В пособии осуществляется анализ романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте традиций русского религиозного Ренессанса, исследуется магистральная для отечественной философии рубежа XIX—XX веков идея «живого Бога», ставшая фундаментом этической концепции произведения, раскрывается фундаментальная для христианского мировидения духовно-нравственная парадигма «ума» и «сердца», являющаяся основой мотивной и образной структуры романа.
Данное издание адресовано студентам гуманитарных специальностей (филологам, философам, историкам, религиоведам и др.) университетов в качестве учебного пособия по спецкурсу, а также может быть использовано в практике вузовского и школьного преподавания русской литературы XX века.
Содержание
Глава I. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и русская религиозно-философская мысль начала XX века
- § 1. История литературоведческих толкований образа Иешуа Га-Ноцри (историко-культурный и идейно-содержательный аспекты)
- § 2. Поиски живого Бога в русской религиозной философии рубежа XIX—XX веков
- § 3. «Ум» и «сердце» в религиозно-философской традиции русской литературы XIX века (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой)
Глава II. Оппозиция рассудочного («головного») и «сердечного» начал в русской религиозно-философской мысли первой трети XX века и ее отражение в «древних» главах романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- § 1. Философская антитеза ум — сердце и ее художественное воплощение в образах Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата
- § 2. Образ Левия Матвея в контексте булгаковской «феноменологии сердца» (культурно-философский и историко-литературный аспекты)
- § 3. Рациональное и иррациональное начала образа Иуды из Кириафа
Глава III. Кризис рационализма и его преодоление в «современных» главах романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- § 1. Проблема «научного атеизма» как проблема оторванного от истины ума: образ Михаила Берлиоза в контексте русской религиозной философии
- § 2. Сатирическая трансформация мотива потерянной головы в московских главах романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
- § 3. Оппозиция ум/сердце в процессе духовного преображения Ивана Бездомного