А. Меньшой, по-видимому, был критиком левого толка, интересующимся экспериментом в театре: не случайно его внимание привлекло ироническое описание в повести «Роковые яйца» судьбы В. Мейерхольда. Известна, например, его статья «Экспоненты», состоявшая из отдельных портретов В. Мейерхольда, М. Чехова и И. Ильинского (Жизнь искусства. 1924. 24, 9—10). По справедливому замечанию комментатора собрания сочинения М. Булгакова в пяти томах, статья А. Меньшого, посвященная «Роковым яйцам», оставляла двойственное впечатление: «К чему так пространно, щедро цитировать и пересказывать текст, который так бездарен и незаразителен в художественном отношении. К чему сообщать, будто мимоходом, что повесть «нашумела в Москве», добавляя тем самым печатной рекламы осуждаемому произведению?» (Гудкова 1989: 674).
Позже советская критика нередко использовала этот «художественный» прием: под видом критического отзыва пересказывала содержание и даже анализировала поэтику произведений, чаще всего зарубежной литературы, которые невозможно было упоминать в положительном контексте.
Литература
Гудкова В. 1989 Повести Михаила Булгакова. In: М. Булгаков. Собрание сочинений в пяти т. Т. 2. Москва, 663—703.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |