктивным элементом которой стала ирония.

В диссертационном исследовании предпринята попытка выявить роль и место иронии, ее разновидностей в творчестве М. Булгакова 1920—30-х годов. Для подробного рассмотрения выбраны ключевые произведения писателя: «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Бег», «Мастер и Маргарита». В совокупности они дают представление о М. Булгакове как об оригинальном авторе и мыслителе; новаторских подходах, использованных писателем при осмыслении состояния личности и общества в сложные и противоречивые годы отечественной истории.

Цель диссертации: выявить особенности содержания и разновидностей иронии на материале произведений: «Собачье сердце», «Белая гвардия», «Бег», «Мастер и Маргарита».

Задачами работы являются: квалификация и описание функций художественного приема иронии в произведениях разных жанров; рассмотрение возможностей иронии в процессе художественного изображения общества и нравственного облика его представителей в литературных произведениях разных жанров: романе, повести, драме; анализ конфликтной и образной систем произведений М. Булгакова в соотношении с достижениями русской литературы XX века.

Научная новизна диссертации обусловлена системным подходом к изучению идейно-эстетических взглядов и художественных принципов М. Булгакова, выражаемых при помощи разных видов иронии на материале романов «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», пьесы «Бег» и повести «Собачье сердце». В диссертации анализируются содержание и функции иронии в разножанровых произведениях М. Булгакова; исследуются разновидности иронии, их роль в художественной системе писателя. В результате раскрыты важнейшие особенности мировоззрения и творческой индивидуальности автора, дается целостный анализ литературных явлений в контексте философских, культурологических, социальных проблем эпохи.

Индивидуальность и самобытность писателя изучены с учетом непрерывности и обновляемости литературного движения, что вызвано необходимостью оценить художественные достижения М. Булгакова в свете опыта современности.

Теоретическая значимость работы состоит в осмыслении путей и форм реализации художественного мышления писателя, в частности посредством различных видов иронии. Полученные результаты целесообразно использовать в разработке новых подходов к изучению творчества М. Булгакова, позволяющих более полно и всесторонне оценить наследие писателя.

Практическая ценность исследования заключается в том, что его итоги могут быть полезны для создания общих и специальных курсов по истории русской литературы XX века, для осмысления места и роли произведений М. Булгакова в историко-литературном процессе.

Для решения главной научной задачи использовались элементы историко-типологического и сравнительно-типологического методов анализа, разработанных отечественным литературоведением и получивших отражение в работах М. Бахтина, А. Богданова, Ю. Борева, Н. Гуляева, Ю. Тынянова. Исследование опирается на труды философов: Г. Гегеля, С. Кьеркегора, А. Лосева; научные наблюдения и выводы А. Бушмина, А. Вулиса, Н. Грозновой, М. Золотоносова, И. Золотусского, В. Лакшина, А. Нинова, Б. Соколова, П. Палиевского, В. Петишевой, В. Хрулева, М. Чудаковой, В. Шестакова, Е. Яблокова; специальные изыскания исследователей русской и зарубежной литератур Е. Кагановской, Е. Третьяковой, В. Тюпа, В. Пивоева, И. Утехина, Я. Эльсберга, Л. Яновской и др.

Современное булгакововедение представлено большим количеством научных и научно-методологических исследований. Сделано немало для разносторонней характеристики художественной системы писателя и его эстетической программы: изучаются принципы, способы и приемы художественного изображения действительности, определяется место писателя в историко-литературном процессе.

Так, в книге М. Чудаковой «Жизнеописание Михаила Булгакова» представлена первая научная биография писателя1. Множество документов, свидетельств современников дали возможность автору книги не только скрупулезно воссоздать вехи жизни М. Булгакова, но и его творческий облик на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и общественной жизни.

Попытку по-новому осветить непростой жизненный и творческий путь М. Булгакова предпринял Б. Соколов, автор «Булгаковской энциклопедии»2. В ней отражена широкая эрудиция писателя, прекрасное знание им истории христианской философии и мистической литературы. Кроме того, Б. Соколовым в книге «Три жизни Михаила Булгакова»3 рассматривается ряд реальных прототипов героев М. Булгакова, в том числе и некоторых известных политических деятелей.

Тема монографии М. Петровского «Мастер и Город. Киевские контексты Михаила Булгакова»4 — культура города, впитанная будущим писателем в детстве и юности, как неиссякаемый источник творчества. Исследование М. Петровского складывалось из работ, которые на протяжении ряда лет печатались в периодике.

Книга Г. Лесскиса «Триптих М.А. Булгакова о русской революции»5 представляет собой историко-литературное исследование крупнейших произведений М. Булгакова. Помимо комментария фактографического материала, в ней изложена история замысла и работы писателя, дана характеристика языкового стиля и литературных связей писателя с предшествующей и современной ему русской литературой.

Взгляд на прозу М. Булгакова в ее целостности, как на единый «булгаковский» текст, в монографии Е. Яблокова «Художественный мир Михаила Булгакова»6 проясняет ответ на вопрос: о чем писал автор в течение двух десятилетий и как относился к описываемой реальности. В поле зрения известного булгаковеда оказываются практически все произведения писателя: романы «Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита»; повести «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце»; рассказы цикла «Записки юного врача», драмы и комедии, многие фельетоны, очерки, дневники, письма. Булгаковская проза соотносится как с историей европейской литературы, так и с произведениями других видов искусства (музыка, театр); вместе с тем исследуются черты индивидуального стиля писателя, выстраивается система характерных для него «типажей», инвариантных сюжетных мотивов и фабульных «конфигураций».

В книге В. Петелина «Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть»7 обстоятельно рассматриваются жизненный контекст, трактовки произведений М. Булгакова, последние критические работы.

Огромная популярность творчества М. Булгакова стимулирует появление все новых и новых работ, посвященных личности и творчеству писателя. Следует назвать некоторые из них, опубликованные в последние годы: это работы Л. Киселевой, Е. Пенкиной, Н. Скалон, А. Маркова. Нравственным проблемам посвящен ряд статей в периодических изданиях: статьи А. Зайцева, П. Абрагама, Л. Ионина и др.8

Мощное нравственное воздействие булгаковских произведений вызывает резко противоречивое отношение к автору даже среди литературоведов. Например, с «экзорцистскими Филиппинами» соседствуют попытки причислить писателя к некоему литературному направлению «христианского реализма»9. Одни объявляют М. Булгакова писателем «ненациональным»10, другие соотносят наследие писателя с масонскими настроениями11, третьи причисляют творчество М. Булгакова к «субкультуре русского антисемитизма»12.

Немало интересных изысканий среди «научно-методической» литературы13. Так, В. Акимов предпринимает попытку связать творчество М. Булгакова с духовным «самостояньем» соотечественников в эпоху сокрушения многих традиционных для России ориентиров — и в жизни, и в литературе. В этом свете осмысливается роман «Мастер и Маргарита», ставший, по мнению рецензента, выражением писательской взыскательности, актом строгого испытания внутренних ценностей человека14.

Особого внимания заслуживают диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, посвященные романам «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», пьесе «Бег» и повести «Собачье сердце»15.

В целом, в монографических и коллективных работах последнего периода проявляется тенденция подняться на высоту философского осмысления творческого наследия писателя, раскрыть глубину представлений М. Булгакова об истории, культуре и современности, отраженных в его творческих принципах, среди которых в качестве приоритетного способа художественного мышления выступает ирония.

Нельзя не отметить, что проблема иронического не проста; ею занимались и занимаются литературоведы, эстеты, философы16.

В. Шестаков понимает иронию как категорию философии и эстетики, обозначающую высказывание или образ искусства, обладающие скрытым смыслом, обратным тому, который непосредственно высказывается или выражается17.

Ю. Борев подразумевает под иронией в художественном творчестве «<...> тонкое юмористическое восприятие некой непоследовательности, в которой из контекста отчетливо прослеживается утверждение или событие, оттеняющее его совершенно иной смысл <...>»18. К отличительным признакам иронии ученый относит двойной смысл, когда истинно не прямо высказанное, а противоположное ему, подразумеваемое19.

В. Хрулев считает иронию способом философского осмысления действительности, инструментом диалектического подхода к ней. По мнению известного леонововеда, ирония в художественном творчестве является формой интеллектуального освоения материала, служит средством выражения авторской позиции, корректировки суждений персонажей20.

Г. Поспелов отмечает аналитическую силу иронии, ее объективность, указывает на то, что ирония вызывается противоречиями самой действительности21.

На объективной природе иронии заостряет внимание Т. Манн: «объективность — это ирония <...> это <...> иначе говоря, взгляд с высоты свободы, покоя <...>, не омраченный никаким морализаторством»22.

В работе Э. Афанасьева ирония оценивается как наиболее адекватная творческому сознанию писателя категория, отражающая состояние мира: «Художественный эффект иронии основывается прежде всего на глубинной коллизии сознания человека и порядка вещей, коллизии, служащей предпосылкой литературной игры автора с читателем»23.

Решение В. Проппа сводится к тому, что ирония вызывается несоответствием между неким абстрактным, мыслимым идеалом и зрительным, реальным воплощением этого идеала24.

Следует отметить, что антиномия «сознание человека — порядок вещей» — фундаментальная в художественной литературе, и нередко она интерпретируется в ироническом ключе25. Ироническое осмысление антиномии нашло свое воплощение в произведениях А. Платонова26, М. Зощенко27. В этом случае ирония рассматривается, как эстетическая установка писателя, его видение мира и человека. А. Урманов утверждает, что ирония является одной из самых распространенных форм выражения авторского присутствия в произведении: «Безудержное восхваление персонажем самого себя и видимое согласие с этими оценками автора-повествователя, охотно «ретранслирующего» и даже усиливающего амбициозные мысли персонажа <...> — становится средством выражения авторской насмешки»28.

Несмотря на предпринятые усилия ученых, в осмыслении иронии многое остается неясным. Это связано с тем, что ирония — термин, чаще всего употребляющийся в двух значениях. В стилистике иронией считается особого рода троп29, в эстетике и литературоведении иронией обозначается один из видов комического30. Таким образом, трудности анализа иронии в художественных произведениях, объясняются тем, что нет единого мнения о месте иронии в системе комического и его категорий, распространено смешение иронии как тропа (стилистического приема) и иронии как принципа осмысления жизни, недостаточно изучены ее функции в реалистическом произведении и механизм создания иронического эффекта31. По этой причине в диссертации предусмотрено тщательное текстовое рассмотрение функций и механизма создания иронии в каждом произведении. Это позволит выйти к представлению о развитии, эволюции и типичности приемов иронии и их роли в художественной системе М. Булгакова.

Обращение к истории вопроса указывает на то, что научные работы, посвященные изучению иронии в творчестве М. Булгакова, немногочисленны. Их авторы обращали внимание лишь на отдельные ее аспекты.

Так, В. Немцев считает, что ирония для М. Булгакова «есть способ сохранить серьезность реакции на явления жизни», и связывает ее использование с формой выражения авторского отношения к отдельным персонажам32.

Напротив, Г. Ребель обращается к иронии как форме выражения отношения писателя к окружающей действительности33.

В работе И. Козлова ирония оценивается как один из приемов создания художественного мира писателя34.

В то же время В. Петров соотносит иронию в произведениях М. Булгакова с формой проявления комического наряду с юмором и сатирой35.

А. Вулис связывает иронию с особенностями стиля писателя36.

Таким образом, имеющиеся наблюдения об иронии важны и перспективны, но имеют вместе с тем узкую направленность.

Неугасающий интерес к творческому наследию М. Булгакова, к поэтике его произведений, к процессу воплощения общих принципов в конкретных художественных приемах определяет актуальность работы, предмет исследования которой — ирония. Диссертация предполагает выявление особенностей иронии, рассмотрение ее функций в каждом произведении; изучение разновидностей иронии на материале произведений, обозначенных в заглавии.

Структура диссертационного исследования определена поставленными задачами и состоит из Введения, двух глав, Заключения и библиографического списка.

Примечания

1. Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — М., 1988.

2. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. — М., 1997.

3. Соколов Б.В. Три жизни Михаила Булгакова. — М., 1997.

4. Петровский М.А. Мастер и Город. Киевские контексты Михаила Булгакова. — Киев, 2001.

5. Лесскис Г.А. Триптих М.А. Булгакова о русской революции («Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита»). Комментарии. — М., 1999.

6. Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. — М., 2001.

7. Петелин В.В. «Жизнь Булгакова. Дописать раньше, чем умереть». — М., 2005.

8. Киселева Л.Ф. Диалог добра и зла в романе «Мастер и Маргарита» // Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова. — Куйбышев, 1990; Пенкина Е.О. Реализация идеи русского экзистенциализма в творчестве М.А. Булгакова // Тезисы республиканских Булгаковских чтений, под редакцией А.Р. Волковой. — Черновцы, 1991; Скалон Н.Р. Природа человека в романе «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова в литературно-художественном контексте. — Самара, 1991; Марков А. К вопросу о религиозно-философских аспектах романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Творчество Михаила Булгакова. — Киев, 1992; Зайцев А.В. Нравственные искания интеллигенции в творчестве М. Булгакова // Вестник Московского университета. — 1991. — № 6; Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков // Философские науки. — 1990. — № 7; Левин Л.А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе «Мастер и Маргарита» // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. — М., 1991. — № 1; Ионин Л.Г. Две реальности «Мастера и Маргариты» // Вопросы философии. — М., 1990. — № 2.

9. См.: Коханов В.А. Пространственно-временная структура романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук. — М., 2000.

10. Ср.: «М. Булгаков является представителем той русской интеллигенции, которая идейно и культурно была сориентирована на западную лютеранскую традицию. Несмотря на то, что и сам М. Булгаков говорил о своей любви к Гоголю, и ученые это отмечают, истоки творчества писателя там — в Гёте, Гофмане, Франсе, М. Твене, а не в народном национальном Гоголе» (Шенцева Н.В., Карпов И.П., Коссова Е.А. Новое о Булгакове: учебно-методическое пособие для учителей-словесников. — Йошкар-Ола, 1993. — С. 54).

11. См.: Макарова Г.В., Абрашкин А.А. Тайнопись в романе «Мастер и Маргарита». — Н. Новгород, 1997. Принятый авторами способ обращения с булгаковским текстом иллюстрируется, например, такими высказываниями: в распоряжении Воланда находится «отлично законспирированная и мощная организация с четкими целями и прекрасно отработанными способами их достижения» (С. 15).

12. См.: Золотоносов М. «Мастер и Маргарита» как путеводитель по субкультуре русского антисемитизма. — СПб., 1995.

13. Карпов И.П. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в нравственном прочтении // Открытый урок по литературе. Русская литература XX века. Планы, конспекты, материалы: пособие для учителей. — М., 1999. — С. 349, 356; См.: Золотоносов М. «Мастер и Маргарита» как путеводитель по субкультуре русского антисемитизма. — СПб., 1995; Шамаева С.Е. Библия и преподавание литературы. — Воронеж, 1996. — С. 258.

14. Акимов В.М. Свет художника или Михаил Булгаков против Дьяволиады. — М., 1995.

15. См.: Немцев В.И. Проблема автора в романах М. Булгакова («Белая гвардия», «Театральных роман», «Мастер и Маргарита»): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 1986; Ребель Г.М. Романы М.А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» в свете проблемы автора: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Пермь, 1995; Викторович М.Б. Становление системы персонажей романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в творческой концепции произведения: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Коломна, 1999; Ухова Е.В. Философско-этические идеи в творчестве М. Булгакова: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 1999; Булат М.О. Нравственнофилософская концепция романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Махачкала, 2000; Коханов В.А. Пространственно-временная структура романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 2000; Доронина Т.В. Личность и масса в романах М.А. Булгакова: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Орел, 2002 и др.

16. Борев Ю.Б. Основные эстетические категории. — М., 1960; Пивоев В.М. Ирония как эстетическая категория; автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Л., 1981; Его же. Ирония как феномен культуры. — Петрозаводск, 2000; Болдина Л. Ирония как вид комического: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 1982. Дземидок Б. О комическом. — М., 1974; Шимунек Е. Эстетика и всеобщая теория искусств. — М., 1980; Паси И. Ирония как эстетическая категория // Марксистко-ленинская эстетика в борьбе за прогрессивное искусство. — М., 1980; Фрай Н. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX—XX века. — М., 1987.

17. Философская энциклопедия. — М., 1962. — Т. 2. — С. 71.

18. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: энциклопедический словарь терминов. — М., 2003. — С. 171.

19. Там же.

20. Хрулев В.И. Мысль и слово Леонида Леонова. — Саратов, 1989. — С. 114, 136.

21. Поспелов Г.Н. Смех Гоголя // Г.Н. Поспелов. Николай Васильевич Гоголь / Под ред. А.Н. Соколова. — М., 1954. — С. 119.

22. Манн Т. Сочинения: в 10-ти т. — Т. 10. — М., 1961. — С. 277.

23. Афанасьев Э.С. Пушкин-Чехов: ироническая проза // Русская литература. — 2001. — № 4. — С. 205.

24. Пропп В.Я. Природа комического у Гоголя // Русская литература. — 1988. — № 1. — С. 28.

25. Афанасьев Э.С. Пушкин-Чехов: ироническая проза // Русская литература. — 2001. — № 4. — С. 205.

26. Золотоносов М. Ложное солнце («Чевенгур» и «Котлован» в контексте советской культуры 1920-х годов) // Вопросы литературы. — 1994. — № 5. — С. 3—43.

27. Попова Н. Эффект отстранённости и сострадания // Литературное обозрение. — 1995. — № 1. — С. 21—24; Чудакова М.О. Поэтика Михаила Зощенко // Вопросы литературы. — 1978. — № 2. — С. 166—186.

28. Урманов А.В. Творчество Александра Солженицына. — М., 2003. — С. 303.

29. См.: Тропы. Введение в литературоведение: учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Л.В. Чернец. — М., 2004. — С. 404.

30. См.: Ирония. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.И. Ширяева и др. — М., 2003. — С. 227.

31. Хрулев В.И. Мысль и слово Леонида Леонова. — Саратов, 1989. — С. 7.

32. Немцев В.И. Трагедия истины. — Самара, 2003. — С. 237; Его же. Проблема автора в романах М. Булгакова («Белая гвардия», «Театральный роман», «Мастер и Маргарита»): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 1986.

33. Ребель Г.И. Романы М.А. Булгакова «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» в свете проблемы автора: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Пермь, 1995.

34. Козлов И.П. Гротеск в сатирической трилогии М. Булгакова «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» // Содержательность форм в художественной литературе: проблемы поэтики. — Самара, 1991. — С. 64.

35. Петров В.Б. Комическое и трагическое в драматургии М.А. Булгакова (20-е годы): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — М., 1982.

36. Вулис А.З. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». — М., 1991.