Вернуться к Ю.Ю. Воробьевский. Бумагия. М. Булгаков и другие неизвестные

Породить отца своего

Откуда эти умники взяли саму идею: деторождение прекратится, половой акт будет заменен чем-то другим? Придать их личным сексуальным отклонениям якобы позитивный и псевдофилософский смысл помог один скромный библиотекарь. Звали его Николай Федорович Федоров. Впрочем, обо всем по порядку.

Федорова обуяла химера воскрешения всех умерших предков — на земле и во плоти. Но как воплотить такую колоссальную мечту? Предлагалось рационально организовать все человеческие силы — под властью всемирного монарха и при создании единой трудовой армии... Так-так. Улавливаете что-то знакомое? Товарищ Троцкий вполне оценил1. Нынешние приуготовители явления антихриста — тоже. Безумного старика до небес превозносят все новые и новые «космисты».

Воскрешение... Узнаете, что пародируется? Понимаете, чей это след? И точно, в судьбе Николая Федоровича (не способного к деторождению) он отпечатался четко.

«Каждую весну он испытывал близкую к патологии «охоту к перемене мест». Дромомания проявлялась так: внутри Н. Федорова начинал звучать повелительный голос, требующий уйти. И каждую весну, по крайней мере, во второй половине жизни, он либо брал официальный отпуск, либо, если его не давали, скрывался и уезжал к Н. Петерсону (его почитателю. — Ю.В.), к которому испытывал чувства известного свойства2. Эта тяга к перемене мест и эротическое возбуждение были причиной его многочисленных срывов еще во времена школьной службы, когда весной, как раз в момент подготовки к экзаменам и завершения учебного года, он все бросал и уходил. По признанию того же Н. Петерсона, «занятия в музее, т. е. занятия по разыскиванию книг, очень его тяготили». Тем более, что он также патологически не мог долго сидеть на одном месте, его все время что-то толкало к движению, было постоянно жарко, как известному «учителю жизни» Порфирию Иванову, одержимому бесом3. Воспоминания современников рисуют нам философа как человека, мягко говоря, неуравновешенного: «Речь его была неожиданно страстной, глаза горели, голос срывался, на присутствующего противника сыпались сарказмы, брань, негодующие крики. Трясущимися от волнения руками искал он в карманах своего пальто искомканные бумажки, исписанные неровным, дрожащим почерком»4.

Но как же восстановить людей из праха? «Воскрешение должно быть неким обращением вспять силы рождения, неким алхимическим процессом преобразования семени и эротической энергии... для восстановления родовой полноты. Дети должны «обратно родить», т. е. воскресить отцов»5.

Вл. Соловьев прочел, тряхнул гривой и подхватил с энтузиазмом: речь должна идти об изменении направления эротических, «духовно-телесных токов» для превращения вещества праха предков в живые тела.

Ученик Федорова А. Горский детализирует: «Если все тело станет как бы сплошным фаллосом, как это ощущается во снах полета, т. е. вся кожа станет в полной мере эрогенной зоной, эрекция половых органов распространится равномерно на все другие, то есть все они начнут выполнять... функции воспроизведения — внедрение светового чертежа (образа) в хаотическое море тьмы и переработки его с помощью неорганической (неорганизованной) материи в органическую, мертвой в живую».

«И вот в графическом цикле «Воскрешение» В. Чекрыгина, последователя П. Федорова, мы можем увидеть некоторые «технические» детали эротико-алхимического процесса воскрешения. На одном листе мы видим поклоняющегося перед отверстой могилой голого мужчину, который рядом с могилой возгонкой своей половой энергии воскресил-восстановил-эрректировал фаллос с глазом. По-видимому, на следующем этапе этот фаллос превратится уже в отца воскресителя. На другом листе обнаженные женщины возгонкой половой энергии и поклонением порождают гигантское чрево, из которого выходит воскрешенная мать».

Итак, «дети, получив от отцов жизнь, обязаны по закону справедливости» прервать цикл деторождения и вместо этого воскресить и тем «породить обратно» своих отцов». Эта связь поколений — отличная от православной, молитвенной, когда дети молят Господа даровать родителям жизнь вечную.

Соловьеву, считавшему, что половая любовь «оказывается пустоцветом», только такой идеи и не хватало. «Если смотреть... на фактический исход любви, то должно признать ее за мечту, временно овладевающую нашим существом и исчезающую, не перейдя ни в какое дело». Философ отрицает необходимость любви для рождения детей. Как известно, у самого В.С. Соловьева не было ни жены, ни детей...»

Влияние мало кому известного библиотекаря сказалось и в работах знаменитого В.И. Вернадского. Вы читали о ноосфере? О слое разумной жизни, который, подобно гумусу, покрывает землю? Эротико-магическая связь живых с умершими — лишь частность. Вернадский говорил о таком единстве всех людей (теряющих свою индивидуальность), которое ведет к настоящему Солярису. Все-человечество ученый называл «живым веществом». Не был ли он лично знаком с кем-то наподобие Пана? И точно:

«В начале 1920 г. Вернадский переносит заболевание тифом, во время которого с ним происходят психические трансформации, удивительно схожие с испытанными его братом во масонстве швейцарским психиатром К.Г. Юнгом и описанными им в своей автобиографии. Тогда Вернадский, по его словам, «почувствовал в себе демона Сократа», преисполнившись сознанием поистине эпохального значения своего учения о живом веществе и биосфере, ему представилась его будущая жизнь и главное ее дело — организация Института живого вещества. И, действительно, такой институт он основывает, правда, с несколько другим названием».

Отступление о Пане.

Вот откуда «всеобъемлющее» мышление! Из болезненного состояния ума. Очень напоминает состояние алхимиков или магов, наркоманов или камлающих шаманов, когда каждая вещь кажется живой, одушевленной и имеющей бесчисленные связи с другими вещами. «В этой ситуации меняется не только восприятие пространство, но и отношение к используемым предметам — все они приобретаю статус одушевленных, самостоятельно действующих (в них вселяется дух)... [85]. Наш современник, известный «диагност кармы» С. Лазарев приводит слова своей ассистентки: «Ты пойми, что вокруг все живое: телевизор, холодильник, все предметы в доме. И если ты к ним плохо относишься, они тебе отвечают тем же». [36].

Из таких состояний возник в древности культ обожествления природы, культ Пана. (Пан — значит «всё»). Эта болезнь поразила и автора «Фауста». «Природа представлялась Гете наполненной духами, как древнему эллину, который видел во всем богов, кроме единого Бога. Он наделял материю сознанием, но эта теория всеобщего одушевления (геллоизм) превратилась у него во всеобщую демонологию, а одухотворение материи — в осатанение самого вещества». [68]. Характерно, что особняком в русской науке и философии стоит со своей оценкой Гете именно В.И. Вернадский. Итогом его размышлений на эту тему стало исследование «Гете как натуралист» (1946)... Творчество немецкого поэта было включено Вернадским в историю науки как необходимое и более того — выдающееся ее звено. Особенно близки Вернадскому взгляды Гете на Природу как живое единство, в котором действует и человек... «Гете, писал он, чувствовал Природу как живую. Природа для него была область жизни, т. е. биосфера». (Начало века. Из истории международных связей русской литературы. С.-Пб., 2000).

Из аналогичной одержимости возникали и представления ученых-визионеров Возрождения о симпатических связях между всеми частями мироздания. В православной России нечто подобное произошло в умах людей спустя лет пятьсот. Мыслители начала XX века, как и большая часть русской интеллигенции, накопили такой груз наследственного греха, что «инициации» происходили нередко уже в детстве. Так было и с Вернадским. Да, не случайно его мировоззрение всю жизнь ковыляло на кривых ножках Пана.

«Важным и характерным обстоятельством жизни для Вернадского является то, что он с раннего детства страдал наследственным сомнамбулизмом или лунатизмом... Сомнамбулизм — это, говоря православным языком, одержимость бесами, особенно ярко выражающаяся в вечернее и ночное время. Уже ребенком Владимир мог не только во сне, но и наяву вызывать образы дорогих ему людей в яркой, галлюцинативной форме и вступать с ними в контакт... Но после ранней смерти своего старшего сводного брата.., с которым у него была интимная душевная связь, это общение с духами умерших стало для мальчика слишком болезненно. И поэтому он «из страха» стал глушить такого рода мистические способности и к университетским годам в этом преуспел. Однако от душевной патологии так просто нельзя избавиться, тем более без церковных средств. Отсюда можно сделать вывод, что Вернадский всегда отличался элементами этой патологии, которая, по его же свидетельству, иногда обострялась, особенно в периоды научного подъема, а также на старости лет, когда он снова стал общаться будто бы с духами покойников, например, своей покойной жены, а на самом деле с бесами».

Да, Священное Писание, говоря о том, как исцелял Спаситель, ставит лунатизм в характерный ряд болезней: «...и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их». (Мф. 4, 24)... Но Володя Вернадский был ведь из образованной, широко мыслящей и интеллигентной семьи: они к Иисусу Христу не обращались.

Н.Ф. Федоров: под властью всемирного монарха возможным окажется даже воскресение предков... Сдается мне, что эта идея еще будет востребована

Примечания

1. Вопросы организации трудовых армий в 1920 году обсуждал с Троцким ученик Федорова В.Н. Муравьев. Поклонником библиотечного философа был и Л.Б. Красин, который, как известно, являлся одним из наиболее деятельных сторонников идеи сохранения тела Ленина. В романе «Котлован» Андрей Платонов (также почитатель Федорова) устами своего героя говорит: «Отчего же тогда Ленин в Мавзолее целым лежит? Он науку ждет — воскреснуть хочет».

2. Этот синдром описан еще Ломброзо: «Тассо странствовал постоянно... Руссо. Кардан и Челлини жили то в Турине, то в Болоньи, то в Париже, то во Флоренции или в Риме. «Перемена мест составляет для меня потребность, — говорил Руссо, — весною и летом я не могу пробыть в одной и той же местности более двух или трех дней, а если мне нельзя уехать, то я делаюсь болен».

3. Здесь и далее цитаты в этой главе взяты из исследования А. Попова «Чрево. Религия мнимого дела». М., 1996.

4. Черногубов Н. Николай Федорович Федоров. ОР ГБЛ, ф. 328.

5. Такая алхимическая задача вполне могла бы быть поставлена Фаустом. Кстати, один из основоположников русского космизма В.Ф. Одоевский, в бытность свою директором Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге, создал в ней Готический зал или, как его еще называли, кабинет Фауста. (Его существование сейчас почему-то не очень афишируется сотрудниками). В это стилизованное помещение собрали тысячи инкунабул, напечатанных в XVI—XVII веках в Германии, Голландии и Венеции. Можно предположить, что зал предназначался не просто для библиофилов. Во всяком случае, и по сей день паркетный пол у входа отмечен пентаграммой. Символично также то, что во время Второй мировой войны единственным в библиотеке пострадавшим помещением оказался именно кабинет Фауста. Неподалеку разорвалась бомба, осколок попал в «готическое» окно, подрубил колонну, и потолок рухнул.