27 сентября [1933 года]
Миша читал Коле Л.1 новые главы романа о дьяволе, написанные в последние дни или вернее — ночи.
28 сентября [1933 года]
Уговоры Канторовича2 дать фильм «Бубкин». Я ему как-то рассказала, что М.А. каждый вечер рассказывает Сергею истории из серии «Бубкин и его собака Конопат». Бубкин — воображаемый идеальный мальчик, храбрец, умница и рыцарь. Его приключения.
Вечером, когда Сергей укладывается, Миша его спрашивает: «Тебе какой номер рассказать? — Ну, cемнадцатый. — Ага. Это значит про то, как Бубкин в Большой театр ходил с Ворошиловым. Хорошо». И начинается импровизация.
Канторович говорит, что есть чудесный мальчишка для роли Бубкина.
— Пишите!
Но М.А. занят романом да и не верит в действительность затеи.
[Дневник Е.С. Булгаковой]
Елена Сергеевна, помимо того что она сделала для Булгакова при его жизни и после его смерти, создала трагическую летопись — «Дневник», бесценный материал для потомков.
5 ноября [1933 года]
Журналист — узнать мнение М.А. о пьесе.
М.А., добросовестно прочитав ее, дал всякие советы для исправления ее. С. Ермолинский, бывший при конце разговора, сказал, что один начинающий сценарист притащил ему на просмотр сценарий под названием «Вопль кулацкого бессилья»...
8 ноября [1933 года]
М.А. почти целый день проспал — было много бессонных ночей. Потом работал над романом (полет Маргариты). Жалуется на головную боль.
[Дневник Е.С. Булгаковой]
В начале 1930-х годов Булгаков в глазах многих окружавших его был завидным автором для кино. Но само кино с предложениями не торопилось.
Скандальная известность «Дней Турбиных», «Зойкиной квартиры» и «Багрового острова» давала себя знать.
В то же время многие самодеятельные авторы просили у него консультаций, полагая, вероятно, что ему это сам бог велел.
Здоровье писателя не блестящее. Сказываются как внешние обстоятельства, так и потрясающая интенсивность творчества.
25 декабря [1933 года]
К 4 часам заехала в Театр за М.А., поехали на Якиманку в Институт переливания крови. Брюхоненко очень жалел, что не может показать оживления отрезанной головы у собаки — нет подходящего экземпляра. Показывал кое-какие свои достижения. Но главное — настойчиво предлагал М.А. написать пьесу — вместе с ним, — положив в основу какой-нибудь из его научных опытов.
Тут же приехал его знакомый режиссер из Союзкино с уговорами написать фильм вместо пьесы или и то и другое. Но вместе с тем было ясно, что фамилия Булгаков его пугает. Он все время бормотал, горестно вздыхая:
— Да... ведь вы же сатирик... ведь я помню ваши «Роковые яйца»... да-а... — и качал грустно головой.
Потом и он и Брюхоненко, оба в пиджаках, без пальто, несмотря на сильнейший мороз, выскочили во двор, провожая нас и приглашая еще приезжать к ним.
[Дневник Е.С. Булгаковой]
Примечания
1. Николай Лямин, друг Булгакова.
2. Журналист, приятель Булгакова.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |