Вернуться к Ю.Ю. Воробьевский. Бумагия. М. Булгаков и другие неизвестные

«Чтобы помнили»

Не важно, пишет ли сама рука или диктует голос. Суть одна. Результат один. Часто это нечто такое, на что «автор» по определению не способен. В психиатрии этот синдром называется ментизмом. Отто Вейнингер называл такого человека гением: он изначально знает все, не изучив ничего, способен понять всю Вселенную и всех людей.

Но и наука, и литература способны лишь обозначить феномен. Понять его суть они не способны. Только православная традиция устами святого Иоанна Кассиана дает ответ: «Бесноватые, когда охвачены нечистыми духами, говорят и делают то, чего не хотят, или бывают вынуждены произносить то, чего не знают».

Основатель сюрреализма Анри Бретон даже культивировал у своих сторонников технику автописьма. Н. Евреинов писал по этому поводу: «Я не намерен здесь излагать доктрину сюрреализма, основание которой (психический автоматизм, открывающий свободу мечте вне контроля разума, эстетики и морали) достаточно известно, надеюсь, людям искусства; я хочу только заметить, что эта доктрина находит в клинических данных... достаточное оправдание своего исходного положения, а главное — отметить, что на практике эта доктрина лишний раз показывает, что и в сравнительно нормальном состоянии человек, путем своеобразного искуса, может легко обнаружить в себе существо, весьма отличное, по своим вкусам, влечениям и творческим возможностям, от того, кто таит в себе это таинственное существо под маской современной культуры». Евреинов пишет о жанрах детективного фильма или авантюрного романа как характерных и соблазнительных плодах странного соавторства. Ведь такие произведения соблазняют не столько героикой борьбы с преступностью, сколько самой этой преступностью, то есть риском, ловкостью и удачей в нарушении законов божеских и человеческих. [23—3, с. 26].

Теперь и подавно — с помощью интернета открыты многочисленные курсы для наведения творческого беснования. В том числе — автописьма. Пишутся учебники. Доктор психологии из Техасского университета Эдайн Маккой, например, выпустил книгу «Автоматическое письмо для начинающих». Автор считает, что психография — это способ общения с нашим подсознанием, которое является проводником в потусторонний мир.

Руководители подобных курсов соблазняют: это доступно большинству людей. Завлекают начинающих визионеров в таком духе: «Очень важно получение в этом первого опыта в присутствии человека, владеющего автописьмом. Не факт, что с первых занятий будут идти стихотворения (это зависит от способностей человека), но то, что проза пойдёт неожиданной и интересной, — это факт.

В автописьме важно почувствовать состояние потока, что легче всего сделать на группе. Автописьмо я даю людям, пришедшим на занятия по взрослому скорочтению. Бывало и такое, что удивлённые студенты уносили с занятий первые в своей жизни собственные стихотворения».

Характерный диалог. Отступление.

Диалог, который начинается в состоянии автописьма, опасен еще и тем, что опытный демон наверняка обманет неискушенного контактера. Вот характерный пример.

«В этот день я работала над тем, как помочь людям избавиться от алкогольной зависимости, переедания и т. д. После этого я занялась автоматическим письмом, чтобы прояснить интересующие меня вопросы. Мой вопрос: «Кто я?», привел к диалогу, с которым мне захотелось познакомить и вас. (Без купюр).

— Кто Я?

— Ты — Дух. Просветлен. Опасен.

— Для кого опасен?

— Для меня.

— Кто ты?

— Я — Дьявол.

— Что это такое?

— Темнота.

— Зачем ты вышел на связь со мной?

— Я рядом.

— Почему?

— Ты думаешь о зависимостях. Это мои слуги, ты хочешь с ними бороться.

— Да, они мешают людям развиваться. Я помогаю людям. Разве это не правильно?

— Правильно, но не для меня. Ты угрожаешь мне. Я — другая сторона медали. Не будет меня — не будет медали.

— Что же мне не нужно помогать людям?

— Это твоя задача. Это немое дело. Но я должен быть там, где обо мне говорят. Такой Закон

— Ты хочешь помешать мне помогать людям избавляться от тебя?

— Я не смогу, ты сильнее, за тобой Бог. Он поддерживает тебя и снабжает силой.

— А разве Бог не все, что есть, и ты тоже?

— Я Бог, который помогает проявляться Богу и узнавать себя. Вернее, я та часть Бога, которая помогает эволюции. Нужно попробовать себя, чтобы понять, какой ты. И отказаться от меня. Осознанно, зная, от чего ты отказываешься. Некоторым это нужно пройти. Иначе они не поймут, не почувствуют. Попробовав, познай меня и избавься от меня. Осознанно. Пожелав этого. Вот Путь. Высший Выбор. Я нужен. Очень. Я — искушение. Я — проба на прочность усвоения знаний, кто ты есть. Я — очищение, если хочешь. Мажут чем-то нехорошим, чтобы очиститься до блеска, а потом это нехорошее смыть. А ты уже чистый, блестишь. Но без меня это невозможно. Я нужен. Я везде. Я там, где я нужен. Там, кому я не нужен, меня нет. Они уже очищены, дальше не нужно. Зачем чистить блестящий самовар? Я — проявитель, какой ты. Быть рядом со мной и не вступить со мной в контакт — вот смысл и цель. Видеть меня — и не захотеть. Это истина. Я не прячусь. Меня должны видеть все. Это проверка для всех, здесь, на Земле. Без меня на Земле нельзя. Здесь — дуальность. Без меня нет дуальности, нет выбора, нет роста. Нет зеркала, чтобы увидеть себя. Я — зеркало. Я горжусь своей миссией, хотя обо мне говорят плохо. Они не понимают, что такое «плохо». Они хотят, чтобы не было плохо, они его не видели, не искушались и тогда они будут хорошие. Но я тут как тут, я не уйду, пока они не увидят себя, и не захотят стать другими.

— А если они захотят, ты уйдешь?

— Конечно, тогда мне нечего здесь делать. Я выполнил свою миссию. Они отмылись. Стали чистыми. Это моя задача. Я люблю людей.

— Спасибо, тебе, Дьявол. Мне не нравится тебя так называть, скажи другое имя.

— Простачок, называй меня так.

— Почему так? Что за Простачок? Почему Простачок?

— Я очень простой. Меня проще получить, выбрать, чем не меня. Поэтому люди и искушаются. Они меня желают. Я доставляю им удовольствия низменные. Это легче для них, чем желать высокого. К высокому нужно идти, подниматься вверх, а это трудно, нужно прилагать усилия. Они не хотят. Ленивые.

— Я поняла. Спасибо тебе. Ты, действительно нужен.

— Пока. Работай, дерзай. А я тебе помогу. Мы ведь вместе. Мы — едины».

Впрочем, студентов и прочих духовных недорослей демонический мир Удивляет давно. Мудреный текст-шифровка о «химической свадьбе» был написан знаменитым розенкрейцером Валентином Андреэ, когда тому было не более шестнадцати лет. Сам ли он сочинил все это? Или «божественное сознание» постаралось? Этот случай удивителен, но не уникален. Другой корифей оккультизма, родившийся в 1538 году, Иоганн Батиста Порта, закончил свой главный труд «Magia naturalis» в 15 лет.

Феномены «соавторства» известны и в музыке. Большую часть своих произведений Вагнер, например, слышал галюцинативно. Моцарт писал без черновиков. Его ведь не случайно запрещали даже похоронить по-христиански, 1 бросили в яму с негашеной известью. Надо полагать, источник его «вдохновения» был таким же, как у «рок звезды» Элиса Купера (настоящее имя Винсент Фурнье). В одном из интервью он признался: «Несколько лет назад я посетил сеанс спиритизма, на котором Норманн Бакли умолял «дух» откликнуться. В конце концов, дух появился и заговорил со мной. Он обещал мне и моей группе славу, власть над миром в рок-музыке и неслыханное богатство. Единственное, то он потребовал от меня, — это отдать ему мое тело»... В результате контакта с сущностью параллельного мира, выдававшим себя за умершую век тому назад ведьму по имени Элис Купер, Винсент Фурнье стал слышать в готовой форме музыку, которую только оставалось записать на нотном листе. Его демонической миссией стала пропаганда всех мыслимых и немыслимых форм извращений. Известен его альбом «Элис Купер идет в ад».

Так трудится муза истории Клио. Сидя на горе Геликон, распределением лавровых венков заведует именно она. Еще древнегреческий миф зафиксировал: оттуда, из нечеловеческого, бесовского мира, приходит земная слава. А если это так, то она — пустота. В святоотеческом толковании на Правила св. Григория Нисского так и сказано: «...человеческая честь, называемая славою, есть только мнимая и не имеет ничего действительного, твердого и устойчивого, то есть нечто кажущееся и мечтательное» [62].

Приводя мемуарные записи современников, исследователь Б. Соколов пишет: «...автор «Мастера и Маргариты» недвусмысленно отвергает церковное христианство, загробную жизнь и мистику. Посмертное воздаяние заботит его лишь в виде непреходящей славы». Перед смертью он думал об одном: «Чтобы знали».

Е.С. Булгакова вспоминала и самые последние слова мужа: «...Он дал мне понять, что ему что-то нужно, что он чего-то хочет от меня. Я предлагала ему лекарство, питье — лимонный сок, но поняла ясно, что не в этом дело. Тогда я догадалась и спросила: «Твои вещи?» Он кивнул с таким видом, что и «да» и «нет». Я сказала: «Мастер и Маргарита»? Он, страшно обрадованный, сделал мне знак головой, что «да, это». И выдавил из себя два слова: «Чтобы знали, чтобы знали»...

По завещанию, писателя хоронили без церковного отпевания, без музыки, с кремацией тела. Ставшая вдовою Е.С. Булгакова записала в специальной тетради «Март 1940 г.»: «У крематория масса машин, очень много мхатовцев, из Большого театра, литературно-артистическая интеллигенция. На гроб возложила цветы О.Л. Книппер-Чехова».

Так дневник запечатлел первый проблеск посмертной славы.

Славу, наверно ее, пообещал Михаилу Афанасьевичу его инфернальный визави. И тот старался до последнего. Поправки умирающей писатель вносил до 13 февраля 1940 года. Всего лишь за месяц до своей кончины (когда окончательно ослеп) он продолжал диктовать Елене Сергеевне. Правка остановилась на словах Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?» Скоро эта фраза осуществилась, увы, буквально.

Несчастный Фуньер напялил на себя не только бесовскую личину, но и имя старой колдуньи

Булгаков незадолго до смерти в кругу близких людей