Вернуться к Н.В. Березина. Хронотоп ранней прозы М.А. Булгакова: лексический аспект

Выводы

Полевая структура художественного концепта «Время» во многом совпадает со структурой одноименного культурного концепта, однако проведенный анализ выявил, что ядро художественного концепта меньше ядра культурного концепта и состоит из следующих микрополей: МП «Время vs. вечность», МП «Пора», МП «Единицы измерения времени», МП «Показатели кратковременности», МП «Периоды, соотносимые с текущим моментом». МП обозначений темпорального признака другого признака, МП процессов, связанных с жизнедеятельностью человека, МП названий исторических событий и лиц, МП названий человека по возрасту, МП явлений, соответствующих временам года и суток, составляют периферию концепта «Время» в текстах М. Булгакова. В создании концептуального смысла исследуемых произведений прежде всего участвуют лексемы, входящие в ядро поля концепта («время», «времечко», «вечность», «пора», «порою», «век», «тысячелетие», «год», «неделя», «сутки», «день» (в значениях «промежуток в 24 часа» и «часть суток от восхода до захода солнца»), «вечер», «ночь», «утро», «час», «минута», «секунда», «миг», «мгновение», «момент» и другие). Однако для индивидуально-авторской картины мира М. Булгакова, представленной в ранней прозе, значимы и отдельные лексические единицы, входящие в периферию полевой структуры концепта (МП «Названия исторических лиц и процессов», МП «Явления, соответствующие временам года и суток»).

Художественный концепт «Время» основывается на оппозициях «прежняя жизнь / настоящее», «реальный / ирреальный мир». Комплекс лексических единиц, вербализующих художественный концепт «Время», функционирует как средство создания эффекта достоверности хронотопа, при этом многие лексемы, описывающие время в романе «Белая гвардия», повестях и рассказах сборника «Дьяволиада», участвуют в переформировании пространства, являются неизменными атрибутами фантастического хронотопа («момент», «мгновение», «ночь», «метель», «вьюга»), а также наделяются специфическими, уникальными функциями (утро — онейрическое время предзнаменований, мгновения — время прозрений).

Художественный концепт «Время» способен (в зависимости от ситуации, эпохи, душевного состояния героев) участвовать в создании психологических характеристик персонажа. Формирование представлений о времени опирается на различные точки зрения — автора и персонажей (авторские представления часто имплицитны и формируются на основе содержательно-подтекстовой информации), различные аспекты восприятия и переживания времени (аналитический, количественный, эмоциональный).

В зависимости от событийной составляющей время может либо деактуализироваться, либо «растягиваться», вмещать объективно больший временной интервал, чем тот, который обозначается лексемами (например, лексическими единицами микрополя «Показатели кратковременности»).

В подавляющем большинстве случаев подобная метаморфоза связана с переходом в фантастический хронотоп.

В семантической структуре многих лексем, представляющих художественный концепт «Время», появляются дополнительные семы («беспокойство», «темный», «решающий», «обман», «колдовство», «движение», «насилие», «неуверенность», «загадочность», «тайна», «смерть», «страх», «неопределенность»), которые во многом определяют специфику содержания художественного концепта. Кроме того, обозначения отдельных годов (1917, 1918, 1919, 1920) получают в ранней прозе М. Булгакова дополнительные текстовые смыслы; описание событий одного года может осуществляться через ассоциативное соотнесение его примет с особенностями предыдущих периодов (множество сходных деталей 1928 и 1918 гг.).

Связь элементов художественного концепта «Время» осуществляется посредством многочисленных ассоциаций. М. Булгаков искусно использует ассоциативно-мифологический потенциал лексем, участвующих в репрезентации концепта (ЛЕ «вечность», «ночь»). Внутренний мир и внешние условия жизни персонажей М.А. Булгакова ориентированы на бесчисленные культурные и исторические аллюзии. Библейские мотивы создают особую временную позицию, позволяющую отсчитывать время не только днями, годами, но и столетиями, тысячелетиями. Посредством ассоциаций художественный концепт «Время» сопряжен с концептами «Религия», «Театр», «Музыка», что выводит читателя на целостную концептуальную структуру текста.

Помимо собственно языковой экспликации, концептуальная информация структурируется в таких ментальных структурах, как гештальт, мыслительная картинка, сценарий. Основной содержательной формой художественного концепта «Время» в ранней прозе М. Булгакова является гештальт, с помощью которого осуществляются моделирование и визуализация такой абстрактной категории, как время. Художественный концепт «Время» разворачивается с опорой на различные виды гештальтов: человек, живое существо, птица, огонь, болезнь, война, предмет, груз, непрочное основание, страх, ужас, денежный эквивалент. Репрезентированные посредством гештальтов концептуальные признаки (время — сила, которой покоряются, которая подавляет, которой опасаются, которой управляют, независимая сила, товар) демонстрируют, что в романе «Белая гвардия» время представляет собой самодостаточную силу, враждебную героям, способную управлять их судьбой, в повестях «Дьяволиада», «Роковые яйца», рассказах «№ 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Китайская история», поэме «Похождения Чичикова» время превращается в товар и существует как конгломерат показателей кратковременности.