«— Вот и нужно было не спорить, — тихо сказал Бомбардов, — а отвечать так: «Очень вам благодарен, Иван Васильевич, за ваши указания, я непременно постараюсь их исполнить». Нельзя возражать, понимаете вы или нет? На Сивцевом Вражке не возражают».
[М. Булгаков. Записки покойника]
Газета «Кино»,
4 января 1935 года
И. Пырьев:
«С волнением и тревогой я начинаю труднейшую работу: постановку картины «Мертвые души» по поэме Н.В. Гоголя. Этим я буду занят весь 1935 г.
Используя материал поэмы, беспощадно вскрывающей низость и гнет николаевской эпохи, я хочу показать миллионам зрителей Советского Союза Россию Ноздревых, Маниловых, Собакевичей и Плюшкиных, веками паразитировавших на спинах крепостных крестьян и потому совершенно разложившихся, потерявших облик человеческого существа.
Чичиков — центральный образ. Одержимый страстью стяжательства, жаждой обогащения, он сочетает в себе хитрость, мстительность и дипломатическую гибкость со звериной хваткой волкодава. Чичиков — мировой образ. Это прототип Ставицкого, Детердинга, Базиля Захарова и прочих хищников, действующих в наши дни на мировой арене капитализма.
Сценарий готов. Он написан известным драматургом М.А. Булгаковым при моем ближайшем участии. Над постановкой вместе со мной работают Левшин — режиссер-ассистент, Желобинский — композитор, А. Солодков — оператор, П. Павлов — звукооператор, М.В. Бабенчиков — консультант, Н. Минаев — начальник группы».
4 января [1935 года]
Сегодня целый день вспоминали знаменитый разговор с Ольгой1 вчера. Смысл его в том, что назначено чтение новой пьесы Афиногенова, о которой Немирович, по словам Оли, сказал, что это «очаровательный эскиз». Кроме того, она сказала, что надо по-человечески пожалеть Афиногенова — и «Ложь» не вышла, и «Портрет» не вышел, а он с чисто большевистской энергией все пишет и пишет!..
Нет, не могу я его жалеть. Я слушала ее, молчала и только смотрела на нее таким взглядом...
Это мне говорить о жалости к Афиногенову. Мне, жене Миши, которого травили и душили в продолжение всей его литературной жизни!..
Я сказала только одно, что если на этот раз Театр выкинет новое издевательство с «Мольером» — это ему не пройдет даром!
Я не знаю, кто и когда будет читать мои записи. Но пусть не удивляется он тому, что я пишу только о делах. Он не знает, в каких страшных условиях работал Михаил Булгаков, мой муж.
[Дневник Е.С. Булгаковой]
В фонде В.Б. Шкловского сохранилась не правленая стенограмма его выступления на обсуждении режиссерского сценария И. Пырьева «Мертвые души» в Доме кино 5 января 1935 года.
«Тов. Пырьев зачитывает сценарий.
Ш Кловский. Товарищи, я просмотрел сценарий. 900 с чем-то кадров. Мы себя уговариваем, что можно длинно снимать, это любительская линия, по которой мы идем. [...] 935 кадров — это такая длина, которая не может войти в картину.
Сценарий этот ультрарежиссерский, потому что в нем нет времени [...].
Нужно написать другой сценарий [...].
У Гоголя эта вещь построена на принципе тайны [...].
Булгаков и Пырьев сняли эту тайну. Булгаков начал с того, что Чичиков перевозит контрабандой кружева через границу. Можно ли заменять сюжет этой величайшей вещи [...].
К сожалению, инсценировщик идет не по следам Гоголя, а по следам «дамы приятной во всех отношениях» [...].
Не то звено вы взяли в «Мертвых душах», из-за чего стоит эту вещь инсценировать [...].
Там романтическая линия была сильной и шла параллельно с линией реалистической. Здесь она дана малоубедительно, через кобзаря. Почему кобзарь? Потому что Гоголь украинец [...].
У меня впечатление такое, что этот опыт инсценировки пока что не удался [...].
В конце полагается хвалить. Пырьев умеет выстроить сценарий, Булгаков сделал скучный спектакль [...].
Над вами тяготеет Художественный театр [...].
Свифт говорил — если есть детей, так есть крупных, маленькие не удовлетворяют аппетит и оставляют угрызения совести.
Вы грабьте Гоголя и грабьте старую советскую кинематографию, которая многому научила».
Многотиражная газета «За большевистский фильм»,
11 января 1935 года
«К итогам работы Московского кинокомбината в 1934 г.
...в небольшом проценте переходят...
«Мертвые души»... 6%
Особого внимания к себе требует то обстоятельство, что комбинат, вступая в 1935 год, имеет большой прорыв по заготовкам сценариев...
Данные о выполнении производственно-тематического плана по Московскому кинокомбинату за 1934 г.
«Мертвые души», сценарий Булгакова, режиссер Пырьев. В плане не значилась. Фильма находится в подготовительном периоде».
Газета «Вечерняя Москва»,
20 января 1935 года
«Мертвые души»
На кинофабрике Московского кинокомбината режиссер Ив. Пырьев начал снимать звуковой фильм «Мертвые души» Н.В. Гоголя.
Сценарий написан М.А. Булгаковым и Ив. Пырьевым.
Музыку к фильму пишет композитор В. Желобинский».
Сообщение газеты о композиторе было верным, все остальное не соответствовало действительности.
28 января 1934 года Е.С. Булгакова писала И. Пырьеву:
«Уважаемый Иван Александрович,
Вот уже в течение месяца я никак не могут добиться, чтобы Вы пришли обсудить вопрос о режиссерском сценарии «Мертвые души», который прислан с 1-й фабрики для дачи Мих. Аф. своего мнения.
Я очень прошу Вас пожаловать к нам в ближайший день.
Кроме того, я прошу Вас сообщить мне, что означает заметка в «Веч. Москве» от 20.01 сего года, в которой сообщается, что сценарий «Мертвых душ» написан Булгаковым и Вами.
Елена Булгакова».
Идет подготовительный период, запуск в съемочный явно запаздывает, а режиссер уже месяц не идет к автору.
На то, как выяснилось, были свои причины...
Примечания
1. О.С. Бокшанская — сестра Е.С. Булгаковой, секретарь В.И. Немировича-Данченко.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |