Приложение 1
1-я редакция | 2-я редакция | 3-я редакция |
Главный герой: Алексей Турбин — врач, раненный, но не убитый петлюровцами, действует в последнем акте пьесы. | Алексей Турбин — полковник, образ которого соединяет черты трех героев романа: Най-Турса, Малышева и доктора Турбина. Погибает в третьем акте пьесы. | |
5 актов, 12 картин (16— ?) | 4 акта, 10 картин | 4 акта, 7 картин |
название «Белая гвардия» | название «Белая гвардия» | название «Дни Турбиных» |
Этот текст Булгаков представил во МХАТ в 1925 году, по нему начал работать театр.
Сцены кошмара Алексея уже нет. Най-Турса нет. Реплики Най-Турса переданы Малышеву. Переделка текста по инициативе театра началась к ноябрю 1925 года. Источники изучения 1-ой ред. — 3 машинописных экз., частично сохранившие авторскую правку от июля—сентября 1925 г. |
Сложилась в начале 1926 года. По ней шла основная работа над спектаклем. Но в мае—июне 1926 г. возникли споры о пьесе в театре и вне его.
Новый план пьесы, вставки и переделки были приняты в конце августа 1926 г. В финале-песня «Съемки». Есть сцена в квартире Василисы. Машинописные экз. 2-ой ред. обнаружила и собрала западная исследовательница Л. Милн1. |
Сложилась в июне-авг. 1926 года.
Две картины в гимназии были объединены в одну — центр пьесы. Расширена сцена в гимназии. Изменение финала: а) реплика о прологе передана от Лариосика Николке; б) об эпилоге — передана от Мышлаевского Студзинскому; в) изменена судьба Тальберга; г) введен солдатский марш на слова «Песни о Вещем Олеге». Нет сцен у Василисы. 23.09 убрана сцена убийства еврея. |
Приложение 2
Приложение 3
Звуковая партитура лирической комедии Чехова «Вишневый сад»:
Действие 1
— Лопахин и Дуняша прислушиваются к шуму поезда, констатируют его; ждут шума экипажей за окном, но его нет;
— скрипят сапоги Епиходова;
— слышно, как к дому подъезжают два экипажа;
— во всех комнатах начинается шум;
— нечленораздельно бормочет Фирс;
— шум усиливается;
— звон разбитого блюдечка;
— звон отпираемого шкафа;
— поют скворцы в саду;
— далеко за садом пастух играет на свирели.
Действие 2
— Епиходов играет на гитаре и поёт любовные романы, Яша подпевает (Шарлотта. Ужасно поют эти люди... фуй! как шакалы);
Любовь Андреевна. Словно где-то музыка...
Гаев. Это наш знаменитый еврейский оркестр. Помнишь, четыре скрипки, флейта и контрабас. <...>
Лопахин (напевает). «И за деньги русака немцы офранцузят»;
— где-то в глубине сцены Епиходов играет на гитаре;
— звук лопнувшей струны;
— Епиходов играет на гитаре всё ту же грустную песню.
Действие 3
— В передней играет еврейский оркестр, тот самый, о котором упоминается во втором акте;
— слышно, как в соседней комнате играют на биллиарде;
— Любовь Андреевна напевает лезгинку;
— за сценой Петя с грохотом падает с лестницы;
— начальник станции читает «Грешницу» Толстого, его прерывают звуки вальса;
— Яша напевает «Поймешь ли ты души моей волненье»;
— музыка стихает (возвращаются Лопахин и Гаев, Гаев утирает слёзы);
— слышен стук биллиардных шаров из биллиардной;
— Лопахин звенит ключами;
— играет музыка, Любовь Андреевна плачет.
Действие 4
— гул мужиков, прощающихся с Гаевым;
— слышно, как вдали стучат топором по дереву;
— потусторонний плач ребенка, с которым разговаривает Шарлотта;
— Шарлотта напевает;
— слышно, как на ключ запирают все двери, как потом отъезжают экипажи. Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно. Слышатся шаги (Фирса);
— слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.
Звуковая партитура пьесы М.А. Булгакова «Дни Турбиных»
Акт I
Картина 1
— Часы бьют девять раз и нежно играют менуэт Боккерини;
— Николка (играет на гитаре и поёт).
Хуже слухи каждый час.
Петлюра идёт на нас!
Пулемёты мы зарядили,
По Петлюре мы палили...;
— Николка поёт песню собственного сочинения:
Хошь ты пой, хошь не пой,
В тебе голос не такой!
Есть такие голоса...
Дыбом встанут волоса...;
— Николка трогает струны («я сам начинаю беспокоиться»), напевает.
Туманно... Ах, как все туманно...;
— Николка поёт «Съёмки» (Бескозырки тонные, Сапоги фасонные, То юнкера-гвардейцы идут...);
— Громадный хор за стеной в тон Николке, проходя, поёт: «Бескозырки тонные...»;
— Елена. Тише (прислушивается);
— Далёкий пушечный удар;
— Долгожданный звонок (появление Мышлаевского);
— В рассказе Мышлаевского: метель под Трактиром, деревня точно вымерла;
— Непрерывный звонок (появление Лариосика);
— Звонки (появление Тальберга).
Картина 2
— Елена у рояля берёт один и тот же аккорд;
— Беззвучное появление Шервинского; Демона! Пробует голос — в хорошем голосе; рассказывает, как пел Эпиталаму из «Нерона»;
— Николка берёт гитару:
Кому чару пить, кому здраву бить... пить чару...
...Свет Елене Васильевне!
— Партия Лариосика («Господа, кремовые шторы...»);
— Резкий перебив Лариосика — пьяный Мышлаевский и Елена;
— Николка с гитарой, поёт:
Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?...
Все поют;
— Пауза после тоста Шервинского за здоровье гетмана;
— Хор голосов; тост Лариосика невпопад;
— В речи Алексея: метель, снег, гроб, тени;
— Все сумбурно поют:
Жажду встречи.
Клятвы речи —
Все пустяки,
Все трын-трава;
рыданья Лариосика;
— Николка, за ним остальные поют «Боже, царя храни»;
— Елена пересказывает сон: воет ветер, шторм;
— Воспоминание Шервинского о поцелуе у рояля и его пении;
Часы бьют три, играют менуэт.
Акт II
Картина 1
— На протяжении всей картины телефонные звонки;
— глухие команды, крики караула, гул, топот за сценой;
— выстрелы фон Дуста;
— залпы беглого огня;
— далёкий пушечный гул.
Картина 2
— за окнами изредка стук лошадиных копыт. Тихо насвистывает гармоника — знакомые мотивы. Внезапно за стеной свист, удары;
— телефон поёт сигналы. Шум за сценой (Ураган и Кирпатый вводят окровавленного дезертира-сечевика);
— слышно, как лошади идут по бревенчатому мосту;
— за сценой гармоника. Голос поёт уныло: «Ой, яблочко, куда котишься, к гайдамакам попадёшь, не воротишься...» Тревожные голоса за окном;
— топот за сценой (вводят еврея);
— слабо слышна гармоника;
— хохот петлюровцев;
— крики истязаемого еврея;
— выстрел;
— за окном гул, топот, свист; гармоника гремит, пролетая.
Акт III
Картина 1
— за сценой грохот: дивизион с музыкой проходит по коридорам гимназии;
— Николка (за сценой запевает на нелепый мотив солдатской песни).
Дышала ночь восторгом сладострастья,
Неясных дум и трепета полна!
Свист.
Юнкера (оглушительно поют).
Я вас ждала с безумной жаждой счастья,
Я вас ждала и млела у окна!
свист;
— дивизион за сценой останавливается с грохотом;
— гул и говор, шум;
— звук пил, треск огня в печах;
— Юнкера (поют).
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя...
Ах вы, сашки-канашки мои!...
(Печально.)
Помилуй нас, боже, в последний раз...;
— Внезапный близкий разрыв. Пауза. Суета. Песня замирает;
— Юнкера.
И когда по белой лестнице
Вы пойдёте в синий край...;
— речь Алексея и реакция на неё: тишина — Мёртвая тишина — Шевеление, гул — Шум — Суматоха — Молчание — Гул — Гул и рёв — Рёв голосов. Внезапный разрыв — Пушечный удар. Дрогнули стёкла — Долгая пауза;
— пушечный удар;
— шум и топот;
— За сценой приближающийся лихой свист, глухо звучит гармоника: «И шумит, и гудит...»;
— Стёкла лопнули;
— Топот и гул;
— Выстрелы;
— Гармоника: «И шумит, и гудит...»; трубы за сценой; оглушительный марш.
Картина 2
— нервные паузы; стуки.
Акт IV
— Лариосик и Елена прислушиваются: стрельбы нет;
— Шервинский пел и принят; слышен рояль. Шервинский великолепным голосом поёт Эпиталаму из «Нерона»;
— За сценой всё время рояль;
— Лариосик играет на гитаре бравурный марш;
— Николка трогает струны гитары, напевает тихо: «Скажи мне, кудесник, любимец богов...»;
— Партия Лариосика («Господа, кремовые шторы...»);
— Далёкие пушечные удары;
— Далёкая глухая музыка.
Примечания
1. См. Булгаков М. Белая гвардия. Пьеса в 4-х действ. Подготовка текста, пред. и прим. Лесли Милн. — München, 1983.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |