Путешествуя по Фундуклеевской улице Ленина имени Богдана Хмельницкого, вы рано или поздно заметите явно старинный, изрядно запущенный дом под номером 37.
Вывеска на доме свидетельствует о том, что тут находится Национальный музей медицины Украины. Содержимое музея, как полагается, довольно жуткое, просто так заходить туда нельзя — только в составе экскурсии. Музей в здании находится с 1973 года, и разместился он там вовсе не случайно — здание было изначально связано с медициной.
Дом был построен в 1853 году по проекту знаменитого архитектора Александра Беретти (отцу и сыну Беретти Киев во многом обязан своим нынешним обликом) как Анатомический театр медицинского факультета Киевского университета Св. Владимира.
Вообще медицинский факультет был создан в университете в 1841 году путём перевода Виленской медико-хирургической академии. Изначально он находился в комплексе зданий университета на улице Владимирской, но с анатомическим театром надо было что-то делать — учреждение, как вы понимаете, не слишком ароматное. Вот и построили морг на отшибе, практически на окраине тогдашнего Киева (дальше начинался Афанасьевский яр).
Основу театра составили коллекции его первого директора-анатома Александра Вальтера, а также невролога и психиатра Владимира Беца. В театре проходил учебный процесс. В частности, частенько тут бывал студент медицинского факультета Миша Булгаков, описавший его в «Белой гвардии» (сцена поисков тела Най-Турса).
И уж наверняка он слышал о жуткой истории, которая произошла в этом здании на рубеже веков.
Как-то раз ночью один из жителей Афанасьевского яра, служившего убежищем нищим и прочим асоциальным элементам (о его населении можно прочитать в «Повести о жизни» Константина Паустовского), проходя мимо здания, был испуган до одури — за плотно занавешенными окнами двигались фигуры, оттуда доносился гомон голосов и музыка. Не иначе покойники устроили бал...
Бродяга бросился бежать, но, понятно, не в яр (там темно и страшно), а в сторону Оперного театра. Вскоре он был в невменяемом виде задержан городовым и отправлен в околоток, а к зданию театра направлены были полицейские, готовые, если это потребуется, задержать и самого Князя Тьмы.
Этого, правда, не потребовалось. Как оказалось, мертвецы лежали себе тихо и никого не трогали, а безобразие учинил местный сторож. Ему срочно нужно было выдавать замуж дочь, и он счёл возможным провести свадьбу прямо в здании морга.
История умалчивает о том, как отнеслись к инициативе находчивого отца невесты гости (видать, хорошо, раз свадьба состоялась) и как сложилась судьба новобрачных. Но сцена бала мертвецов нашла своё отражение в «Мастере и Маргарите».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |