Вернуться к Булгаковский сборник V. Материалы по истории русской литературы XX века

Г. Файман. Горьковец

Пролетарии всех стран, соединяйтесь

15 июня
1935 г.

ОРГАН ПАРТКОМА, МЕСТКОМА И КОМИТЕТА ВЛКСМ
МХАТ СССР имени А.М. ГОРЬКОГО

На подъеме

Партийная организация театра за последнее время добилась в своей работе серьезных успехов. Наряду с ростом за счет рабочих обслуживающих цехов за последний год к партии ближе подошла целая группа творческих работников, лучшие из которых приняты в группу сочувствующих.

Наметился сдвиг в активизации и всего коллектива работников театра. Конечно, решающим моментом всего этого послужил гигантский размах на всех участках социалистического строительства, со всей очевидностью начертавший контуры бесклассового социалистического общества.

Волею партии Ленина — Сталина и миллионов трудящихся изменяется лицо советской земли, изменяются люди и их настроения.

Не случайно с таким подъемом встречена и проведена театром подписка на государственный заем 2-й пятилетки (По Москве среди других театров МХАТ вышел на первое место). Сдача самолета звена МХАТ СССР им. Горького, отчисление однодневного заработка в фонд постройки гигантов-самолетов говорят сами за себя. Какой огромный интерес и живую радость проявил коллектив работников театра в день пуска московского метро и наконец недавно в дни совещания, посвященного обсуждению исторической речи т. Сталина. Серьезность, деловитость и глубокая искренность, с которой ставились насущные вопросы об отношении к людям, к театру в целом, были на высоте задач, о которых говорил тов. Сталин.

Судьбы театра с его организационными и творческими путями, судьбы творческих работников были поставлены в план обсуждения прямо и строго. Выступления показали высокую принципиальность, ясность политических задач, стоящих перед театром, и главное, искреннее желание помочь театру подняться на новую ступень своего развития.

«...Меня радует, что на совещании ставились вопросы по-деловому и не было здесь личных выпадов и истерик...», — говорит в своем выступлении народный артист республики Леонид Миронович Леонидов. В этих простых и коротких словах дана характеристика всему совещанию.

Настоящий первый номер внутритеатральной газеты «Горьковец» есть также факт политического роста нашего коллектива и дальнейшего развития общественной жизни Художественного театра.

Лед старых настроений сломан. Властно и неудержимо наступает весна, несущая новые общественные настроения, новые творческие силы. Впереди — огромные творческие задачи, много организационной работы, а стало быть и много трудностей. Волею и единодушием всего коллектива театра под руководством и с помощью партийной организации все трудности будут преодолены.

Больше внимания живым людям, творческим работникам. Больше любви к работе по воспитанию новых кадров. Больше действенной любви к театру, который хочет быть подлинно социалистическим.

Страна социализма, руководимая великим Сталиным, ждет от Художественного театра многого.

Будущее Художественного театра должно быть ясным, как ясен путь всей нашей социалистической родины.

«...ИЗ ВСЕХ ЦЕННЫХ КАПИТАЛОВ, ИМЕЮЩИХСЯ В МИРЕ, САМЫМ ЦЕННЫМ И САМЫМ РЕШАЮЩИМ КАПИТАЛОМ ЯВЛЯЮТСЯ ЛЮДИ, КАДРЫ».

СТАЛИН

Без ролей

За тринадцать лет своей работы в МХАТ-1 (включая сюда и период работы в бывшей второй студии) я сыграл одиннадцать ролей. После доктора Гаспара в «Трех толстяках», сыгранного мною в сезон 1929—1930 г. я до Олега в «Чудесном сплаве» не играл ни одной новой роли. Нормально ли это? Я знаю, что мои товарищи-актеры из других театров скажут, что ненормально. Но в МХАТ СССР им. Горького с нагрузкой актера обстоит очень скверно. Даже народные артисты Качалов, Москвин, Леонидов, Книппер-Чехова в отношении количества сыгранных ролей за последние годы находятся в положении не лучшем, чем я.

Это дает все основания утверждать, что в нашем театре отсутствует серьезная забота о творческом росте актера. Причин этому много, но основных, мне кажется, две — неумение вести активную и рассчитанную на значительный период времени репертуарную линию и совершенно непростительное неумение активизировать наличные в нашем театре режиссерские кадры.

В нашем театре — девять режиссеров, оба директора — руководители нашего театра, заслуженные артисты Сосновский, Литовцева, Кедров, Станицын, Судаков, Мордвинов, Горчаков. Загружены ли они достаточно? Нет. Они в этом отношении разделяют судьбу многих наших актеров. А между тем если бы каждому режиссеру была поручена хотя бы одна-единственная постановка в год (что при составе нашего актерского цеха больше чем в 110 чел. более чем возможно), то и тогда мы на обеих наших площадках дали бы по четыре с половиной постановки в год.

Но даже такое количество постановок для советского театра в наше время совершенно недостаточно. Мы должны и можем выпускать в год на каждой площадке не менее пяти-шести пьес и даже больше. Я не вижу ровно никаких объективных причин, которые бы нам этот план не дали выполнить.

Длительное безделье деморализует и актера и режиссера. А между тем мы в этом году на площадках наших обоих театров выпустили не больше трех спектаклей (по полтора спектакля на театр). Это совершенно естественно питает центробежные тенденции внутри актерского коллектива. Люди начинают работать в кино больше, чем в театре, ищут актерской и режиссерской работы на стороне. Так и мне сейчас вместо нормальной актерской работы (я еще молод и нуждаюсь в постоянной и упорной тренировке) пришлось искать творческую работу на стороне.

Вот я, актер, проработавший на сцене лучшего и культурнейшего советского театра 12 лет, до сих пор не могу самому себе ответить на вопрос о том, каковы мои превалирующие актерские вкусы и возможности. Это потому, что я просто не имел возможности до сих пор испытать себя во всех близких мне амплуа.

Я не думаю, чтобы организационное построение руководства нашего театра было неправильно и чтобы в его схеме не было предусмотрено творческой заботы об актере. Наоборот, у нас имеются три заведующих, в компетенцию и обязанности которых забота об актере входит (И. Судаков, Н. Подгорный, Н. Кедров). Но вот у нас заведующих немало, а подлинной заботы об актере очень мало.

Заслуженный артист республики М. ЯНШИН Народный артист республики М.М. ТАРХАНОВ

Работать, как товарищ Каганович!

...Я работаю во многих пьесах. Но спросите, удовлетворяет ли меня это. Я отвечу: нет, не удовлетворяет, ибо я много раз переиграл эти роли.

Я всю жизнь мечтаю сыграть Фальстафа. Мне обещали дать эту роль, и вот обнадеженным я хожу в ожидании... шесть лет. Увы, теперь я уже не смогу играть Фальстафа. Я постарел. Мне трудно сейчас сыграть эту роль. А как мне хотелось ее сыграть!

Я не собственные обиды высказываю, а этим хочу сказать о большом невнимании к людям. И я хотел, конечно, чтобы и со мной поговорили, примерно так: «Вот, Михаил Михайлович, у вас такие-то недостатки, но вы все же собой что-то представляете». О себе я говорю потому, что о себе легче говорить. Но я обижен за товарищей. Нет хорошего отношения к ним, отношения испортились донельзя.

Как быть? Я присоединяюсь к выступающим, говорившим, что без свежей струи в театре мы не обойдемся. У нас во главе театра должен быть такой человек, который бы повел весь коллектив по той большевистской линии, которая приносит все новые и новые победы. Мы должны брать пример с Лазаря Моисеевича Кагановича. Нет ни одного человека, которого бы он обидел, если человек работает. И понятно почему у т. Кагановича идут так хорошо дела. Так и мы должны работать и в театре!

(Из стенограммы)

«Кадры решают все»
(Сталин)

Слово творческого работника

Беречь золотой фонд театра — созидателей культурных ценностей социализма

Л.М. Леонидов. Народный артист республики. Театр — это спектакль

Что же я могу сказать? Все сказано правильно, с некоторыми, может быть, неправильностями.

Все-таки самое главное заключается вот в чем: вообще бывает один директор, а у нас их два. И потом оба эти директора имеют по театру, куда они кладут много своих сил...

Ясно, что без руководителя, без такого директора, который не намечает перспективу дальнейшего, а думает о сегодняшнем дне, нашему театру существовать очень трудно. Что такое театр? Театр — это спектакль. Без спектакля театра нет. Если сегодня есть хороший спектакль, то и в дальнейшем есть театр.

И вот на сегодняшний день театр должен думать о том, чтобы найти такого человека. Это должен быть непременно партийный человек.

(Реплика нар. арт. Вишневского: Правильно!)

Меня радует, что на совещании по-деловому ставились вопросы и не было здесь личных выпадов и истерик. Высказывались все открыто и с большой болью за театр.

И.М. Москвин. Народный артист республики. Помогать молодым актерам

Что же говорить? Нужно бить в точку. Вот т. Судаков бил в цель. Он говорил правильно и верно.

Надо признаться, что старики совсем не принимают участия в жизни театра: то ли интереса у них нет, то ли здоровье им не позволяет — неизвестно.

Старики помнят требования Художественного театра, вкус Художественного театра, этику Художественного театра. Если бы они в этом отношении стали помогать молодежи, то это было бы чрезвычайно существенно. Но, к сожалению, я этого что-то не вижу. Про себя я тоже самое могу сказать.

В повседневной жизни я вижу, что если не ходить за актерами, не лелеять их, не заниматься с ними, не похвалить их, то они ходят, как беспризорные. Это надо уничтожить в самые кратчайшие сроки.

Я считаю, что надо поставить спектакль, в котором был бы занят и старик, и средняк, и молодняк. Это повысило бы тонус самого спектакля. А то молодежи неинтересно работать, неинтересно потому, что в спектакле участвует одна молодежь. А при участии в спектакле старика и средняка молодежь могла бы равняться по старшим. Вот такой спектакль был бы очень интересен, значительный был бы спектакль.

М.И. Прудкин. Заслуженный артист республики. О плане узнаем последними

Всеми признано, что коллектив Художественного театра — один из самых сильных коллективов. Партия и правительство относятся к нам с исключительной чуткостью.

При каких условиях одерживаются победы?

— Прежде всего в работе должна быть плановость. Пусть будет в этом плане не пять пьес, а две. Без плана не может быть никакой работы. В нашем театре плановой работы нет.

Второе условие — широкое использование инициативы работников. Там, где инициатива получает поддержку, результаты огромны. В нашем театре инициатива поддерживается слабо.

Когда план является достоянием каждого работника, он становится огромной движущей силой. Но мы о плане ничего не знаем. Мы не знаем, какие пьесы принимаются, какие ставятся. Бывает стыдно, когда узнаешь о плане своего театра от читателей «Вечерней Москвы».

Картина ясна. Победа одерживается там, где крепкое большевистское руководство. Без крепкого большевистского руководства Художественный театр будет в тупике.

В.Я. Станицын. Заслуженный артист республики. Метро и «Мольер»

Художественный театр имеет в своем распоряжении все. «Вы жемчужина Советского Союза», — так говорили нам в Таганроге. Но мы сидим на старых процентиках. Мы стали рантье, которые стригут купоны. Но купонов уже нет...

Говорят, что мы должны готовить пьесу бесконечное количество времени. Нет, этого не должно быть! Расскажу о себе. Еще два года, и я не сумею играть в «Мольере»: толстею, начинаю задыхаться. Весь первый акт построен на движении, на физических задачах. Раньше мне было легко проводить первый акт, а теперь уже тяжело... Почему? Мне сейчас 38 лет, а когда мы начали работать над «Мольером» мне было 34 года!

За два года построили метро. За четыре года у нас построили тяжелую индустрию, всю страну поставили на ноги, а мы пьесу не можем поставить четыре года!

Вот мы дали в короткие сроки «В людях», «Пиквикский клуб» и неплохо их поставили. Почему же так затягивается постановка «Мольера»?

Об этом надо говорить, этот вопрос надо решить. Я человек не нервного порядка, но сейчас я болен и не могу слышать название этой пьесы «Мольер». Мне противна роль, в которую я был когда-то влюблен... Причины ясны.

И. Еланская. Заслуженная артистка республики. Загружать актеров

Важно, чрезвычайно важно для театра, чтобы в нем была деловая атмосфера, чтобы люди работали и правление знало, что вот такой-то товарищ находится без работы и такое-то количество инженеров даром получают жалованье. Днем незанятые готовятся к концертным номерам. Для актеров это выгодно, а для театра — невыгодно. Правление не должно допускать слабой загрузки актеров. Надо использовать каждого. Так надо для пользы театра.

В.О. Топорков. Заслуженный артист республики. Больше заботы о людях

К вопросу о кадрах. У нас в театре несколько лет состоит актрисой Попова В.Н. Несколько лет она не получает никакой работы. Замечательная актриса гибнет без работы, и на это никто не обращает внимания.

Почему так происходит?

Я работаю в театре восемь лет, и мне кажется, что интересы среди работников театра сильно разнятся. Нет у нас достаточной заботы о своем театре и о людях, работающих в нем.

В.В. Грибков. Нужна железная рука

Речь товарища Сталина содержит в себе большое и глубокое содержание. Она, как ворошиловский стрелок, бьет в цель и выбирает из 400 395 очков. Она является творческим манифестом и одновременно гениальным творческим анализом социалистического строительства.

В нашем театре слабо еще чувствуется дыхание удивительнейшей эпохи. Мы имеем факты невнимательного, а порой и бездушного отношения к живым людям, к актеру. Иногда кажется, что наш театр совершенно оторван от жизни.

Нам надо влиться в эту жизнь. Рабочий класс, трудящиеся, руководимые партией, строят прекрасную страну. И мы должны помогать этой стройке своим искусством.

Чтобы эта помощь была действенна, театру нужна железная рука, способная по-новому настроить всю нашу театральную жизнь.

В.Г. Сахновский. Заслуженный артист республики. Главное в конкретном руководстве

Осенью я был назначен режиссером «Привидения». Когда работа дошла до определенного места, все было снято. Через несколько месяцев предполагалось ставить «Анну Каренину». Говорили, что ставить буду я. А как же быть с «Привидением?» Ведь кто занят в «Привидении», тот не мог играть в «Анне Карениной»? В театре на эти вопросы мне никто не ответил.

Большие ненормальности в художественной жизни театра приводят к серьезным, нежелательным результатам. Необходимо чем скорее, тем лучше, подумать над тем, как лучше установить нормальное руководство театром, в особенности художественной частью. Руководители театра должны назначать ответственных за ту или иную художественную работу, и тогда все будет в порядке. До тех пор, пока не будет введен такой порядок, обязательный, кстати сказать, для всех советских учреждений и организаций, порядок, движущий страну вперед, — до тех пор мы ничего не добьемся.

Наш театр считают ценностью советской культуры. Мне кажется, чтобы повысить нашу ценность, надо иметь во главе театра одного человека, которому бы подчинялись все, а переговоры, коллективные заявления и массовые выступления ничем здесь не помогут.

П.А. Марков. Устаревшее наследие прошлых лет

Основным вопросом для театра является организационный. Мы живем при такой организационной структуре, которая нам досталась от прежних лет, и смешиваем ценность этой структуры с ценностью творческого коллектива. Смешивать нельзя. Это совершенно разные вещи. Творческий коллектив, который пришел к нам во главе со стариками, имеет необыкновенную ценность. Но организационные традиции Художественного театра устарели, существовать они дальше не могут. Они основаны на ложном принципе и не позволяют раскрыться Художественному театру во всей его полноте и силе. Организационные традиции стали для театра оковами, губящими это дело, которое мы сейчас делаем.

Если мы говорили о новом руководителе театра, то нужно понять, что он никоим образом не должен подменять художественное руководство. Он должен быть организатором театра, создать такую обстановку, при которой наиболее плодотворно расцветут художественные возможности всего коллектива.

О.Л. Книппер-Чехова. Народная артистка республики. Так жить нельзя

...У нас должен быть такой художественный руководитель, который бы понимал, что такое актер и что такое искусство, с должным уважением и с любовью следил бы за ростом актера — и тогда, я думаю, вернется в театр атмосфера радости, любви и уважения друг к другу.

Самое главное — это наша оторванность от жизни. Это я особенно остро почувствовала после поездки в Таганрог. Так жить, как мы живем, нельзя!

Силы у нас есть, люди есть. В театре назрела необходимость в таких формах, которые бы дали возможность людям работать, жить, а главное — любить.

И.Я. Судаков. Заслуженный деятель искусств. Топтаться на месте значит идти назад

У нас считают нормальным выпускать спектакль в два-три года.

Когда у нас возникает какая-нибудь попытка сократить эти сроки, то в театре появляются тенденции «бить в набат». Может быть, это прекрасная тенденция, но не всегда здоровая. Не обязательно, чтобы художественные результаты были прямо пропорциональны количеству затраченного времени.

Что мы имеем при больших темпах? Мы имеем громадный разрыв от роли до роли у наших актеров, что приводит к плачевным результатам; артистическая индивидуальность топчется на месте. А в нашем деле топтаться на месте — это значит идти назад. Например, если мы четыре года не даем роли Хмелеву, мы разрушаем его. Станицын вступил в «Мольера», когда ему было 34 года, а сейчас ему 38 лет и он еще этого «Мольера» не сдал. Конечно, такие темпы разрушают актера.

Ясно, что актер в полном расцвете своих сил, оставшись без нужной ему тренировки и при этом еще принужденный каждый вечер играть роли, на которых он уже засыхает, такой актер приходит к застою.

Мне кажется, что идея перестройки характера и природы нашей работы уже стучится в дверь и властно требует: «Примите это к руководству, иначе дело будет еще хуже».

Мне кажется, что сейчас, вопрос о кадрах, выдвинутый, в речи Иосифа Виссарионовича, требует от нас иной формы творческой работы и иной формы управления театром...

Газета МХАТ «Горьковец»

Примечания

Все материалы публикуются с сохранением орфографии и пунктуации оригинала.