Вернуться к О.А. Долматова. Драматургия М.А. Булгакова: формы взаимодействия с русской литературной традицией

Приложения

Приложение 1

1-я редакция 2-я редакция 3-я редакция
Главный герой: Алексей Турбин — врач, раненный, но не убитый петлюровцами, действует в последнем акте пьесы. Алексей Турбин — полковник, образ которого соединяет черты трех героев романа: Най-Турса, Малышева и доктора Турбина. Погибает в третьем акте пьесы.
5 актов, 12 картин (16— ?) 4 акта, 10 картин 4 акта, 7 картин
название «Белая гвардия» название «Белая гвардия» название «Дни Турбиных»
Этот текст Булгаков представил во МХАТ в 1925 году, по нему начал работать театр.

Сцены кошмара Алексея уже нет. Най-Турса нет.

Реплики Най-Турса переданы Малышеву. Переделка текста по инициативе театра началась к ноябрю 1925 года.

Источники изучения 1-ой ред. — 3 машинописных экз., частично сохранившие авторскую правку от июля—сентября 1925 г.

Сложилась в начале 1926 года. По ней шла основная работа над спектаклем. Но в мае—июне 1926 г. возникли споры о пьесе в театре и вне его.

Новый план пьесы, вставки и переделки были приняты в конце августа 1926 г.

В финале-песня «Съемки».

Есть сцена в квартире Василисы. Машинописные экз. 2-ой ред. обнаружила и собрала западная исследовательница Л. Милн1.

Сложилась в июне-авг. 1926 года.

Две картины в гимназии были объединены в одну — центр пьесы. Расширена сцена в гимназии.

Изменение финала:

а) реплика о прологе передана от Лариосика Николке;

б) об эпилоге — передана от Мышлаевского Студзинскому;

в) изменена судьба Тальберга;

г) введен солдатский марш на слова «Песни о Вещем Олеге».

Нет сцен у Василисы.

23.09 убрана сцена убийства еврея.

Приложение 2

Приложение 3

Звуковая партитура лирической комедии Чехова «Вишневый сад»:

Действие 1

— Лопахин и Дуняша прислушиваются к шуму поезда, констатируют его; ждут шума экипажей за окном, но его нет;

— скрипят сапоги Епиходова;

слышно, как к дому подъезжают два экипажа;

— во всех комнатах начинается шум;

— нечленораздельно бормочет Фирс;

— шум усиливается;

— звон разбитого блюдечка;

— звон отпираемого шкафа;

— поют скворцы в саду;

далеко за садом пастух играет на свирели.

Действие 2

— Епиходов играет на гитаре и поёт любовные романы, Яша подпевает (Шарлотта. Ужасно поют эти люди... фуй! как шакалы);

Любовь Андреевна. Словно где-то музыка...

Гаев. Это наш знаменитый еврейский оркестр. Помнишь, четыре скрипки, флейта и контрабас. <...>

Лопахин (напевает). «И за деньги русака немцы офранцузят»;

где-то в глубине сцены Епиходов играет на гитаре;

— звук лопнувшей струны;

Епиходов играет на гитаре всё ту же грустную песню.

Действие 3

— В передней играет еврейский оркестр, тот самый, о котором упоминается во втором акте;

— слышно, как в соседней комнате играют на биллиарде;

— Любовь Андреевна напевает лезгинку;

— за сценой Петя с грохотом падает с лестницы;

— начальник станции читает «Грешницу» Толстого, его прерывают звуки вальса;

— Яша напевает «Поймешь ли ты души моей волненье»;

— музыка стихает (возвращаются Лопахин и Гаев, Гаев утирает слёзы);

— слышен стук биллиардных шаров из биллиардной;

— Лопахин звенит ключами;

— играет музыка, Любовь Андреевна плачет.

Действие 4

— гул мужиков, прощающихся с Гаевым;

— слышно, как вдали стучат топором по дереву;

— потусторонний плач ребенка, с которым разговаривает Шарлотта;

— Шарлотта напевает;

слышно, как на ключ запирают все двери, как потом отъезжают экипажи. Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно. Слышатся шаги (Фирса);

слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.

Звуковая партитура пьесы М.А. Булгакова «Дни Турбиных»

Акт I

Картина 1

Часы бьют девять раз и нежно играют менуэт Боккерини;

Николка (играет на гитаре и поёт).

Хуже слухи каждый час.
Петлюра идёт на нас!
Пулемёты мы зарядили,
По Петлюре мы палили...;

— Николка поёт песню собственного сочинения:

Хошь ты пой, хошь не пой,
В тебе голос не такой!
Есть такие голоса...
Дыбом встанут волоса...;

— Николка трогает струны («я сам начинаю беспокоиться»), напевает.

Туманно... Ах, как все туманно...;

— Николка поёт «Съёмки» (Бескозырки тонные, Сапоги фасонные, То юнкера-гвардейцы идут...);

Громадный хор за стеной в тон Николке, проходя, поёт: «Бескозырки тонные...»;

Елена. Тише (прислушивается);

— Далёкий пушечный удар;

— Долгожданный звонок (появление Мышлаевского);

— В рассказе Мышлаевского: метель под Трактиром, деревня точно вымерла;

— Непрерывный звонок (появление Лариосика);

— Звонки (появление Тальберга).

Картина 2

Елена у рояля берёт один и тот же аккорд;

— Беззвучное появление Шервинского; Демона! Пробует голос — в хорошем голосе; рассказывает, как пел Эпиталаму из «Нерона»;

Николка берёт гитару:

Кому чару пить, кому здраву бить... пить чару...
...Свет Елене Васильевне!

— Партия Лариосика («Господа, кремовые шторы...»);

— Резкий перебив Лариосика — пьяный Мышлаевский и Елена;

Николка с гитарой, поёт:

Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?...

Все поют;

— Пауза после тоста Шервинского за здоровье гетмана;

— Хор голосов; тост Лариосика невпопад;

— В речи Алексея: метель, снег, гроб, тени;

Все сумбурно поют:

Жажду встречи.
Клятвы речи —
Все пустяки,
Все трын-трава;

рыданья Лариосика;

— Николка, за ним остальные поют «Боже, царя храни»;

— Елена пересказывает сон: воет ветер, шторм;

— Воспоминание Шервинского о поцелуе у рояля и его пении;

Часы бьют три, играют менуэт.

Акт II

Картина 1

— На протяжении всей картины телефонные звонки;

— глухие команды, крики караула, гул, топот за сценой;

— выстрелы фон Дуста;

— залпы беглого огня;

далёкий пушечный гул.

Картина 2

— за окнами изредка стук лошадиных копыт. Тихо насвистывает гармоника — знакомые мотивы. Внезапно за стеной свист, удары;

— телефон поёт сигналы. Шум за сценой (Ураган и Кирпатый вводят окровавленного дезертира-сечевика);

слышно, как лошади идут по бревенчатому мосту;

— за сценой гармоника. Голос поёт уныло: «Ой, яблочко, куда котишься, к гайдамакам попадёшь, не воротишься...» Тревожные голоса за окном;

— топот за сценой (вводят еврея);

слабо слышна гармоника;

— хохот петлюровцев;

— крики истязаемого еврея;

— выстрел;

— за окном гул, топот, свист; гармоника гремит, пролетая.

Акт III

Картина 1

за сценой грохот: дивизион с музыкой проходит по коридорам гимназии;

Николка (за сценой запевает на нелепый мотив солдатской песни).

Дышала ночь восторгом сладострастья,
Неясных дум и трепета полна!

Свист.

Юнкера (оглушительно поют).

Я вас ждала с безумной жаждой счастья,
Я вас ждала и млела у окна!

свист;

— дивизион за сценой останавливается с грохотом;

— гул и говор, шум;

— звук пил, треск огня в печах;

Юнкера (поют).

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя...
Ах вы, сашки-канашки мои!...

(Печально.)

Помилуй нас, боже, в последний раз...;

— Внезапный близкий разрыв. Пауза. Суета. Песня замирает;

Юнкера.

И когда по белой лестнице
Вы пойдёте в синий край...;

— речь Алексея и реакция на неё: тишина — Мёртвая тишина — Шевеление, гул — Шум — Суматоха — Молчание — Гул — Гул и рёв — Рёв голосов. Внезапный разрыв — Пушечный удар. Дрогнули стёкла — Долгая пауза;

— пушечный удар;

— шум и топот;

— За сценой приближающийся лихой свист, глухо звучит гармоника: «И шумит, и гудит...»;

— Стёкла лопнули;

— Топот и гул;

— Выстрелы;

— Гармоника: «И шумит, и гудит...»; трубы за сценой; оглушительный марш.

Картина 2

— нервные паузы; стуки.

Акт IV

— Лариосик и Елена прислушиваются: стрельбы нет;

— Шервинский пел и принят; слышен рояль. Шервинский великолепным голосом поёт Эпиталаму из «Нерона»;

За сценой всё время рояль;

— Лариосик играет на гитаре бравурный марш;

Николка трогает струны гитары, напевает тихо: «Скажи мне, кудесник, любимец богов...»;

— Партия Лариосика («Господа, кремовые шторы...»);

Далёкие пушечные удары;

Далёкая глухая музыка.

Примечания

1. См. Булгаков М. Белая гвардия. Пьеса в 4-х действ. Подготовка текста, пред. и прим. Лесли Милн. — München, 1983.