Вернуться к О.Е. Этингоф. Иерусалим, Владикавказ и Москва в биографии и творчестве М.А. Булгакова

6. Дом на Тверском бульваре

Исследователи, прежде всего Б.С. Мягков, довольно подробно комментировали основные адреса, связанные с М.А. Булгаковым в Москве1. Однако есть возможность дополнить известные явки. Предлагаем обратиться к тем адресам, где проживала Е.Ф. Никитина и где проходили «Никитинские субботники», которые время от времени посещал писатель2.

Е.Ф. Никитина неоднократно меняла адреса, переезжала с квартиры на квартиру. Где же бывал у нее М.А. Булгаков, по какому адресу или адресам? Не претендуя на исчерпывающую информацию обо всех ее квартирах, обратимся к сведениям о некоторых из них. Известно, что, вернувшись из Ростова в 1920 г., семья Никитиных некоторое время занимала квартиру в Филипповском переулке. Однако уже по крайней мере с 1922 г. хорошо известен ее адрес в Газетном переулке (ул. Огарева) в д. 3, кв. 7. Этот адрес фигурирует во многих документах объединения, а также в шуточных стихах, посвященных Никитиной. Как уже говорилось, информатор, посещавший субботники, сообщал этот адрес в марте 1925 г.3 С. Парнок в письме к М. Волошину от 7 апреля 1922 г. в стихотворении «31 января» ко дню рождения Е.Ф. Никитиной писала:

      <...> Оживлены
В Вас, Евдоксия Федоровна, сны —
Те славные каким-то щедрым магом, —
И гении, презрев и хлад и темъ,
Спешат в Газетный, 3, квартира 74.

П.Н. Зайцев вспоминал об этой квартире:

Мы подошли к дому, где обитала Е.Ф. Никитина. Жила она тогда на Большой Никитской — улице Герцена, на углу Газетного переулка, почти против Большой Кисловки (теперь улица Семашко). Во втором этаже двухэтажного дома и собирался ее литературный салон «Никитинские субботники». В этом же доме на первом этаже расположились издательство «Никитинские субботники» и книжный склад. По узенькой лестнице мы поднялись на второй этаж, по звонку вошли в открывшуюся дверь и вступили в тесную переднюю5.

И наконец, в октябре 1928 г. благодаря А.В. Луначарскому Е.Ф. Никитина получила квартиру в доме на Тверском бульваре, значительно выиграв в площади и улучшив свои условия (ил. 46), о чем сама радостно сообщала:

<...> на Тверском бульваре, напротив дома Герцена <...> Луначарский передал нам прекрасную квартиру в доме № 246.

Однако Д.М. Фельдман, приведя рассказ Е.Ф. Никитиной с верным упоминанием адреса, в своем собственном тексте ошибочно пишет, что дом находился на ул. Герцена7. Таким образом, с 1922 до октября 1928 г. М.А. Булгаков бывал в Газетном переулке. Нам уже удалось показать, что М.А. Булгаков посещал Е.Ф. Никитину и в последующий период — с октября 1928 по начало 1930-х годов, то есть в это время он приходил именно в дом на Тверском бульваре. Этот дом Е.Ф. Никитина упоминала и в приведенном выше тексте лекции 1969 г. В протоколе субботника, посвященного М.А. Булгакову (24 апреля 1965 г.), также сообщается:

Е.Ф. Никитина вспоминает, что Михаил Афанасьевич Булгаков неоднократно посещал «Субботники» еще в те времена, когда собрания проходили на Тверском бульваре8.

Эта последняя квартира в доме на Тверском бульваре и есть основной предмет нашего внимания. Именно о ней пишет в своем дневнике Ю.Л. Слезкин, отрывок из него приведен выше. Ю.Л. Слезкин неточен относительно истории дома на Тверском бульваре. Это действительно дом, отстроенный вскоре после войны 1812 г., но принадлежал он одному из фаворитов Екатерины II И.Н. Римскому-Корсакову. И.Н. Корсаков владел целой усадьбой на бульваре, ее историю, весьма примечательную в контексте биографий писателей (как А.С. Пушкина, так и М.А. Булгакова), исследовала Н.М. Волович:

Неподалеку от Пушкинской площади, на правой стороне Тверского бульвара, сохранились дома (№ 24 и 26), некогда принадлежавшие известному в Москве богачу И.Н. Римскому-Корсакову <...> По свидетельству современника, дом Римского-Корсакова на Тверском бульваре «с большим великолепным садом, с беседками, статуями и прудиками, посещался всей Москвой»9. Бывал здесь и Пушкин. В тридцатые годы он особенно интересовался событиями и нравами прошедшего века, расспрашивал о них людей старшего поколения — свидетелей екатерининского царствования. К их числу принадлежал и Римский-Корсаков <...> Коротко знаком с Римским-Корсаковым был и А.Я. Булгаков <...> Именно к этому времени — к последнему году жизни Ивана Николаевича — относится свидетельство Н.М. Колмакова: «А.С. Пушкин часто посещал Корсакова в Москве, допытываясь от него о временах Екатерины»10.

Александр Яковлевич Булгаков, хороший знакомый А.С. Пушкина и однофамилец Михаила Афанасьевича, до 1832 г. был чиновником по особым поручениям при московском генерал-губернаторе, а затем московским почтовым директором11. Он также посещал И.Н. Римского-Корсакова в его доме на Тверском бульваре.

Корсаков умер в феврале 1831 г., таким образом, посещения его Пушкиным следует отнести к декабрю 1830 или январю 1831 г. <...> Римский-Корсаков <...> в последнее время <...> жил еще в другом своем доме на Божедомке (Божедомский переулок, № 11—15). В XVIII в. обширное владение это принадлежало деду поэта Льву Александровичу Пушкину <...> Живо интересовавшийся историей своего рода, поэт, конечно, знал, что владение Корсакова принадлежало когда-то Пушкиным12.

Как видим, и А.С. Пушкин, и А.Я. Булгаков посещали дом на Тверском бульваре примерно на сто лет раньше М.А. Булгакова. А.С. Пушкин бывал и в соседнем доме № 22:

Зимой 1828—29 г. на балу Иогеля в доме Кологривовых на Тверском бульваре Пушкин впервые встретил Наталью Николаевну Гончарову. Ей было тогда 16 лет; это был один из первых в ее жизни балов <...> Дом Кологривовых, в котором Пушкин познакомился со своей будущей женой, не сохранился13.

Этот последний дом был снесен в 1937 г., т. е. в начале тридцатых годов он еще располагался прямо рядом с квартирой Е.Ф. Никитиной, так что М.А. Булгаков, писавший пьесу об А.С. Пушкине, видел его и наверняка был осведомлен об исторических обстоятельствах, с ним связанных, тем более, что именно в 1937 г., в год юбилея А.С. Пушкина, был издан путеводитель «Пушкинская Москва», где содержались сведения о домах И.Н. Римского-Корсакова и А.С. Кологривова14.

Сам дом № 24 представляет собой северный (т. е. левый) флигель несохранившейся усадьбы, входившей в число обширных владений И.Н. Римского-Корсакова на бульваре. Этот дом оказывался в центре построек Тверского бульвара, связанных с памятью об А.С. Пушкине. Е.Ф. Никитина и Б.Е. Этингоф занимали во втором его этаже квартиру № 8, это было крыло, обращенное к Тверскому бульвару. Дом № 24 располагается к тому же напротив Дома Герцена, где находились многочисленные писательские организации. Как уже говорилось, этот дом был в начале 1930-х годов передан ФОСП. Примечательно, что Е.Ф. Никитина попросила у В.А. Гиляровского сделать историческую справку о доме. Она сохранилась:

Дом, где теперь «Субботники» [до 1935] принадлежал до 1903 г. графине Зинаиде Ивановне Де-Шево, потом перешел к князю Юсупову. Зин. Ив. Де-Шево с 90-х годов весело жила здесь, потом уехала за границу, потом сдала [Колховскому] в аренду15.

Пушкинская тема многократно всплывала на заседаниях субботников, в частности в связи с пушкинистом Л.С. Гинзбургом, бывшим некоторое время секретарем этого литературного объединения:

17 апр. 1933 <...> Заседание было посвящено памяти скончавшегося члена объединения и его секретаря Л.С. Гинзбурга <...> С речами и воспоминаниями о покойном выступили тт. ... и Этингоф Б.Е. ... Выбрать особую комиссию для реализации устройства Пушкинского архива и библиотеки, принадлежавших Л.С. Гинзбургу. В эту комиссию были избраны Е.Ф. Никитина, С.М. Беляев, И.Н. Розанов, С.В. Шувалов и Б.Е. Этингоф16.

29 апр. 1933 <...> Е.Ф. Никитина сделала сообщение: <...> б) о предложениях в связи с устройством вечеров с целью приобретения Пушкинского архива и библиотеки, собранных покойным Л.С. Гинзбургом17.

Подобные вечера устраивались и напротив, в Доме Герцена:

В среду 20-го февраля с/г. в доме Герцена (Тверской бульв. 25) состоится вечер Пушкина 1837/1929 г. I/ М.А. Цявловский — «Неизданные письма о дуэли и смерти Пушкина». Артисты З.Л. Афанасьев, К.Е. Зайцев, П.И. Румянцев исполнят романсы на слова Пушкина. Начало в 9 час. Вечера. Вход свободный18.

Скорее всего, в упомянутой выше пародии В. (А.М.) Арго «Сон Татьяны» основным прототипом Татьяны Лариной и была Е.Ф. Никитина. Во всяком случае, именно так к ней обращался и сам В. Арго в письме от 24.08.32:

Дорогая, любезная Евдоксия Федоровна — получил от Вас добрую весть и несказанно обрадовался. Как поется в Евгении Онегине — «Ты прежнею Татьяной стала»!19

На протяжении всего шуточного стихотворения создается образ советской литературной Татьяны, которая читает современные толстые журналы, гадает на лучшего писателя и проч. (ил. 41):

Морозна ночь. Все небо ясно.
Безбрежен снеговой простор
Всю эту ночь от «Нови Красной»
Не отрывает Таня взор.
Литература ей кумиром —
Татьяна бредит «Новым миром»,
«Журнал для всех» и «На посту»
В ней взбудоражили мечту.
Она читает дни и ночи,
Читает стоя, на ходу
И Ленинградскую «Звезду»,
Предпочитает звездам прочим;
Ее — в пример для прочих дев
Пленил не новый лиф, а «Леф».
Насчет богатства или свадьбы
Никто гадать бы не посмел;
Но почему не погадать бы
Насчет литературных дел!
Татьяне не мечтать о браке
С мужчиной в блузе иль во фраке,
Она гадает — тет-а-тет —
Литературы на предмет.
Чу, снег хрустит... Прохожий вышел
И дева кличет из окна —
«Ответь», — Желает знать она
Других талантливей и выше
«Какой писатель?» Смотрит он
И говорит: «Пан-те-лей-мон»20.

Очевидно, что речь идет о писателе Пантелеймоне Романове, который был в фаворе на субботниках, как свидетельствовал С.М. Городецкий. В той же стихотворной пародии обыгрывается и встреча Татьяны с памятником Пушкину на Тверском бульваре, куда Е.Ф. Никитина переехала как раз в 1928 г., т. е. в тот самый год, когда и было написано новогоднее стихотворение (ил. шмуцтитул III). И далее героиня заходит в дом Герцена, слушает писателей, говорящих вновь об А.С. Пушкине:

И как бы по мгновенью ока
Рассыпалась лесная глушь —
Пред ней Страстной и сам Пам-Пуш.
Так происходит в час вечерний
Свиданье дочери с отцом:
Поэт на реверанс вечерний
Ответил бронзовым кивком,
Она слегка приободрилась,
И снова чудо совершилось —
Гигант, нарушив свой покой,
Движенье делает рукой
По направлению к хороме,
Что пышным снегом занесло,
И произносит: «ЗДЕСЬ ТЕПЛО,
ПОГРЕЙСЯ В ГЕРЦЕНОВСКОМ ДОМЕ».
Татьяна дух перевела
И — делать нечего — вошла21.

Примечательно, что и в газетных иллюстрациях к пародии В. Арго содержатся явные аллюзии на личность Е.Ф. Никитиной и ее дом на Тверском бульваре (ил. 41, 45). Так, Татьяна изображена сидящей на фоне полукруглого венецианского окна, именно такого типа окна и были в ее квартире. Кроме того, она представлена с прической пушкинских времен: прямой пробор, маленький высокий пучок и локоны над ушами. На сохранившихся фотографиях 1920—1930-х годов Е.Ф. Никитина носила очень похожую прическу (ил. 43).

Пушкинские темы возникали и в других шуточных и пародийных сочинениях, читавшихся на заседаниях субботников. Самая знаменитая уже упомянутая стихотворная пародия на пушкинского «Евгения Онегина» — «Евгений Онегин в Москве» А. Архангельского и М. Пустынина, написанная и опубликованная летом и осенью 1932 г.22 Главы из этой пародии читались на субботниках, протокол от 29.01.33 гласит:

М.Я. Пустынин: 2 главы из романа «Евгений Онегин в Москве» — из них одна неопубликованная: а) Глава о театре, б) В парке культуры23.

Скорее всего, и в пародии А. Архангельского и М. Пустынина под образом Татьяны также подразумевалась Е.Ф. Никитина. Это была общая шутка для субботников, а может быть, и для всей московской писательской среды. В двенадцатой главе романа «Евгений Онегин в Москве» читаем:

Татьяна смелостью дивила
Своих знакомых и друзей:
Она с Евгением ходила
В Политехнический музей
И там на диспуте поэтов
Производила сбор куплетов,
И ей на вечере любом
Отписки делали в альбом24.

И далее следуют приведенные выше шуточные записи Жарова и Молчанова о колхозном коне. Вероятно, они пародировали роль самой Е.Ф. Никитиной в выставке «Писатель и колхоз». В одиннадцатой главе стихотворного романа комментируется отношение Татьяны к М.А. Булгакову, вполне соответствующее тому, как сама Е.Ф. Никитина рассказывала о писателе:

Пусть «Сказка о царе Салтане»
Прельщает пышностью иных,
Благовоспитанной Татьяне
Приятен стиль «Дней Турбиных»,
Иные смотрят с умиленьем
На «Хлеб» с «Малиновым вареньем»,
На «Воскресенье», но она
Всегда Булгакову верна <...>
Достать билеты не легко —
Зане Булгаков не Файко25.

Шуточное стихотворение Я. Галицкого 31.01.33 по поводу празднования дня рождения Е.Ф. Никитиной, также обыгрывает «Евгения Онегина» А.С. Пушкина, и в нем же подчеркивается расположение дома на Тверском бульваре в окружении пушкинских мест. В нем упоминается Б.Е. Этингоф и прославляется сама Е.Ф. Никитина:

И потому на старших глядя,
Пойду по старому пути
И пушкинский удобный дядя
Поможет базу мне найти.

* * *

Итак — мой дядя культработник,
Когда не в шутку занемог
Попал случайно на субботник
И лучше выдумать не мог!
Какая пылкая натура
Здесь чудом воскресить могла
Эпоху короля Артура
И пэров круглого стола? <...>
Кто-ж всех собрал? Какой Мессия
Явился к нам из тьмы веков?
Пусть стол ответит — Ев-док-си-я
Под псевдонимом Этингоф!! <...>

Дано 31-го генваря, на Тверском бульваре, что напротив Пушкина (бедный!!!) в году 1933-ьем, стиля новаго26.

Примечательно, что Е.Ф. Никитина рассказывала, как и в детстве в Ростове она жила на Пушкинской улице, № 10627. Возможно, это одна из ее легенд.

Тем самым встреча М.А. Булгакова и Б.Е. Этингофа на Тверском бульваре, как и во Владикавказе, снова оказалась связана с воспоминаниями об А.С. Пушкине. Если во Владикавказе диспут о поэте явился одной из причин их расставания, то в Москве А.С. Пушкин словно вновь свел их вместе.

Зал с ампирными колоннами и пилястрами, где проходили субботники, находится в торце дома с окнами и лоджией, выходившими прямо на бульвар. В центре первого этажа с дворового фасада располагался просторный холл с лестницей, которая вела с первого этажа на второй. От первого этажа до промежуточной площадки вел один марш, с площадки до второго этажа — два параллельных марша. Старинную лестницу до недавнего прошлого устилали коврами. На втором этаже в холле у лестницы также сохранились ампирные колонны и пилястры. На лестничной площадке еще несколько лет назад сохранялось витражное окно эпохи модерн. Над лестницей огромная старинная люстра с бронзовыми листьями (ил. 48, 49, 50).

На 2-ом этаже Е.Ф. Никитиной принадлежали 5 комнат (?). С ней жила ее тетка А.Т. Матюшенко и сын Олег Богушевский (Никитин), который покончил с собой в мае 1931 г. В этом же доме до поглощения «Никитинских субботников» «Федерацией» находился и магазин издательства литературного объединения28. Часть помещений Е.Ф. Никитина время от времени сдавала. Е.Б. Этингоф вспоминает:

О доме Е.Ф. Никитиной помню, что вход был с бульвара. На улице с двух сторон подъезда появились медные таблички: слева «профессор Борис Евгеньевич Этингоф», справа «профессор Евдоксия Федоровна Этингоф». Как войдешь — коридор прямо к лестнице наверх. Где-то возле нее или под ней — уборная. На втором этаже коридор в обратном направлении — к бульвару. Он утыкался в дверь, ведущую в зал — большую, длинную комнату, где проходили субботники. В зале в середине его прямо против входа была дверь в лоджию. Дверь застекленная — от нее лился свет... Еще помню в зале колонны. Справа и слева от входа за колоннами по концам комнаты были возвышения, вроде небольших сцен, высотой около полуметра. На правом из них стоял рояль. Левое возвышение было всегда задернуто занавеской. Оттуда порой доносились звуки, в том числе стук пишущей машинки. Занавес был и у правого возвышения, помню его всегда отдернутым. В середине комнаты (точнее со сдвигом вправо) стоял большой стол. На нем, помню, в дни субботников стояли большие нарядные коробки дорогих конфет. Непосредственно перед залом дверь направо в комнату, где жил тогда (в начале тридцатых годов) отец. Эта комната, по тем временам, довольно большая, имела два окна. Под левым, у стены, отделяющей ее от зала, стояла кровать (диван?) отца. Правее кровати (далеко ли от нее, не помню) был стол.

Н.Б. Этингоф добавляет:

В зале стояли штуки четыре напольных ваз с красивыми карамельками до самого верха.

Картина К. Юона «Заседание "Никитинских субботников"», написанная в 1930 г., изображает субботник в колонном зале дома на Тверском бульваре ровно так, как описал ее Е.Б. Этингоф (ил. 44). В апреле 1930 г. на юбилейном, 500-м, собрании субботников К. Юона благодарили за «намерение создать портрет участников объединения и картину "Заседание Никитинских субботников"»29. На картине изображены почти все участники литературного кружка, однако портрета М.А. Булгакова нет. Сама Никитина в 1962 г. вспоминала:

Вот перед нами находится большое полотно работы К.Ф. Юона. В 1930 г. он начал писать его. Работал над ним одиннадцать месяцев у меня на квартире30.

Именно к этому времени относится стихотворение Я. Окунева «Никитинский музей. Дети! Овсяный кисель на столе... (Гекзаметры)» от 3 апреля 1930 г., где он, подобно К. Юону, дает панораму собрания писателей в зале с колоннами на Тверском бульваре. Приведем отрывок из него:

Справа же Козырев Миша струит протокол, комарино звеня,
Ада прилипла к плечу и лорнетит, и сбычившись, адски клокочет
Вот невидимкой малютка Арго приткнулся к колонне скромненько <...>31.

«Малютка Арго» — это шутка, поскольку он был очень высоким мужчиной и на картине К. Юона изображен прислонившимся к колонне, возвышаясь над собранием. Упоминание дома на бульваре встречается и в других стихах, написанных для Е.Ф. Никитиной и для литобъединения. Так, В. Инбер на 15-летие субботников пишет:

Пятнадцать лет. Пятнадцать зим.
А вечеров... их сотни!
Как светит бликом световым
Никитинский субботник!
Старинный дом. Тверской бульвар.
И, чем поздней, тем лучше,
Ложится свет на тротуар,
С проэкцией на тучи32.

В нескольких юбилейных и шуточных стихотворениях С.З. Федорченко упоминается и дом на Тверском бульваре, и зал с колоннами. Стихи «Мои пожелания на 1929-й новый год» начинаются с совета Е.Ф. Никитиной как сохранить эту квартиру:

В новом году я желаю нашей красе Евдоксии,
В домоправленьи отбить этот приют, бельэтаж,
И получить от Главлита, нажав на чины, и на силы,
Огромную кучу бумаги, и миллионный листаж33.

В «Оде юбилейной Евдоксии Федоровне» читаем:

<...> Из-за колонны вдруг предстал импровизатор <...>34.

В ее же стихотворении от 31 января 1933 г. ко дню рождения Е.Ф. Никитиной говорится:

Ты пред прекрасный,
Наполеон,
Профессор красный,
Амфитрион <...>
Да всякий внидет
Искусства жрец
В ковчеговидный
Приют-дворец! <...>
И в самом деле,
в такой ковчег
Войдет и эллин,
и печенег!35

Напротив квартиры Е.Ф. Никитиной и Б.Е. Этингофа, кроме Дома Герцена, на нечетной стороне бульвара располагался Камерный театр (ныне театр им. А.С. Пушкина), где была поставлена пьеса М.А. Булгакова «Багровый остров». А. Бовшек вспоминает:

Простившись с хозяйкой, мы спустились по лестнице и вышли на улицу. Дом, в котором происходили литературные собрания, находился на Тверском бульваре, почти напротив Камерного театра36.

А на четной стороне бульвара рядом с домом 24, в доме 26, также некогда входившем в число владений И.Н. Римского-Корсакова, было Российское театральное общество, в котором в 1932 г. Е.Ф. Никитина числилась зампредсовета по культурной работе и носила двойную фамилию проф. Е.Ф. Никитина-Этингоф37. В правление его входил и Б.Е. Этингоф.

Как уже говорилось, начиная с осени 1932 г. некоторые субботники проходили в ГМИИ, где М.А. Булгаков также бывал.

Примечания

1. Мягков Б.С. Булгаков на Патриарших. М.: Алгоритм, 2008. См.: Этингоф О.Е. К вопросу об адресах булгаковской Москвы // Жизнь и творчество Михаила Булгакова в современном восприятии: материалы Второй апрельской ежегодной конф. / Музей М.А. Булгакова. М., 2014. С. 65—78.

2. Чудакова М.О. Жизнеописание... С. 279—280, 343, 428, 661.

3. Болтромеюк В. «Лубянские» страницы... С. 216—219.

4. Парнок С. Собрание сочинений. СПб. Инапресс, 1998. (URL: http://www.ndolya.ru/zhslovo/sv/sp/?r=about&id=30; http://ouc.ru/parnok/31-yanvaria.html)

5. Зайцев П.Н. Воспоминания. С. 77.

6. Фельдман Д.М. Салон-предприятие... С. 141, 192.

7. Там же.

8. ГЛМ, ф. 357, оп. 2, д. 59, л. 1—4 об.

9. Русские портреты XVIII и XIX столетий. СПб., 1905. Т. 1. № 175.

10. Волович Н.М. Пушкин и Москва. Сб. статей. М.: [б. и.], 1994. Т. 1. С. 78—80; Колмаков Н.М. Дом и фамилия графов Строгановых // Русская Старина. 1887. № 3. С. 600.

11. Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. Л.: Наука, Ленинградское отд., 1989. С. 51.

12. Ашукин Н.С. Пушкинская Москва. 2-е изд. СПб.: Академический проект, 1998. С. 263—265.

13. Волович Н.М. Пушкинская Москва. М.: Линка-Пресс, 1996. С. 102—103.

14. Пушкинская Москва. Путеводитель / Под ред. М.А. Цявловского. М.: Московский рабочий, 1937. С. 85—87, 188.

15. ГЛМ, ф. 357, оп. 1, д. 423. Гиляровский Владимир Алексеевич. Справка о доме, где проходили Н.С. Записка на обороте обложки книги Вл. Гиляровского «От английского клуба к музею революции». Историческая справка.

16. ГЛМ, ф. 357, оп. 1, д. 374, л. 1, 3—4 об.

17. ГЛМ, ф. 357, оп. 1, д. 375, л. 1, 2.

18. ОР ИМЛИ, ф. 157, оп. 1, д. 326, л. 31.

19. РГАЛИ, ф. 341, оп. 1, д. 12, л. 1.

20. Арго. Сон Татьяны (пародия для новогодия) // Вечерняя Москва. 1928. 22 декабря, № 297. С. 3; НИОР РГБ, ф. 562, к. 27, ед. 2, л. 466.

21. Там же.

22. Александр Архангельский и Михаил Пустынин. Новое о Евг. Онегине. С. 262—267; Судьба Онегина / Сост., вступит. ст. и коммент. В. и А. Невских. М.: Ассоциация Экост, 2001. С. 349—396; НИОР РГБ, ф. 562, к. 27, ед. 2, л. 789.

23. ГЛМ, ф. 357, оп. 1, д. 364, л. 2.

24. Александр Архангельский и Михаил Пустынин. Новое о Евг. Онегине. С. 266.

25. Судьба Онегина. С. 386; НИОР РГБ, ф. 562, к. 27, ед. 2, л. 789.

26. ГЛМ, ф. 357, оп. 1, д. 365, л. 4а, 5, 6.

27. ГЛМ, ф. 135, оп. 2, д. 22, л. 2.

28. Фельдман Д.М. Салон-предприятие... С. 143.

29. Алексеева Л. Дама на портрете.

30. ГЛМ, ф. 357, оп. 2, д. 228, л. 7.

31. Фельдман Д.М. Салон-предприятие... С. 210.

32. ГЛМ, ф. 357, оп. 1, д. 309, л. 5.

33. РГАЛИ, ф. 1611, оп. 1, ед. 30, л. 3.

34. Там же, л. 1.

35. ГЛМ, ф. 357, оп. 1, д. 365, л. 16.

36. Бовшек А. Глазами друга (Материалы к биографии Сигизмунда Доминиковича Кржижановского) // Сигизмунд Кржижановский. Возвращение Мюнгхаузена. Л., 1990. (URL: http://az.lib.ru/k/krzhizhanowskij_s_d/text_0320.shtml)

37. ГЛМ, ф. 135, оп. 2, д. 982, л. 1.