Итак, в ходе диссертационного исследования, посвященного ценностным и рационально-теоретическим компонентам мировоззрения М.А. Булгакова, мы пришли к следующим выводам. М.А. Булгаков, при всей его самобытности как писателя и мыслителя, во многом вышел из русской культуры конца XIX — начала XX века — той эпохи, которую часто характеризуют как «серебряный век» или «русский ренессанс». Для его художественного метода характерен «диалогический способ искания истины», столь часто встречающийся в русской философской традиции. Идеи русской софиологии, тесно связанные с отечественным экзистенциализмом, были близки по базовым философским интуициям мировоззрению М.А. Булгакова.
Одной из особенностей мировоззрения М.А. Булгакова являлось непрекращающееся философское самоопределение этого талантливого писателя и мыслителя. Свои философские взгляды М.А. Булгаков никогда не стремился выразить системно. В творчестве М.А. Булгакова философские проблемы ставятся и звучат в краткой, порой афористической форме; они рассматриваются через сюжетные коллизии, разыгрываются в сценах и эпизодах его произведений. На наш взгляд, как философ М.А. Булгаков относится именно к экзистенциальным мыслителям, хотя сам экзистенциализм — достаточно условное обозначение, которое используется для типологической характеристики большого числа концепций. Все же в творчестве Булгакова затрагиваются вечные, философские проблемы, которые чаще всего относят именно к экзистенциалистским: Бог и проблема свободы человека наряду с загадкой «обезбоженности»; понятие бытия, трактовка человека и его отношений с бытием; понимание сознания и конституирование значений опыта.
Смысл экзистенции, как эйдос, как некая реальность, материализованная в разных языковых формах, существовали в работах философов разных эпох: от Древней Греции до XX столетия. Смысл или эйдос экзистенции присутствует и в произведениях М.А. Булгакова. Его работы можно представить как двусмысленное литературно-философское письмо. Один смысл воплощен в линейном письме как некотором физическом ряде событий мира, имеющем свои адресатом людей, находящихся в соответствующем узком времени-пространстве. Другой смысл заключен в экзистенциальном письме, помещающем читателя в предел бытия, в метафизику пространства и времени, в особую культуру восприятия мысли. Второе письмо, требующее для своего понимания особого чтения, в произведениях М.А. Булгакова является основным.
В связи с этой общей логикой построения произведений, можно говорить об использовании Булгаковым экзистенции для создания в сюжетах произведений ситуаций абсурда. Многие булгаковские персонажи начинают существовать в абсурде, как в необъяснимом, грубом, враждебном для них, несовершенном мире. Этот абсурд существует вне всякой логики и вне всякого Логоса мира. Героями, попавшими в бытие абсурда, являются: профессор Преображенский, Иван Понырев-Бездомный, профессор Персиков и многие другие персонажи булгаковских книг. Они оказываются в кризисном состоянии переосмысления себя и окружающего их мира. Этот «экзистенциальный эксперимент» приводит некоторых из них к полной реинкарнации.
Булгаков представляет абсурд как бесконечную, не ограниченную никаким количеством имен, живую жизненную реальность, которая может быть персонифицирована в любых формах. Абсурд Булгакова — это всегда избыточная, исполненная самой себя реальность мира. Абсурд — это и одно из литературных средств воздействия на читателя с целью изменить его. Безумие показывается Булгаковым чаще всего через изображение самого страшного преступления — убийства человека. Булгаков смешивает в абсурде экзистенциальное и «опривыченное» мироотношение для разрушения сонливого человеческого существования. Писатель предлагает постоянное пребывание в пределе бытия, как в высшей и наиболее совершенной форме жизни.
Главным объектом философского и художественного мышления М.А. Булгакова является человек, его бытие, полное взлетов и падений, страданий и разочарований. Вся художественная ткань и форма произведений писателя объединяется, охватывается «идеей человека» (по терминологии М.М. Бахтина), образуя с ней единое «смысловое» целое. Центральными понятиями ценностно-ориентированной антропологии М.А. Булгакова выступают судьба и вера. Аксиологически философское мировоззрение М.А. Булгакова может быть представлено в виде перевернутого конуса, основанием которого служит точка — человеческая индивидуальность.
Этико-теологическая концепция Булгакова помещается между ледяным критицизмом атеистов и ортодоксальным христианством. Философские, религиозные и художественные идеи Булгакова идут к потомкам через созданные им образы, а не через богословские догматы и силлогизмы.
Для социально-политических позиций писателя на протяжении жизни были характерны большая пестрота и неоднородность (от левого радикализма до устойчивого консерватизма). Философия истории Булгакова, как и его мировоззрение в целом, была пессимистичной. Считая, что революция сломала естественный ход исторической эволюции России, да и мира в целом, Булгаков ждал от будущего мало светлого.
В качестве миросозидающего начала, гармонизирующего человеческие отношения и усмиряющего социальный хаос, М.А. Булгакову виделась мировая культура, хранящая духовные сокровища человечества и предотвращающая катастрофу нравственного обнищания.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |