Вернуться к Булгаковский сборник III. Материалы по истории русской литературы XX века

К статье Э. Бескина «Кремовые шторы»

Статья «Кремовые шторы» принадлежит перу известного советского театрального критика Эммануила Мартыновича Бескина (1877—1940). Хотя в трех известных списках «критиков и писателей, причастных в той или иной мере к травле Булгакова» (Булгаков 1989: 120—121) имя Бескина не названо, именно с его легкой руки кремовые шторы в квартире Турбиных сделались синонимом и символом враждебной советскому режиму буржуазной среды. Сами названия выступлений Э. Бескина в печати говорят о направленности его критики: ««Нэповские иллюзии» в искусстве» (Вестник рабочего искусства. 1923. 5—6); «В борьбе за реконструкцию» (Ежегодник литературы и искусства на 1929 год. Москва, 1929); «Боец искусства» (Зрелища. 1928. 30) и т. п. Насквозь политизированные статьи вульгарно-социологического толка резко разделяли культуру на «старое» и «новое». Так, в статье «О чем пел ак-Петушок» Бескин писал: «Конечно, с точки зрения «политграмоты» и увязки с сегодняшним днем «революционный» крик «Золотого Петушка» — весьма и весьма приготовительный класс. И та фига, которой кончается скипетр царя До дона, сейчас никого испугать не может. Тем более, что три пальца этой комбинации являются во всей постановке единственными перстами, указующими на некоторую «злободневность» — смешных масок старой сказки» (Бескин 1924: 4). Современники по-разному относились к Э. Бескину. Так, Юрий Слезкин в своих «Записках писателя» отмечал: «Эммануил Бескин — знаток театра (говорит редактор журнала «безбожник» Богад — и этаких идиотов сажают в редактора!») (ОР РГБ Ф. 801, оп. 1, ед. хр. 2, л. 89 об.). Как парадокс можно отметить сходство псевдонимов Бескина и Булгакова: Эм.Б. и Эмма Б.; а также Эмбе (повторяющий первые две буквы имени и фамилии критика) и его омоним М.Б. — инициалы Булгакова.

Литература

Бескин Э. 1924. О чем пел ак-Петушок // Жизнь искусства. 1924, 4—6. Булгаков М. 1989 Письма. Москва.