Термин хронотоп является на данный момент одной из основных единиц анализа текста. Формирование содержания данной терминологической единицы связано с общекультурными и естественнонаучными представлениями о взаимосвязи пространства и времени. Попытка проследить истоки той или иной модели пространственных или временных отношений приведет к общей для всех случаев отправной точке — концептуальному единству пространства и времени. Непосредственная связь данных составляющих концептуальной картины мира актуализируется в когнитивной деятельности субъекта, который осознает самого себя в определенной точке окружающего мира в определенный момент. Известно, что когнитивные способности человека подчинялись адаптации в мире и формировались по его законам: и для носителя архаической картины мира, и для нашего современника ориентация в окружающем мире осуществляется в формуле «я — здесь — сейчас». Однако две базовые категории, формирующие хронотоп, обладают различными свойствами: пространство воспринимаемо — время понимаемо.
Анализ различных концепций пространства и времени, сложившихся в результате освоения человеком окружающего мира (архаических, научных, религиозных представлений, бытового понимания пространства и времени), показал, что категории, составляющие хронотоп, являются многомерными смысловыми образованиями, точками пересечения ментального мира человека и мира культуры. Время и пространство являются культурными (мировоззренческими) концептами, изучение которых невозможно без привлечения данных других дисциплин: культурологии, истории, психологии, этнографии. Это делает необходимым исследование категорий, составляющих хронотоп, сквозь призму когнитивной лингвистики, которая является одной из основных точек роста современного языкознания.
В когнитивной лингвистике утверждаются мысли о тесной связи языка С другими когнитиивными способностями, об особой роли языковой обработки данных, приходящих по всем каналам информации, о зависимости организации языка от принципов восприятия мира и его концептуализации человеком. Художественный текст в парадигме исследований когнитивной лингвистики осмысляется как сложный знак, чья специфика заключается в отношении к «внешнему миру». Текст фиксирует общие представления о реальности, но при этом эксплицирует авторскую картину мира.
Одним из ведущих терминов в аппарате когнитивной лингвистики является «концепт», который определяется как глобальная единица всей картины мира, отраженной в человеческой психике. В мире художественного произведения мы имеем дело с художественным концептом — воплощением субъективного способа восприятия и организации мира. Связь элементов художественного концепта осуществляется на основе чуждой обыденной логике художественной ассоциативности. Способом обнаружения содержания концептов оказывается концептуальный анализ. Целью концептуального анализа в нашей диссертации является выявление ментальных репрезентаций, формирующих хронотоп ранней прозы М.А. Булгакова. Концептуальная информация в исследуемых произведениях М.А. Булгакова структурируется в таких содержательных формах концепта, как фрейм, схема, сценарий, мыслительная картинка, гештальт. Эти структуры представления знаний характеризуются иерархическим уровнем организации и по-разному фиксируют знание о некоторой сущности в памяти человека.
Специфичными чертами хронотопа прозы М.А. Булгакова является взаимодействие двух типов пространств:
1. Реального — ирреального (потустороннего).
Граница между этими мирами довольно часто оказывается размытой. Например, в повести «Дьяволиада» реальное пространство бюро претензий на глазах главного героя трансформируется в фантастическое. В повести «Роковые яйца» ирреальность происходящего задается фантастичностью открытия профессора Персикова. В романе «Белая гвардия» взаимопроникновение двух миров (потустороннего и реального) обусловлено спецификой времени, к которому отнесены события романа, — Святкам (в русской картине мира — время разгула нечистой силы).
2. «Точечного», внутренне ограниченного пространства (дом) — неограниченного пространства внешнего мира (Город (Киев) в «Белой гвардии», Москва в сборнике «Дьяволиада»).
Пространственная конкретизация в рамках хронотопа ранней прозы М. Булгакова достигается благодаря дискретизации, выделению и описанию частных пространственных объектов внутри основного пространства.
Еще одним важным свойством пространства, реализованным в исследуемых произведениях, является его заполненность предметами: вещи организуют пространство, придавая ему значимость и значение.
В хронотопе избранных для анализа произведений «оживают» все культурно значимые представления о времени: циклическое («№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна»), линейное и эсхатологическое («Белая гвардия», «Роковые яйца», «Дьяволиада») — а также концепция многомерного времени, которое проявляется в измененных состояниях сознания (онейрическое время — «Белая гвардия», «Дьяволиада», «Похождения Чичикова», «Китайская история»).
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |