В этом разделе мы представим сущность психологических подходов к феномену эмоций, рассмотрим вопросы функций и классификаций эмоций. В нашей работе термин «эмоция» имеет обобщающее, собирательное значение: под ним понимаются все психические переживания человека — чувства, аффекты, состояния. Выбор данного термина обусловлен уже сложившейся в лингвистике традицией: именно ему отдается предпочтение в большинстве научных филологических работ.
Изначально проблема эмоций привлекала внимание исследователей» преимущественно в области психологии и психоанализа. Следует отметить, что данное явление обладает, с одной стороны, огромной физиолого-психологической значимостью и, с другой, — характеризуется чрезвычайно сложной природой и, следовательно, объективными трудностями в процессе его изучения. Неудивительно, что со временем эмоции приобрели статус объекта междисциплинарных научных исследований. Не обошли стороной проблему эмоций и лингвисты, о чем свидетельствуют многочисленные авторитетные публикации [Апресян 1993; Бабенко 1990; Красавский 2001; Мягкова 1990; Телия 1987; Шаховский 1995; Buller 1996; Ekman, Friesen 1981; Jäger, Plum 1989; Kövecses 1986, 1990, 2000 и др.]. В настоящее время исследование эмоций по-прежнему занимает одно из приоритетных мест как в отечественных, так и зарубежных лингвистических исследованиях.
1.2.1. Основные подходы к изучению эмоций
Люди с древнейших времен пытаются постичь и осмыслить загадочное механизмы порождения и проявления эмоций. В настоящее время существует множество научных теорий, претендующих на основательное объяснение этого уникального феномена, между сторонниками которых ведутся многолетние дискуссии о его сущности (подробнее об этом см.: Buller 1996: 271—296; Вилюнас 1984: 3—28; Шаховский 1988: 43—48; Ильин 2001: 66—89). Психологические теории эмоций — это теории о природе, структуре, функциях и динамике протекания эмоций или эмоциональных процессов, с точки зрения психологии. Поскольку подробное описание концепций не входит в задачи настоящего исследования, представим данные в виде сводной таблицы с перечислением наиболее авторитетных и устоявшихся теорий с указанием некоторых ключевых моментов.
Таблица 1. Основные теории эмоций
Теория | Автор(ы), сторонники | Комментарии |
Эволюционная теория эмоций | Ч. Дарвин, 1872 | Эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. |
Рудиментарная теория эмоций | Г. Спенсер, 1876; Т. Рибо, 1897 | Эмоции являются остаточными проявлениями аффектов, некогда сопровождавших полноценные биологические реакции. |
«Ассоциативная» теория | В. Вундт, 1880 | Когда в сознании человека возникает какая-то эмоция, то она каждый раз вызывает по ассоциации соответствующее ей, близкое по содержанию низшее чувство или ощущение. |
Соматическая теория эмоций Джемса — Ланге («периферическая» теория) | У. Джемс, 1884 независимо от Дж.Г. Ланге, 1885 | Эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями: эмоциональное ощущение — это проявление в сознании функциональных перестроек в организме, происходящих на уровне вегетативной нервной системы. |
Фрустрационные теории эмоций | Ж. Дьюи, 1895;
Э. Клапаред, 1928 |
Возникновение отрицательных эмоций объясняет как следствие неудовлетворения потребностей, влечений; неудачи. |
Психоаналитическая теория эмоций | З. Фрейд, 1901; Д. Рапапорт (Rapaport, 1960) | Воспринятый извне перцептивный образ вызывает бессознательный процесс, в ходе которого происходит неосознаваемая человеком мобилизация инстинктивной энергии; если она не может найти себе применения во внешней активности человека, она ищет другие каналы разрядки в виде непроизвольной активности. | Теория У. Кеннона — П. Барда | У. Кеннон, 1927; П. Бард, 1934 | Эмоции возникают вследствие специфической реакции центральной нервной системы и в частности — таламуса; эмоциональные переживания и физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно. |
Структурная теория эмоций Пейпеца (нейропсихологический подход) | Дж. Пейпец, 1937 | Гипотеза о существовании единой системы, объединяющей ряд структур мозга и образующей мозговой субстрат для эмоций. |
Активационная теория Линдсли — Хебба | Д. Линдсли, 1951; и Д.О. Хебб, 1955 | Эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга, поскольку эта структура отвечает за уровень активности организма. |
Теория когнитивного диссонанса | Л. Фестингер (Festinger, 1957) | Когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение (когнитивный диссонанс), возникают отрицательные эмоции, в то время как совпадение ожидания и результата (когнитивный консонанс) приводит к появлению положительных эмоций. |
Познавательная теория эмоций М. Арнольд — Р. Лазаруса. | М. Арнольд (Arnold, 1960), Р. Лазарус (Lazarus, 1991) | В качестве познавательной детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция, как и действие, следует за этой оценкой. |
Информационная теория эмоций | П.В. Симонов, 1962, 1982 | Эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется силой потребности и величиной дефицита прагматической информации, необходимой для достижения цели. |
Двухфакторная теория эмоций (когнитивно-физиологическая) | С. Шехтер (Schächter, 1964) | Эмоция рассматривается как сочетание двух компонентов: физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. На возникновение эмоций, наряду с воспринимаемыми стимулами и порождаемыми ими физиологическими изменениями в организме, оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов. |
Биологическая теория эмоций | П.К. Анохин, 1964 | Эмоции рассматриваются как биологический продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животных. |
Анатомофизиологическая теория эмоций Дж. Грэя | Дж. Грэй, 1971 | Есть три мозговые системы, которые определяют появление трех основных групп эмоций: тревожности, радости — счастья и ужаса-гнева. Индивидуальные особенности эмоциональности человека зависят от баланса этих эмоциональных систем. |
Когнитивная теория эмоций | К. Ортони, Дж. Клоур, А. Коллинз (A. Ortony, J.L. Clore, A. Collins, 1988) | Только вербальный фактор (язык и самоотчет) имеет отношение к механизму вызова эмоциональных переживаний, физиологические и поведенческие проявления эмоций считаются только сопровождением или следствием этих переживаний. |
Единая концепция сознания и эмоций | Ю.И. Александров, 1995 | Проводится разделение между поведением и эмоциями; последние определяются как феномен сенсорной сферы, эквивалент сознания. |
Теория дифференциальных эмоций К. Изарда | К. Изард, 2000 | К. Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. |
Таким образом, в научном сообществе существует множество различных взглядов на природу эмоциональных процессов. Какой-то одной, общепринятой теории до сих пор не выработано. На наш взгляд, в лингвистическом исследовании в рамках концептологии эмоций целесообразно применение данных когнитивной теории эмоции К. Ортони, познавательной теории М. Арнольд — Р. Лазаруса, ассоциативной теории В. Вундта и когнитивно-физиологической теории С. Шехтера, поскольку они акцентируют внимание на процессе когнитивной интерпретации эмоций, возникновении образно-ассоциативных связей и интуитивной оценки в качестве основных характеристик эмоций, а также учитывают влияние вербального фактора на происхождение, протекание и описание психического состояния человека.
1.2.2. Определение, признаки и классификации эмоциональных состояний
В связи с тем, что единая общепринятая теория эмоций в современной науке отсутствует, не существует также универсального определения эмоционального процесса, как не существует и общепринятого термина для их обозначения. В статье «A categorized list of emotion definitions, with suggestions for a consensual definition» [Kleinginna 1981] собраны 92 различных определения эмоций. Нет ясности при определении формы протекания психических (эмоциональных) переживаний человека. Среди них называются ощущения, эмоции, «чувствования», чувства-ощущения [Юнг 1996], чувства, аффекты. Данные термины имеют разные толкования. Терминологическая путаница затрудняет, с одной стороны, профессиональное общение самих психологов, а с другой — лингвистическое изучение эмоций.
В данном исследовании под термином «эмоция» мы будем понимать любой эмоциональный процесс, поэтому при выборе рабочего определения остановимся на наиболее обобщенном: «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта» [ПС 1990: 461].
В результате исследований в рамках различных концепций учеными были выделены следующие основные характеристики эмоций: первичность — вторичность, или производность [Риман 1998; Нойманн 1998], элементарность — абстрактность [Юнг 1996], культурная значимость, или моральная ценность в терминологии Б.И. Додонова [Додонов 1975], интенсивность [Вилюнас 1984: 20], продолжительность [Op. cit.: 20—21], направленность [В. Леонтьев 2002], осознанность — неосознанность [Фрейд 1984: 203—211; Юнг 1996], кратковременность — продолжительность [Юнг 1996], полярность [Рубинштейн 1984; Ekman, Friesen 1981: 79—80]. Для проведения классификации нужно выбрать некоторый набор признаков.
Вопрос о видах эмоций и их количестве обсуждается еще с античных времен. Так, например, Аристотель выделял любовь и ненависть, желание и отвращение, надежду и отчаяние, робость и смелость, радость и печаль, гнев. Стоики подразделяли эмоции на четыре основные (желание и радость, печаль и страх) и на 32 второстепенные страсти. Р. Декарт признавал шесть главных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль, а Б. Спиноза полагал, что количество видов удовольствия, неудовольствия и желания зависит от количества видов тех объектов, со стороны которых люди подвергаются аффектам [Ильин 2001: 130—131]. В этих представлениях отсутствует как отделение желаний от чувств и эмоций, так и разделение самих чувств и эмоций.
На сегодняшний день большинство ученых отрицает возможность создания единой универсальной классификации эмоций. Классификация, пригодная для решения одного круга задач, оказывается недейственной при решении другого круга задач. Тем не менее, психические переживания можно отнести к тому или иному виду на основании определенных критериев. Для наглядности представим основные типы классификаций в виде таблицы.
Таблица 2. Классификации эмоций
Критерий | Автор | Виды эмоций |
время возникновения эмоции относительно события | В.К. Вилюнас [1976] | — предвосхищающие (до события связанного с достижением не достижением цели);
— констатирующие (после) |
интенсивность | В.К. Вилюнас [1976] | — эмоции;
— аффекты |
источник происхождения | В. Леонтьев [2002] | — связанные с удовлетворением — неудовлетворением личных потребностей человека;
— возникающие в результате сравнения некоторого объекта, самого себя или своих действий со своими же нормами, стандартами, правилами, убеждениями; — возникающие в результате сравнения объекта с общественными правилами и нормами; — возникающие в связи с чужими потребностями; — возникающие на основе взаимных отношений с другими людьми; — возникающие на основе презрения |
кратковременность — продолжительность | К. Юнг [1996] | — аффекты (кратковременные),
— чувства (продолжительные) |
культурная значимость, или моральная ценность | Б.И. Додонов [1975] | — альтруистические (желание помогать другим людям);
— коммуникативные (возникающие при общении); — глорические (связанные с потребностью в самоутверждении); — праксические (связанные с успешностью деятельности); — пугнические (связанные с ситуациями опасности, с потребностью рисковать); — романтические (стремление к необычному, новизне); — гностические (возникающие в познании); — эстетические (связанные с восприятием произведений искусства); — гедонистические (связанные с потребностью в удовольствии, удобствах, комфорте); — акизитивные (связанные с интересом к накоплению, коллекционированию, собиранию) |
направленность эмоций | В. Леонтьев [2002] | — направленные на себя,
— направленные на внешние объекты, на других людей |
осознанность — неосознанность | К. Юнг [1996] | — неосознанные,
— осознанные / социализированные («интеллектуальные») |
первичность — вторичность / производность | В.И. Болотов [1986];
В.К. Вилюнас [1976]; Н. Витт [1983]; К. Изард [1980]; Я. Рейковский [1979]; R. Plutchik [1962] |
— базовые (базисные, базальные, фундаментальные),
— производные, периферийные |
полярность | С.Л. Рубинштейн [1984];
P. Ekman, W. Friesen [1981] |
— положительные,
— отрицательные, — амбивалентные |
сферы деятельности, в которых проявляются | В. Леонтьев [2002] | — интеллектуальные,
— нравственные, — познавательные, — религиозные, — родительские, — эстетические и другие |
характер действий | П.В. Симонов [1982] | — преодоления,
— защиты, — нападения |
элементарность — абстрактность | К. Юнг [1996] | — элементарные (простые, далее неразложимые эмоции — атомы),
— составные эмоции (состоящие из элементарных эмоций), — сложные (не сводимые к элементарным эмоциям) |
Представленный список классификаций далеко не полный. Очевидно, что речь может идти не о какой-то всеобъемлющей единой классификации эмоциональных явлений, а об их классификациях, каждая из которых подчеркивает какой-либо признак, по которому эти явления объединяются в группы и в то же время отделяются от других групп. Такими признаками являются механизмы появления, причины, вызывающие эмоциональные реакции, знак переживаний, их интенсивность и устойчивость, влияние эмоций на поведение и деятельность человека. В настоящей работе мы используем классификации по принципу «первичности — производности» для выделения списка исследуемых базовых ЭК и принцип полярности для определения аксиологического статуса ЭК.
1.2.3. Базовые эмоции
Классификация на основе критерия «первичности — производности» определяет набор «фундаментальных», или «базовых», эмоций [Изард 1980; Нойманн 1998; Plutchik 1962 и др.]. Для обозначения универсальных эмоций часто применяются иные термины: «доминантные» [Болотов 1986], «ключевые» [Вилюнас 1976], «базальные» [Витт 1983], «ведущие», «базовые / базисные» [Изард 1980]. В нашей работе мы используем последний термин. Н.В. Витт, полагает, что «именно базальные эмоции, обобщенно репрезентирующие всю палитру разнообразных эмоций, выступают в качестве родовых по отношению к соответствующим группам других эмоций» [Витт 1983: 31].
Вслед за Н.А. Красавским, мы определяем базовую эмоцию как «филогенетически первичное, основанное на перцептивных представлениях психическое переживание человека, являющееся психологически универсальным и наиболее релевантным культурным феноменом для того/иного этноса» [Красавский 2001: 28—29].
На начальном этапе исследования мы стоим перед трудной задачей выбора ограниченного набора лексических единиц, отображающих эмоциональную концептосферу анализируемых текстов. Мы находим целесообразным воспользоваться представленной психологами выборкой базовых эмоций, которым, как правило, приписывается статус универсальных психических явлений. В связи с этим рассмотрим различные варианты селекции базовых эмоций, предложенные психологами, психоаналитиками и западными философами.
К примеру, выдающийся американский психолог П. Экман на основе изучения лицевой экспрессии выделяет шесть таких эмоций: гнев, страх, отвращение, удивление, печаль и радость [Ekman 1971].
Другой американский исследователь-психолог Р. Плутчик подразделяет эмоции на основные и производные (под последними подразумеваются комбинации двух или нескольких первичных эмоций). Он представил свою классификацию в виде 3D-модели, которой соответствует круг эмоций («wheel of emotions») [Plutchik 1980: 110]. Ученый отмечает, что восемь первичных эмоций дают 28 парных комбинаций и 56 тройных комбинаций, всего 84 различные эмоции одного уровня интенсивности. Он предполагает существование как минимум четырех различимых уровней интенсивности, соответственно число эмоций увеличивается до 336. Р. Плутчик полагает, что понимание способа смешения эмоций помогает анализу многих важных эмоциональных феноменов. Например, он предлагает следующие формулы: гордость = гнев + радость; любовь = радость + принятие; ненависть = гнев + удивление и т. п. [Plutchik 1991: 41—53].
Ниже приведем таблицу с подборкой списков основных фундаментальных эмоций из статьи А. Ортони, Дж. Клоура, А. Коллинза «Когнитивная структура эмоций» [1996].
Таблица 3. Список основных базовых эмоций [Ортони 1996: 344—345]
Автор | Фундаментальные эмоции | Основания для отбора |
М. Арнольд | гнев, отвращение, мужество, удрученность, желание, отчаяние, страх, ненависть, надежда, любовь, печаль | отношение к тенденциям действия |
П. Экман | гнев, отвращение, страх, радость, печаль, удивление | универсальные способы мимического выражения |
Н. Фрижда | желание, радость, гордость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд | формы готовности к действию |
Дж. Грей | ярость/ужас, беспокойство, радость | врожденность |
К. Изард | гнев, презрение, отвращение, страдание, страх, вина, интерес, радость, стыд, удивление | врожденность |
В. Джеймс | страх, горе, любовь, ярость | физическое ощущение |
В. МакДугалл | гнев, отвращение, приподнятое настроение, страх, подавленность, эмоция нежности, изумление | отношение к инстинктам |
О. Морер | боль, удовольствие | неусваиваемые эмоциональные состояния |
К. Отли, П. Джонсон-Лэрд | гнев, отвращение, страх, счастье, печаль | не требуют пропозиционального содержания |
Дж. Панксепп | ожидание, страх, ярость, паника | врожденность |
Р. Плутчик | одобрение, гнев, предвкушение, отвращение, радость, страх, печаль, удивление | отношение к адаптивным биологическим процессам |
С. Томкинс | гнев, интерес, презрение, отвращение, страх, радость, стыд, удивление | плотность нейронной активности |
Дж. Уатсон | страх, любовь, ярость | врожденность |
Б. Уэйнер | счастье, печаль | атрибутивно-независимое |
Как видно из данной таблицы, многими психологами в качестве базовых эмоций называются страх, радость или счастье, гнев, печаль, любовь.
Н. Витт полагает, что на основании базовых эмоций можно выделить так называемые «зонные группы эмоций», или «эмоциональные зоны», группы эмоций, определенные филогенетическим родством эмоций. Аналогичные выводы делает психолог Дж. Блок, эмпирически установивший «групповое родство человеческих эмоций» [Block — Цит. по: Рейковский 1979: 165—166]. Данные выводы находят подтверждение в лингвистических исследованиях Н. Красавского [1999] и Л. Шаховой [1980]. Входящие в эмоциональные зоны вербализованные элементы были семантически проанализированы на материале разных языков, в результате чего было выявлено большое количество синонимических рядов, отражающих элементы «эмоциональных зон» [Красавский 1999: 134—141].
Смысловая близость базовых концептов, коррелирующих друг с другом в рамках единой эмоциональной концептосферы, не столь очевидна (ср.: гнев и радость, страх и печаль), в то время как вторичные ЭК, входящие в ту или иную группу отмеченных выше концептов, обнаруживают значительно больше общих семантических сходств. Этот лингвистический факт интерпретируется как закономерное явление в силу «зонного стягивания эмоций» [Витт 1983: 29—31; 1984: 56]. Следовательно, ЭК можно определить как смысловые единицы, интегрированные в определенный класс / группу / зону. В таком случае при рассмотрении концептов в качестве когнитивно-языковых единиц (в противопоставление чисто когнитивным единицам), у них следует констатировать определенный лингвистический статус — статус синонимов, где базовый концепт будет являться доминантой синонимического ряда.
С точки зрения вышеизложенных выводов, особый интерес для нас представляет также исследование Ф. Шейвера и его коллег [Shaver 1987], в котором с помощью иерархического кластерного анализа было выявлено, что все эмоциональные понятия группируются в пять основных категорий (эмоциональных кластеров): «любовь», «счастье», «гнев», «грусть» и «страх». Категория «удивление» представлена авторами спорной, поэтому мы не будем принимать ее во внимание. Очевидно, что данные кластеры аналогичны по своей сути «эмоциональным зонам», о которых говорит Н. Витт. Так, например, в эмоциональном кластере «love» базовый концепт «love» выступает в качестве родового по отношению к трем подгруппам, представленным производными ЭК «affection», «lust» и «longing».
Таким образом, существует пять основных прототипичных категорий для понимания эмоций. В нашем исследовании при отборе лексических единиц, репрезентирующих эмоциональную концептосферу текста, мы будем опираться на данную выборку пяти базовых эмоций (любовь, радость / счастье, гнев, печаль, страх), которые соответственно образуют пять эмоциональных зон, представленных множеством производных ЭК, и постараемся верифицировать это с помощью лингвистических данных.
В работах по психологии и лингвистике эмоций важное место отводится также проблеме их универсальности. При этом высказываются часто диаметрально противоположные мнения. Одни исследователи считают, что эмоции не универсальны. Их природа и понимание зависят от типа культуры, лингвоэтнической принадлежности человека, а также некоторых других факторов. Сами эмоции, наряду со способами их вербального и невербального выражения в том или ином этносе, усваиваются как некие культурные модели (так называемые «паттерны»), заданные определенным социокультурным пространством [Lutz 1988: 61—64]. Другие ученые, напротив, полагают, что эмоции универсальны [Tomkins, McCarter 1964: 120—122]. Всякая эмоция, по их мнению, открыта для переживания человека вне зависимости от каких-либо культурных параметров этнического или языкового сообщества. Существует также и компромиссная позиция относительно универсальности / неуниверсальности эмоций. Так, например, Д. Буллер, П. Экман [Buller 1996; Ekman 1979] выступают «за синтез универсальной (universalis) и культурно-релятивистской (cultural relativist) позиций» [Buller 1996: 279]. Они утверждают, что эмоции являются генетически врожденным феноменом, но люди учатся культурно специфическим правилам их выражения только через опыт.
Американский исследователь К. Изард, автор дифференциальной теории эмоций, является сторонником умеренного универсализма эмоций: «некоторые отдельные эмоции являются универсальными, общекультурными феноменами. И кодирование, и декодирование ряда эмоциональных выражений одинаковы для людей всего мира, безотносительно к их культуре, языку или образовательному уровню» [Изард 1980: 95]. К их числу, например, относятся ранее рассмотренные нами базовые эмоции. Однако вопрос об их универсальности все еще открыт и нуждается в неоднократной верификации с помощью лингвистических данных, поэтому сопоставительные исследования ЭК на материале разных языков являются актуальными на данном этапе развития эмотиологии. В рамках данной работы мы предпримем одну из таких попыток сопоставительного анализа эмоциональных концептосфер в идиолектах русского и американского писателей.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |