Вернуться к Е.В. Ухова. Философско-этические идеи в творчестве М.А. Булгакова

Заключение

Рассмотрев нравственные воззрения творческого наследия М. Булгакова, можно сделать вывод о том, что он разработал свою оригинальную синтетическую нравственную концепцию в гуманистическом направлении, в основе которой лежат антропологические проблемы. По причине многочисленных пересечений с различными философскими направлениями, достаточно сложно выделить какое-либо, которое в большей мере повлияло бы на мировоззрение писателя и позволило бы отнести его этические идеи к какой-либо философской системе. Булгаков — самостоятельный художник-мыслитель, который формирует своим творчеством миропонимание читателя.

М. Булгаков поставил такие проблемы науки и нравственности, которые актуальны и в наши дни. Однако, с предлагаемыми их решениями с позиций абстрактного гуманизма, а чаще мистицизма, согласится весьма затруднительно, ибо практически все решения предложены за гранью того, что называется реальным миром, в некоем мнимом пространстве на границе света и тьмы, земного и внеземного бытия.

Выдвинутая Булгаковым нравственная концепция, некоторые положения которой восходят к экзистенциалистским идеям Бердяева, лишена того безысходного трагизма личности, как у Достоевского. Булгаков устами Иешуа Га-Ноцри сформулировал практически ту же самую мысль, что и Бердяев, об анархизме как идеале свободной гармонии для подлинно творческой личности, при котором настанет время, когда не будет власти ни кесарей, никакой-либо иной власти, поскольку всякая власть является насилием над людьми, и человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть. Здесь же Булгаков предвосхищая критику толстовской идеи «заражения добром» показывает, как Понтий Пилат и Афраний, выслушав проповедь Иешуа о том, что все люди добрые и злых людей нет, начинают творить добро злыми средствами, организуя убийство Иуды. В «Мастере и Маргарите» в соответствие с учением П.А. Флоренского о троичности присутствует трехмирная структура: древний ершалаимский мир, вечный потусторонний и современный московский. При этом, в полном согласии с идеей Бердяева, царство истины и справедливости, о котором говорит Иешуа, ни в одном из этих миров не присутствует. Вместо него, в современном мире оказывается еще один, четвертый, мнимый мир, через который нечистая сила и вступает в контакт с москвичами. В учении Флоренского о троичности, как наиболее общей характеристике бытия, связанной с христианской Троицей, особенно выделена надмирная область Неба, где должны действовать законы мнимого пространства. У Булгакова современный и потусторонний миры как бы пародируют, воспроизводя в сниженном виде, древний, евангельский мир, который превращается в финале романа в надмирность, где прощенный Пилат, наконец встречается с Иешуа, но куда не дано попасть Мастеру и Маргарите, обретающим свой последний приют вне света. Общий смысл троичного числа у Флоренского заключается в том, что Троица может быть без четвертой ипостаси, тогда как четвертая не может иметь самостоятельности. Для Булгакова троичность тоже оказывается соответствующей Истине, на ней не только основана пространственно-временная структура Мастера и Маргариты, но и, по утверждению Бориса Соколова, на ней держится этическая концепция романа. Мнимый мир романа, в полном согласии с мыслями Флоренского, не является структурообразующим и не имеет самостоятельного значения. Этот мир — новая ипостась в недрах современного московского мира, в котором свершаются мнимые действия с мнимыми же результатами. Мнимый мир как бы создан действиями Воланда и его свиты в качестве особого отражения мира потустороннего. В мире, где роль и действия человека определяются его общественным положением, все-таки существуют добро, правда, любовь, творчество, которые, не имея возможности торжествовать в реальном мире, вынуждены скрываться в мир потусторонний, искать защиты у самого Дьявола — Воланда. У Булгакова Бог и дьявол не противостоят, а дополняют друг друга. Создание общества истины и справедливости Булгаков видит только в утверждении этих ценностей гуманизма и приоритета простых человеческих чувств над любыми социальными отношениями. В своем творчестве Булгаков поставил многие проблемы, проявившиеся не только в двадцатые годы, но и сегодня, в девяностые.

Основные положения этической концепции Булгакова автор диссертации полагает допустимым сделать попытку свести к основополагающим идеям гуманистической этики Фромма: гуманизация технологического общества через решение проблем гуманистической совести, удовольствия и счастья, средств и целей, нравственных сил человека, а также психодуховное осмысление через религиозность, веру и стойкость, обращения к духовным ценностям.