Вернуться к Ю.Ю. Воробьевский. Бумагия. М. Булгаков и другие неизвестные

Вихрь и Ванга

«Бросать слова на ветер» дело не пустое, а опасное. Недаром старинная «Повесть о Евладии» рассказывает, что скорее всего демоны приходят именно так. Явившийся колдуну бес-посредник учит: «Провей словеса своя на ветри». «И пришедший тамо глагола на ветер, и услышал великий диавол Фармагей». Сказано прямо как о «князе власти воздушный» (Еф. 2: 2)1.

«По малорусскому воззрению, «нечистая сила, вселившись в покойника, может проявлять себя в виде вихря, урагана»», — писал известный этнограф. [70].

Стихия ветра издавна считалась демонической. «Сколько демонов носится в этом воздухе? Сколько противных властей?» — вопрошал свт. Иоанн Златоуст. Подул ветерок греха — и нарушена спокойная гладь житейского моря. Заволновался человек. Тут налетает «буйный ветер» — таково одно из имен диавола в западной христианской традиции2 — и грешник оказывается в его власти.

Знаете, как уже знакомый нам колдун Афонька Науменок вызывал диавола? «Напускал на заре на утренней или на вечерней, с которой стороны ветр идет, с призывательными словами говорил: «Народил да Сатанаил, я вам верую».

Нечистой энергии ветра посвящены многие заговоры. Например, такой:

«Пойду я в поле на травы зелены, на цветы лозоревы. Навстречу мне бежит дух-вихорь из чистаго поля со своею негодною силою...»

И вот он уже рядом!

«...Неожиданно налетела страшная буря. Небо потемнело, подул ужасный ветер, который ломал ветви деревьев, с корнем вырывал молодые деревца и вместе с комьями земли отбрасывал далеко в поле. От земли к небу поднялся огромный столб пыли. Пыль, комья земли, сучья и листья смешались в невообразимом вихре, который бросил двух онемевших от ужаса сестер на землю недалеко от источника, а Вангу унес за два километра в поле. Сколько времени длилась буря, никто не помнит. Вангу еле нашли в поле, заваленную землей, камнями и ветками. Она словно обезумела от страха, но куда страшней была режущая боль в засыпанных пылью глазах — она никак не могла их открыть». [77].

Так она в буквальном смысле этого слова получила поднебесную «инициацию». Двенадцатилетней девочкой попала в смерч! Словно «духи злобы поднебесной» (Еф. 6: 12) лишили ее зрения физического и наделили духовным3.

Произошло это недалеко от города Петричи, где в незапамятные времена стоял античный храм. В нем вещали оракулы, способности которых через тысячи лет словно перешли к простой деревенской девочке. Как перешли? Не через «реинкарнацию» же! Видимо, этот род за века апостасии «заслужил». Шел-шел, осторожно ступая босыми ногами по раскаленным угольям грехов, как болгарские «нестинари», — и дошел. «Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, его же возметает ветр от лица земли», — напоминает Псалтирь. Святоотеческое толкование поясняет: небрегущие о своей душе презрительно попираются нечистыми духами злобы, уподобляются безблагодатному сухому праху, который удобно туда и сюда носится противными ветрами.

Бедная Ванга! Не помогли ни знахари, ни заговоренная вода. А потом (после заговоров?) произошла встреча уже с некоей персонифицированной силой.

Пошли они однажды к колодцу. Пока сестра набирала воду, Ванга сидела молча и неподвижно. «Однажды Любка даже испугалась: ей показалось, что сестра потеряла сознание и сейчас умрет. Онемевшая от страха стояла она возле Ванги, пока та не вышла из забытья. «Не пугайся, — сказала Ванга, — ничего страшного нет, просто я разговаривала с одним человеком. Это был всадник, он приехал к колодцу напоить коня. Я ему сказала, чтобы он не обижался, что ты не уступаешь ему место, потому что ты его не видишь. Всадник отвечал мне: «Я не сержусь, могу подождать. Аты нарви сейчас вон той травки с мелкими белыми цветочками. Она называется «звездная трава» и помогает излечить многие болезни». Любка осмотрелась и только сейчас обратила внимание на траву, что росла возле колодца в изобилии... Любка и по сей день не знает, как называется это растение, потому что никогда не видела подобного в других местах, да и в тех краях никто не знал растения с таким названием: звездная трава».

В следующий раз всадник появился в начале 1941 года. Он повернулся к Ванге и заговорил звучным голосом: «Скоро мир расшатается и погибнет много народа. Ты будешь находиться на этом месте и пророчествовать о живых и мертвых. Не бойся! Я буду рядом с тобой, буду тебе говорить, что предсказывать людям...»

После явления всадника развитие ясновидческого дара Ванги пошло последовательно и целенаправленно. Необыкновенная перемена произошла в ней. Она стала просто неузнаваемой. Из уст ее звучал какой-то чужой, совсем не ее голос». [77].

Что ж, может быть, это ангел-хранитель прискакал на коне? Ванга ведь называла себя православной. В воспоминаниях о ней есть, например, эпизод, когда она велела матери окрестить больную девочку. Опять же — храм построен на деньги ясновидящей. Да и советы «голос» давал вроде бы полезные: подсказывал целебную травку, даже пишу готовить помогал — это слепой-то! На вопросы, как это возможно, «...она отвечала, что кто-то стучит по крышке кастрюли и рассказывает, что и когда класть». А что происходило, когда к ней обращались с вопросами? «Я слышу «голос», вешающий об этом человеке; передо мной появляется его «образ», и я понимаю причину, которая заставила его прийти ко мне». Опять же, что плохого?

Ее адепты пишут: «Ванга была глубоко верующим человеком. Неукоснительно соблюдала все православные обряды. Порицала даже болгарское духовенство за то, что они, в отличие от российского, перешли на новый календарный стиль, нарушая привычную череду церковных праздников. И тем не менее вопреки тому, что исповедовала — это обычно происходило после кратковременного погружения в состояние транса, — она заявляла:

— Все религии упадут. Останется лишь одно: «Учение Белого Братства. (Рерихов-Блаватской. — Ю.В.). Как белый цветок, покроет оно Землю, и благодаря этому люди спасутся». [72].

«Она принимала вдень множество посетителей, почти никому не отказывая. Встречу Ванга обычно начинала со знакомства с умершими родственниками, уверяя, что их души сопровождают живых...

Как-то к Ванге приехала молодая женщина из Софии. Ванга повернулась к ней и спросила: «А где твой приятель?»

Женщина ответила, что он мертв, утонул несколько лет назад, купаясь в реке.

Ванга описала молодого человека, сказав, что видит его как живого, что он сам с ней разговаривает. «Я вижу его пред собой. Он высок, смугл, на щеке — родинка. Я слышу его голос. У парня небольшой дефект речи».

Женщина все подтвердила. Ванга продолжала: «Он мне сказал: «Никто не виновен в моей смерти. Я сам упал в воду и сломал позвоночник»».

Если некто и был за спинами многих из посетителей, то у Ванги тоже ведь кто-то стоял. Незримый для остальных. Но люди определенного сорта их видят. Вот фрагмент интервью с колдуном современного этнографа В.И. Харитоновой: «Вы знаете, вот у этой... Вы ее ведуньей называете, у нее я сразу тогда увидел... ну, как сказать... одним словом, фигуру такую, которая за ней стоит, когда она работает, это — мужчина. И работает не она, по сути дела, а он. Вот как у меня было, когда я Вам рассказывал про этого товарища, которого я себе подчинил и ему все указания давал, а он за меня все мгновенно делал. Помните? Потом он мне не нужен стал, я от него отказался. А у нее — он основной». [85].

Характерно, что такие «товарищи» не просто за спиной стоят. Они помещаются на левом плече. «Вся Болгария знает о невидимом существе «кики», которое подружилось с одной девочкой из города Пловдива. Этот невидимка стуком отвечает окружающим на их вопросы, а самой девочке, у которой он живет на левом плече, подает ответы через ее мысли. Однажды эта девочка вместе со своими родителями посетила Вангу, их сопровождал и невидимка «кики». Ванга своим духовным взором видела это существо и описывала его похожим на человека, с умными человеческими глазами, но с птичьей головой. По словам Ванги, «кики» ей открыл, что его разгадку надо искать в Древнем Египте, во времена, когда люди изображали богов с птичьими головами...». [21].

«Однажды Ванга увидела свою мать в образе фараона, который пригласил ее в Нотр-Дам. Но Вангу за границу не выпустили. И только через много лет после этого видения один молодой болгарин привез Ванге в подарок из Нотр-Дам золотой крести Евангелие.

Ванга спросила его: «Почему ты не исповедывался в соборе?» Он ответил, что постеснялся, поскольку плохо говорит по-французски. На это Ванга ответила: «Тебя бы поняли и так. Это моя мать хотела говорить с тобой».

После смерти прорицательницы информационные агентства сообщили, что Ванга передала свой дар 10-летней французской девочке...»

«Ванга рассказывала, каким образом узнает о скорой кончине того или иного человека.

— Я вижу рядом с ним высокого мужчину с удивительно прекрасным лицом. Но от него веет холодом, как от ледяной горы. Когда приходит ко мне человек в сопровождении вот этого спутника — он-то его не видит, но я вижу, — я понимаю, что дни его сочтены. Но говорить ему об этом напрямик не имею права». [72]. Как же так, «православная» бабушка? А память смертная? У нас в христианстве ей придают большое значение. Это ведь не безбожная медицина с ее «врачебной тайной».

Какие же силы помогали ей? Ясновидящую часто спрашивали об этом. В том числе и племянница Ванги, которая записывал ее ответы «для потомства».

«Вопрос: Есть ли у тебя чувство, что твой дар ясновидения запрограммирован свыше?

Ответ: Да. Мой дар дан мне Высшими Силами.

Вопрос: Что это за «Высшие Силы»?

Ответа не последовало...

Вопрос: Если ты, тетя, захочешь войти с ними в контакт, тебе это удается? Или они приходят к тебе только по своему желанию?

Ответ: Чаше всего контакт происходит по их желанию, хотя я могу сама их вызывать.

Вопрос: Можно ли получить более полные сведения о них, задавая другие, уточняющие разные мелкие детали, вопросы?

Ответ: Нет. Это трудно. Они отвечают очень туманно».

Такие вот скромняги посещали болгарскую вещунью. Но — настырные. «Ванга говорила, что сама она не очень стремилась к такого рода общению, но не могла избежать его».

Племянница ясновидящей свидетельствует: «Как будто какой-то чужой разум, чужое сознание вселяются в эту женщину, чтобы ее устами сообщить людям о судьбоносных событиях». Это нам уже знакомо.

Поклонник Рерихов литератор Валентин Сидоров пишет, что Ванга даже жаловалась: «Иногда сплю всего лишь один час в сутки. Духи не дают покоя. Тормошат, будят. Говорят: «Вставай. Пора работать»...

По описанию Ванги, духи прозрачны и бесцветны («как вода в стакане»). Но в то же время они светятся («как жар в печи»). Ведут себя как люди. Сидят. Ходят. Смеются. Плачут. В последнее время твердят одно и то же: «Не бойтесь. Мир не идет уже к гибели».

Ванга объяснила, почему любит встречаться со мной (с Сидоровым. — Ю.В.):

— С тобой приходят духи. Много-много духов. По большей части я их не знаю. Это те, которые жили еще до Ленина и которые выше Ленина».

«Ванга ощущала себя своеобразным резонатором, действующим не по своей воле. То, что шло через ее сознание, было сильнее ее и не всегда было ей понятно. Поэтому случалось, что иногда она обращалась за разъяснением к нам. Помню очередной непредсказуемый вопрос:

— Кто такой Горький?

— Писатель. А в чем дело, Ванга? — спрашиваю я.

— Он здесь. Он тебе помогает. Он стал ясновидцем. Ты пишешь о нем?

— Нет.

Убежденно:

— Ты будешь о нем писать». [72].

Странное почитание писателя-масона, участвовавшего накануне революции в «морском заговоре» против царской семьи. Но когда узнаешь мнение «пророчицы», точнее, ее кураторов о Государе-страстотерпце, перестаешь удивляться: «О Николае Втором, когда речь коснулась последнего русского царя, она отзывалась нелестно и жестко:

— Нехороший человек.

— Почему?

— Уничтожал людей, из-за него уничтожено великое множество людей». [72].

Зато к Ленину отношение у пророчицы было благожелательным. Вполне в стиле Рерихов. Они ведь привозили не только письма «махатм» советскому руководству, но и землю с места захоронения «священного пепла Будды» — на могилу вождя...

Примечания

1. Характерно и то, как является один из главных персонажей «Алхимической свадьбы»: «Внезапно налетает бешеный ураган, и в самом средоточии вихря является сияющая Дева в ризах небесного цвета, усыпанных звездами. В деснице ее — златая труба, на ней выгравировано некое Имя...» См.: Ф. Йейтс: «Розенкрейцеровское просвещение».

2. И в русском фольклоре: «а в мою бы зелену дубраву не заходил ни зверь, ни гад, ни лих человек, ни ведьма, ни леший, ни домовой, ни водяной, ни вихрь». См.: И.П. Сахаров. Сказания русского народа. Т. I. Киев, 1909.

3. Этот момент характерный. Мирча Элиаде пишет: «Шаманом становятся также в результате несчастного случая или необычного происшествия. Так, у бурят, сойотов, эскимосов можно стать шаманом при близком ударе молнии».