Михаил Афанасьевич Булгаков — выдающийся деятель русской культуры и философии. Проблемы, поставленные писателем, обретают более значимую актуальность в наши дни. Смысл человеческой жизни, мораль и нравственность, человек и общество, человек в обществе — проблемы современной эпохи. Поэтому Булгаков — один из наиболее читаемых писателей, а его творческое наследие занимает значительное место в истории как русской, так и мировой культуры. Однако сложность и противоречия в постановке и решении этих проблем позволяют по-разному толковать его наследие и вызывает определенные трудности в постижении глубины сложного мира художника-мыслителя. Искаженное и неверное толкование его мировоззрения, и соответственно запоздалое должное признание, — объясняются сложностью и противоречивостью его творчества. Всестороннее исследование творческого наследия Булгакова и определение его места как мыслителя в сокровищнице мировой культуры являются основной задачей данного исследования. Насколько можно говорить о скрупулезном изучении мастерства Булгакова, достаточно полном анализе литературоведческого творчества, в особенности за последнее десятилетие, эстетической деятельности и ее воплощении в творчестве писателя, настолько сложно обнаружить исследования этического аспекта его творчества. Конечно же Булгаков не является философом. И на первый взгляд может показаться странным, что автор решил изучить творчество Булгакова с философско-этической точки зрения. Однако, это вполне объяснимо, поскольку Булгакова можно назвать «философом-практиком». Не изучая теоретически и «научно» этические и нравственные аспекты общественной жизни, он смог на «практике» жизни через реальные и нереальные образы и жизненные ситуации сформировать морально-этический и нравственный «образ» своего современника и общества и предложить своеобразную оригинальную этическую «концепцию», которая особенно выражена в гуманистическом идеале Иешуа в его закатном романе. Бессмысленно выискивать какую-либо законченную, логически оформленную философско-этическую концепцию, однако, исследуя творчество писателя, мы находим в его произведениях и письмах множество этических идей, касающихся различных проблем этики, в том числе и его оригинальное представление, относящееся к отдельным традиционным и новым категориям этики. Например, глубокие размышления о счастье, долге, достоинстве, ответственности и воздаянии и другие. Эти идеи и высказывания о категориях рассматриваются в соответствующем разделе данной диссертации, особенно во втором параграфе первой главы и целиком во второй главе.
Автор диссертации не задавался целью давать свои дефиниции, а лишь рассмотреть взгляды в образно-мыслительном материале его произведений. Автором так же не ставится задача развивать научную этику. Использование Булгаковым каких-либо философских терминов и понятий представляется как выражение того, как они мыслились самим Булгаковым под влиянием философских авторитетных учений, но не ставиться целью сопровождение своими современными дефинициями и определениями, которые даны в любой академической литературе. Если же раскрывать истинное содержание у Булгакова этических понятий, как они существуют в современной научной этике, то представляется целесообразнее обратиться к современным словарям, где они даны в традиционной научной форме.
Объект исследования ограничивается систематизированием и анализом имплицитно содержащихся идей в художественных произведениях писателя. Исследования сосредоточены на выделении собственно этических идей в мировоззрении писателя, тесно переплетенных с рядом других: социально-политических, философских, психологических, научных, в том числе и фантастических и мистических. Почти все исследователи, прямо или косвенно, касаются социально-политических взглядов писателя, и единого мнения по этому вопросу нет. Много пишется о значении творчества Булгакова для современности, изучаются и философские взгляды писателя. Но, несмотря на обилие работ о М. Булгакове, в которых раскрыты существенные особенности его мировоззрения, целостного исследования нравственных воззрений в его творчестве пока еще нет. Необходимо исследование творчества Булгакова в этическом плане с той целью, чтобы личность писателя была представлена в целом, тем более, что нравственные мотивы в его творчестве представлены широко и богато. Специальный анализ этических воззрений Булгакова поможет снять некоторые недоразумения и кривотолки относительно его личности и творчества, которых было в его недавнем биографическом прошлом не мало.
Актуальность темы исследования определяется также и логикой происходящих в современном мире изменений. В условиях развития современного общества, образовавшееся опасное несоответствие между научно-технической и духовно-нравственной сферами жизнедеятельности человечества, особенно актуальной делает проблему нового осмысления роли и места морали и нравственности в создании современной целостной концепции человека. В глубоком осмыслении нуждаются сегодня такие проблемы как индивидуализм и индивидуальность, проблема долга, свободы и ответственности, общечеловеческих ценностей, гуманизации современного общества. Поскольку проблемы развития современного общества все чаще для своего решения требуют индивидуального, творческого подхода, то вклад М. Булгакова в проповедование гуманизма, который отразился в нравственном идеале Иешуа Га-Ноцри, — очень значителен. Как известно, Булгаков не оставил никакого трактата по этике с четкими классификациями и с логическим содержанием текста, подобно Канту. Поэтому к нему трудно приложить «ярлык» какого-либо одного философского направления. Он использует философско-этические идеи Канта, Ницше, Фрейда, Вл. Соловьева, Флоренского, представления некоторых мистиков и т. д. Но это вовсе не значит, что мы должны считать его неуклонным последователем этих учений. Все философско-этические категории он использует лишь постольку, поскольку хотел выразить какую-либо мысль в художественно-образной форме. Как например: мы не находим специальных рассуждений о мистике и мистицизме, зато находим гениальные образы и картины, рисующие в художественно-образной форме мистический мир Воланда и его спутников. Это полет в космосе, шествие человечества в видениях Мастера, касающиеся древнего Иерусалима и древнего христианства, великий бал у Сатаны. Нет так же каких-либо пространных специальных философских рассуждений об ответственности, воздаянии, но так рисуются герои, их поступки и ситуации, что приобретают более сильную выразительность. Нет у Булгакова и специальных размышлений о счастье, о благе, нет конкретных определений, но зато он нам впечатляюще с огромной силой рисует счастье Мастера и Маргариты, как они его переживают, каждый по разному и противопоставляет сухим кабинетным определениям.
Научная новизна данной работы состоит в том, что впервые предпринят целостный философско-этический анализ творчества писателя и систематизированы этические идеи в мировоззрении Булгакова и раскрыты существенные особенности его нравственной концепции.
Новым также является рассмотрение проблемы научного эксперимента в русле не естественнонаучных, а социально-политических духовно-нравственных проблем. Нетрадиционность решения Булгаковым других нравственных проблем представлена в отражении их разрешимости в ирреальном мировом пространстве. Проблематика исследований философской антропологии представляет собой специфическое отражение проблем гуманистической этики в творчестве писателя. Применение метода реконструкции идей, выраженных в художественно-образной форме, в философские понятия и проблемы.
Любая естественно-научная проблема у Булгакова незаметно переходит в план социологии, так как научные открытия приходят в серьезный конфликт с действительностью. Все социальные проблемы представлены в гротескном плане и преломляются, как правило, в личные и отчасти в религиозные.
Можно было бы посвятить специальную работу по проблемам общества, поскольку нет специального исследования этой темы, хотя не сложно составить представление о том, что большинство внутренних проблем возникают по общественно-социальным причинам. В связи с этим представляется вполне оправданным интерес к исследованию биографии и творческого наследия представителей нефилологических наук. Принципиально новое рассмотрение предложено, например, психоаналитиком и социологом А. Эткиндом. Исследования проблематики развития технотронного общества и рассмотрение такого ряда проблем, как проблема добра и зла в научной деятельности, проблемы экологии, наркомании, научного эксперимента, представленных в творчестве Булгакова в свете социальных проблем, позволили автору диссертационного исследования провести параллели с проблемами гуманизации технологического общества и предложить попытку сопоставительного анализа в постановке и решении проблем гуманистической этики Эриха Фромма и своеобразном понимании и отношении Булгакова к идеям гуманизации технологического общества и психодуховного нравственного обновления.
В предлагаемой диссертационной работе предпринята попытка систематизировать рассыпанные по многотомному наследию этические идеи Булгакова в цельную «научную биографию» для воссоздания этического мировоззрения писателя во всей его сложности. Следует отметить, что предлагаемая работа является первым целостным философско-этическим исследованием творчества Булгакова. Поскольку нельзя объять необъятное, автор вынужден оставить в стороне множество интересных вопросов, связанных с некоторыми представлениями религиоведов, представителей философских, социальных, психологических и других наук. Могло бы вызвать определенный научный интерес сопоставление Булгакова с некоторыми идеями в неоплатонизме, можно поискать связь с идеями Николая Федорова. Интересным можно было бы предположить вопрос о малой духовности перестроителей мира. Проблема власти лишь номинально затронута в данной диссертации и, как нам представляется, могла бы вызвать научный интерес в более полном и глубоком изучении. Так же представляется целесообразным посвятить специальную работу вопросу о своеобразном «Булгаковском евангелии» в его философском романе «Мастер и Маргарита». Идеи и положения данного диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке курса истории этики, истории мировой культуры, культурологии, эстетике, психоанализа, социологии.
Степень разработанности предлагаемой темы в отечественной литературе, можно сказать, ничтожна, за исключением исследований по одному его произведению, так называемому философскому роману «Мастер и Маргарита». Во всяком случае нет ни монографии, ни диссертационного исследования, которые были бы посвящены этическим проблемам в творчестве М. Булгакова. Нужно сказать, что не страдают изобилием так же и статьи о специальном анализе этического аспекта его творчества. Можно назвать лишь некоторые работы, напечатанные в большей степени в периодических изданиях и сборниках, изданных в последние годы таких авторов, как Л.Ф. Киселевой, Пенкиной Е.О., Скалона Н.Р., Маркова А. и другие1. Нравственным проблемам в творчестве Булгакова посвящен ряд статей в периодических изданиях: А.В. Зайцева, П. Абрагама, Л.А. Левина, Л.Г. Ионина и другие2. Поэтому имеет смысл посвятить М.А. Булгакову диссертацию, содержащую специальный этический анализ его творчества.
Научный аппарат предлагаемой диссертации опирается, в основном, на собственно булгаковские произведения, письма, дневники и воспоминания друзей и современников. Особую ценность представляют его произведения, насыщенные глубокими этическими идеями и представлениями такие произведения, как «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Адам и Ева», «Блаженство», «Записки юного врача» и другие. А также те его произведения, в которых в той или иной степени представлены его общественно-политические взгляды и настроения, оказавшие влияние на его нравственные установки. К таким произведениям можно отнести «Белую гвардию», «Бег», «Дни Турбиных», «Дьяволиаду» и другие.
Следует отметить особенность вышедшей в 1997 году «Булгаковской Энциклопедии» Бориса Соколова, в которой содержательно глубоко раскрыты философские взгляды писателя, а также наряду с другими рассматриваются и нравственные проблемы в творчестве Булгакова.
Весь комплекс текстов, связанных с нравственной проблематикой творчества Булгакова, можно разделить на три основные группы.
К первой группе относятся исследования научной биографии Булгакова. Это прежде всего литература о жизни и творчестве писателя М.О. Чудаковой, Л.М. Яновской, В.И. Лосева, Л.Е. Белозерской-Булгаковой.
Ко второй группе можно отнести исследования философских проблем в творчестве писателя. Среди авторов таких работ можно назвать Б.В. Соколова, А. Эткинда, Л.Г. Ионина, А.А. Кораблева, Ю.М. Смирнова, Н.К. Гаврюшина, И.Е. Ерыкаловой.
И третий блок литературы, посвященной проблемам комплексного подхода к человеку в контексте проблемы культуры, гуманизма, диалектики отношений человек-общество, представлен в работах Н.О. Лосского, В.А. Кутырева, А.А. Гусейнова, С.Ф. Анисимова, А.В. Разина, Е.Д. Мелешко и др. Можно сказать, что ориентация на проблемы человека, ценностей, размышления по поводу человеческой деятельности, свободы, ответственности, моральных установок и повседневного поведения характерны почти для всех представителей зарубежной философско-антропологической мысли. Классическими стали работы таких авторов, как З. Фрейд, Э. Фромм, С. Гроф3.
Следует отметить, что этические идеи в творчестве Булгакова тесно переплетены с разными другими: политическими, философскими, — и выделение чисто этических, иногда очень затруднительно. Поэтому приходиться ограничиться лишь теми вопросами, ответы на которые можем найти в творчестве Булгакова в более или менее ясно выраженном виде.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. В первой главе изложены общефилософские и политические взгляды, которые проявили себя и в этике Булгакова. Вторая — основная глава посвящена собственно этическим аспектам его творчества, которые явственно представлены в его произведениях.
Примечания
1. Киселева Л.Ф. Диалог добра и зла в романе «Мастер и Маргарита // В сб.: Литературные традиции в поэтике Михаила Булгакова. Куйбышев, 1990.
Пенкина Е.О. Реализация идеи русского экзистенциализма в творчестве М.А. Булгакова // В сб.: Тезисы республиканских Булгаковских чтений, под ред. А.Р. Волкова. Черновцы, 1991.
Скалон Н.Р. Природа человека в романе «Мастер и Маргарита» // В сб.: Творчество Михаила Булгакова в литературно-художественном контексте. Самара, 1991.
Марков А. «К вопросу о религиозно-философских аспектах романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // В сб.: Творчество Михаила Булгакова. Киев, 1992.
2. Зайцев А.В. Нравственные искания интеллигенции в творчестве М. Булгакова // Вестник Моск. ун-та, филол., 1991, № 6.
Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков // Филос. науки. М., 1990, № 7.
Левин Л.А. Нравственный смысл кантианских мотивов в философском романе «Мастер и Маргарита» // Научн. докл. высш. шк. филолог. наук. М., 1991, № 1.
Ионин Л.Г. Две реальности «Мастера и Маргариты» // Вопр. философии. М., 1990, № 2.
3. Более подробные сведения об авторах и источниках в разделах «Библиография» и «Описание литературы» в конце диссертации.
К оглавлению | Следующая страница |