Вернуться к Ю.Ю. Воробьевский. Бумагия. М. Булгаков и другие неизвестные

Яков Брюс и ослиные головы

Промозглым ноябрьским днем 1735 года к зданию Академии Наук в Санкт-Петербурге подошел обоз из трех десятков подвод. Конвой, сопровождавший груз, продрог на ветру. Доложили графу Салтыкову. У него уже несколько месяцев как лежало предписание: «Назначить исключительно квалифицированного человека» для описи. Ни одному собранию книг в те времена не уделяли столько внимания. Это был особый случай. И библиотека, и коллекции «куриозных вещей» принадлежали генерал-фельдмаршалу Якову Вилимовичу Брюсу. Он умер в мае, а указания относительно его наследия были даны уже в июне.

Богдан Аладьин и капитан-лейтенант Гурьев засели за дело. Кропотливое дело и неприятное.

Каждый из них был, конечно, наслышан о знаменитом сподвижнике Петра. О том, что того подозревали в чернокнижии; о том, как он летом заморозил пруд; о том, как превращал стариков в юношей, и, конечно, о том, как странно умер. Про это шептались едва ли не на каждом углу1.

И чего только не рассказывали! «А настоящее вот какое у него было дело: из старых людей молодых делал. И никаким отваром не поил, а поступал деликатно: увидит старика, сейчас перережет ему горло и давай его кромсать — всего на куски изрежет. После того польет одним составом — тело срастется, польет другим — и станет из старика молодой. Вот это наука, всем наукам наука!

Ну, только же она и погубила Брюса. Правду сказать, тут наука не виновата, а лакей Брюсов виноват — такая гадина был человек...

А уж стар был Брюс — восемьдесят годов было. И говорит лакею:

— Изруби меня на куски. Сперва, говорит, вот из этого пузырька полей, потом вот из этого, и стану, говорит, я юноша прекрасный.

Вот лакей изрубил его на куски. Из одного пузырька полил — срослось тело, а из другого не стал поливать. Побежал к царю... ну, может, не к самому царю, а к генералу, который при царе находился.

— Вот каким, мол, средствием я сделал конец Брюсу.

Ну, отпустили ему сколько-то денег. А Брюса поскорее тайком похоронили — боялись, чтобы не ожил».

— Да, — пробормотал Аладьин, — такие вот дела... А ну как — оживет?

— Сказки все это. Про живую и мертвую воду. Где это видано, чтобы государева человека взять — и ножом, на части?! Народ темен. Того, кто в науках изощрен, за колдуна почитает. Немало достойные мужи от этих ослиных голов терпят.

— Сказки... Оживет — да сюда, за черными книгами своими...

Капитан-лейтенант хоть и не склонен был считать покойного чернокнижником, а поежился... Им предстояло пересмотреть более полутора тысяч печатных и рукописных томов на двенадцати языках (наречие, на котором была написана одна книга, так и не было опознано!). Названия записывали кириллицей — иногда передавая фонетическое звучание непонятных слов, а иногда — стараясь перевести смысл. Здесь были труды по точным и естественным наукам, по военному делу и даже садоводству. Однако Аладьин и Гурьев опасались найти совсем другое. И нашли.

...На старинной рукописи XIII века, составленной Якопо де Ворагине, значилось по-латыни: Legenda aurea. Vita sanctorum — о философском камне для делания золота и получения эликсира жизни — «жизни установителя»...2

— Богдан, может, про водичку-то из пузырька и правда, — не выдумки?

— Смотри дальше.

— Вот еще, о том же. Гамбург, 1705 год. О приготовлении эликсира для исцеления и бессмертия. Заголовок переведем так: «Особливыя химическия письма, на немецком языке, писаны Усбегером»... Составляется же эликсир сей на основе изучения небесных знаков Зодиака. Тут же и книга звездочетная, именуемая «Ключ к астрологии», напечатана в 1694 году в Лондоне.

— Потому он, капитан-лейтенант, и дырку в крыше Сухаревой башни пробуравил, все на звезды смотрел. Предсказывал ведь в своем календаре. И погоду на много лет вперед, и грядущие баталии... И что ведь этот самый Брюс придумал: через календарь свой, который народ-то читал и читать еще будет, как бы просвечивают книги отреченные, запрещенные Стоглавым собором... А главные-то его черные книги не эти, не дома они хранились у него, а в подземелье под Сухаревой башней, говорят. Их перечень уж попадал нам в руки: «ЧЕРНАЯ КНИГА, написанная волшебными знаками; ей беси покоряются и служат, Рафли, Шестокрыл, Воронограй, Остромий, Зодий, Алманах, Звездочет, Аристотелевы врата. Писана до Ноева потопа, сохранилась на дне морском в горючем камне алатыре. Чернокнижник ее достал, а ныне закладена в Сухаревой башне, связана страшным проклятием на 10 000 лет, 35 книг, 180 000 листов.

ЧЕРНАЯ МАГИЯ, писанная непонятными письменами волшебными, существующая от начала мира, во время потопа сохраненная в камне Хамом. Гермес нашел после сию книгу. 9 книг, 100 000 листов, а ныне закладена в Сухаревой башне». А сверх того чародейные предметы: «Sator, apero tenet opera rotas» (Творец, дай силу повелевать судьбой), а внутри дух заключен, на кольце разные фигуры. Можно сим перстнем делать разно: к себе печать превратишь — невидим будешь, от себя отвратишь — видим будешь и все очарования разрушишь, власть над сатаной получишь... Досчечка точно аспидная черная, литера красные и белые, действует сице: ударишь ее обо что, духи выйдут из нее трое и что хошь исполняют».

— Я, брат Аладьин, как в Лондоне на обучении по навигации был, слышал про такие черные дощечки. Что был в прежние времена в Англии Джон Ди, обладал таким чудом... Да, признаться, счел я это за глупости вроде тех, что бабы деревенские рассказывают. Кстати, записывал тот самый Ди за духами, что являлись ему, на непонятном никому языке... Помнишь книгу Брюсову, что на неустановленном наречии написана? Он ведь в Лондоне немало жил.

— Тут, капитан-лейтенант, тоже всяких куриозностей немало собрано, которые кроме навигацких и прочих приборов изумление вызывают. Иной раз и не поймешь, что за вещь такая перед тобой.

— Напишем просто: «Предметы, для исполнения непонятных восточных культов надобные». И все.

Составление описи продолжалось... Addison Lancelot. The present State of the Jews — Нынешнее жидовское состояние, 1682 года издания. В книге содержится точное изложение обычаев и религиозно-мистических верований на основе Мишны и Талмуда.

— Зачем ему жидовские обычаи надобны были? Вот и еще. Запишем: Дес юдишен Талмуд, на немецком языке, 1609 года...

Wahrhafftige Relation dessen was... — книга на голландском языке о зловещем и мистическом событии, происшедшем из-за вызова сатаны двумя крестьянами на Рождество 1715 года.

Привычно взглянув в красный угол и не найдя там иконы, Аладьин с Гурьевым перекрестились. И продолжали.

Historie, oder Wunderliche Erzehlung... Книга по истории оккультизма, волшебства и магии, в которой дается описание духов, демонов в обличьи мужчин (Incubis) и женщин (Succubis), шабаша ведьм и различных талисманов, философии превращений, астрологии и знамениях, даваемых кометами и т. д.

«Магия натуральная» Гильдебранта, на латинском языке. В книге содержатся описания лечения болезней природными средствами и с вызовом сатаны, искания кладов с помощью духов и так далее.

Lullius Raymnd Lullius. Redivius Denudatus. «Вновь объясненный Луллиус и 34 его всемирно известных текста в области искусства» с объяснениями темных сил выведенных из ада в светлую область и приспособленных для «делания» искусства... Вот какие помощники были у Брюса! Близок к Петру был, а то — его живо бы в Приказ духовных дел. А дальше — ясно что. Гурьев прекрасно помнил толкование к первому параграфу первой главы артикулов Воинского Устава. Там было сказано прямо: те чернокнижники, которые «действительно с дьяволом обязательство имеют», подлежат сжиганию.

— Вот еще, запиши: Мажия натуралис, на немецком языке.

— Что же там сообщается? Возьми наугад.

— Чтобы придать черный цвет глазам ребенка, надо намазать ему затылок маслом, смешанным с пеплом сожженного креста.

— Тьфу! Ради поругания святынь христианских бесы и внушают.

— Ты слушай дальше. Чтобы у всех присутствующих в комнате образовались ослиные головы, надо кипятить ослиную голову в течение трех дней в масле, пока не обнажатся кости, которые потом толкут, смешивают порошок с маслом и заливают этим раствором лампы. Если эти лампы зажечь, то проявляется вышесказанное чудесное действо.

— Все они, которые, наподобие графа Брюса, из Немецкой слободы вышли, и есть — ослиные головы... Я так думаю, не берем ли мы греха на душу, — не выдержал Аладьин, — что это переписываем?

Остаток описи они составляли так: «Большой сверток книг общим числом до тридцати, на различных языках написанных». Многие из таких «неопознанных» томов впоследствии бесследно исчезли.

Фигурирует в описи и такая книга: Faust Johann Michael. Lexicon alchemiae Joh. Michaelis Faustii Med. Djctoris et Phisici Francofurt. Лексикон алхимический доктора Фауста. 1706 год.

...Впоследствии Брюса назовут «русским Фаустом». И для этого будут основания. Образованнейший представитель своей эпохи, он был человеком дела. В его тщательно подобранной библиотеке не было ничего, что не использовалось бы в практическом смысле. Касается это и семидесяти трех магических книг.

Так через высокоумного протестанта православная Россия получила возрожденческий дух титанизма. Пока русские люди молятся, он слаб. Но только — пока. Надев немецкий кафтан, он уже готов протянуть руку мелким бесам деревенского колдовства. Тем, что покуда робко, как тараканы, прячутся за печками.

Алхимический тигль

Яков Брюс, «колдун Петра Великого»

Сухаревой башни уже нет, но, может быть, ее подземелья доселе таят «проклятую библиотеку»?

Примечания

1. Легенды о Брюсе дошли аж до XX века, когда многие из них были записаны краеведом Е.З. Барановым; по этому источнику мы их и воспроизводим.

2. Библиография приводится по книге А.Н. Филимон. Яков Брюс. И., 2003.