Посвящается 20-летию КРСУ
Пьесы М.А. Булгакова — наиболее жизнестойкое явление среди драматургических произведений 20—30-х годов XX в. Об этом свидетельствуют не только последние литературно-критические и исследовательские работы, но и новые театральные и кинематографические постановки пьес писателя.
О пьесах М.А. Булгакова еще при жизни писателя было опубликовано довольно много критических статей. В большинстве своем — это реакция критиков и литераторов на постановки пьес М.А. Булгакова на сцене московских театров, поскольку с середины 1920-х годов произведения М. Булгакова не издаются в России, а постановка «Мольера» в 1936 г. будет последней, поставленной при его жизни. Его произведения были искусственно отделены от читателей и зрителей почти на два десятилетия. М.А. Булгаков, с первой же пьесы заявивший о себе как о продолжателе гуманистических традиций русской и мировой классической литературы, «кровно связанный с интеллигенцией»1, пытался остаться писателем, не изменив своим главным принципам. Это и стало причиной противостояния писателя с литературно-театральной критикой 1920-х годов, непонимания, замалчивания его эстетических поисков в 1930-е и существенно тормозило развитие булгаковедения в XX в. В своих пьесах писатель часто полемизирует по поводу разрушения унаследованных идей, форм жизни и утверждения новых принципов построения общества, активно канонизируемых в произведениях современников драматурга. Именно поэтому в исследованиях о драматургии М.А. Булгакова особое внимание уделяется литературно-театральному контексту 20—30-х годов XX в.
Однако первые попытки осмысления творческого пути писателя, несмотря на социальную, классовую направленность, содержат ряд точных замечаний современников М. Булгакова, важных для понимания драматургического своеобразия творчества писателя и дают представление об особенностях литературного процесса тех лет.
Цель настоящего пособия — ознакомить студентов с литературно-театральными суждениями и оценками драматургии М. Булгакова в 1920—1930-е годы. Кроме того, данное пособие дает возможность вникнуть в процесс унификации критической мысли и выявить инструменты влияния государства на искусство и осмыслить формы и деформации литературного процесса XX в.
Практикум призван развить научно-творческую инициативу студента. Особое внимание уделяется художественно-аналитическому мастерству, разнообразию жанров и стилю выступлений критиков.
Примечания
1. Булгаков М.А. Правительству СССР. 28 марта 1930 г. // Булгаков М.А. Собр. соч.: в 5 т. Т. 5. Письма. М.: Худ., лит., 1990. С. 447.
К оглавлению | Следующая страница |