Литературный Фауст все же не совсем идентичен историческому. Гете, как в алхимической реторте, намешал качества многих. В его герое есть черты и Агриппы Неттесгеймского, и Парацельса, но особенно много он взял от Нострадамуса. Не случайно ведь современники полагали, что этот благополучный еврей-выкрест выторговал себе карьеру в сделке с диаволом. Во всяком случае, Нострадамус также заранее знал дату своей смерти.
Когда Борис Пастернак работал над переводом «Фауста», он пользовался хранящимся в библиотеке имени Ленина уникальным экземпляром «Центурий» 1557 года издания. Отрывок из этого перевода характерен:
«Встань и беги, не глядя вспять,
А провожатым в этот путь
Творенье Нострадама взять
Таинственное не забудь.
И ты прочтешь в движеньи звезд,
Что может в жизни проистечь,
С твоей души слетит нарост,
И ты услышишь духов речь».
И вот перед Фаустом — книга пророчеств Нострадамуса.
«Их знаки, сколько не грызи,
Не пища для сухих умов.
Но духи, если вы вблизи,
Ответьте мне на этот зов.
(Фауст открывает книгу и видит знак макрокосма).
Какой восторг и сил какой напор
Во мне рождает это начертанье,
Я отвечаю, глядя на узор,
И вновь бужу уснувшие желанья.
Кто из богов придумал этот знак?
Какое исцеленье от унынья
Дает мне сочетанье этих линий!
Все проясняется, как на картине,
И вот мне кажется, что сам я Бог,
И вижу, символ мира разбирая,
Вселенную от края и до края.
Теперь понятно, что мудрец изрек:
«Мир духов рядом, дверь не на запоре,
Но сам ты слеп, и все в тебе мертво,
Умойся в утренней заре, как в море,
Очнись, вот этот мир, войди в него».
(Фауст рассматривает изображение).
Тогда, ручаясь головой,
Готов за всех отдать я душу,
Я твердо знаю, что не струшу
В крушенья час свой роковой».
Что-то роднит Центурии с пророчествами Сивилл. Они создавались, судя по всему, в одинаковом состоянии.
Вот по этому-то поводу и приходилось Нострадамусу оправдываться — в письме к своему сыну и в послании королю. Оправдания его, правда, звучат жутковато: «Хотя оккультная философия и не была запрещена, я никогда не поддавался соблазнам подпасть под ее влияние, и многие переданные мне книги об этом искусстве приходилось долгое время прятать. (В том числе — каббалу, след копыта которой в его произведениях очевиден. — Ю.В.)
Но после того как я их прочел, я принес их в жертву Вулкану, потому что боялся того, к чему может привести хранение этих книг. И когда Вулкан пожирал книги и огонь накалил воздух, воссиял загадочный свет, более яркий и сильный, нежели пламя, к которому мы привыкли. Как будто весь дом освещен был вспышками молний, и казалось, весь дом — в огне».
Сам астролог говорил о своем «наследственном даре оккультных прозрений». Что он имел в виду — специфические особенности ближайших предков? А может быть, — дар ветхозаветных пророков, встать в один ряд с которыми он, несмотря на все оговорки, тщился? «Так было и в давно минувшие времена, когда нездешняя сила и врожденная способность проникать в будущее охватили этих немногих как пламя неземного огня», — писал он1.
И еще, милая еврейская скромность: «...я не хочу даровать самому себе знание пророка, ибо я смертен, как и все, только чувства и мысли мои также соприкасаются с небом, как мои ноги — с землей. «Possum non errare, falli, decipi (albeit)». («Я не ошибаюсь и не могу не достигнуть успеха»)...2
Мною установлена загадочная связь между четверостишиями этих книг — и это пророчество навеки веков, ибо они открываются нашим (т. е. 1555 годом) и кончаются 3797 годом...»
Нострадамус, описывая свои экстатические состояния, всегда упоминает об огне: «...оккультные явления не могут быть выявлены посредством самых совершенных земных интеллектуальных понятий, если не услышать идущий из чистилища голос, похожий на пламя, бледное сияние которого и помогает проникать в будущее».
«...и иногда сам Бог через таких своих посланцев, как огонь и пламя, открывает нашим внешним ощущениям и, прежде всего, нашим глазам то, что вызывает предсказания...» Все те же, адские, огненные послания вставали перед мысленным взором Нострадамуса.
Кстати, о будущем Церкви он пророчествовал недвусмысленно. Он «считал, что обрядовая и ритуальная сторона церкви отомрет в будущих веках: последняя христианская литургия будет отслужена в 2125 году. Тогда же сгинут с лица земли и богослужения в синагогах.
Но если буква учения Христа превратится в прах, то дух воскреснет в новых временах и примет иные, не обрядовые и не ритуальные формы». [53]. Под этой формулой легко подпишется теперь любой деятель «Нью Эйдж»...
Да, утопия и футурология — достойные внучки пифического дара. «Забиваем голову мыслями о будущем», — так, по словам известного экзорциста, откровенничают бесы. [21].
Примечания
1. Наследственный дар» передался, кажется, и сыну Нострадамуса. Но, наверное, не в полной мере. За ложные пророчества его сожгли на костре.
2. Большинство предсказаний Нострадамуса, увы, неверны. Анализ на сей счет содержится в выпущенном в 1987 году двадцатом томе «Энциклопедии Американа» и в изданном в 1988 году восьмом томе «Новой Британской энциклопедии».
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |